Юлия Баландина
Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного
образования. Основополагающими документами нормативной правовой
базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития
системы дошкольного образования являются :
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
Образования.
Публикация «Интеграция образовательных областей в условиях реализации ФГОС в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
В ФЗ "Об образовании в РФ" упомянут модульный принцип построения программы. Он включает в себя принцип интеграции как более узкий. Использовать или не использовать данный принцип – это решение самого детского сада. Все зависит от того, как вам удобнее планировать работу.
В связи с введением ФГОС дошкольного образования передо мной, как перед педагогом, новерное, и перед всеми вами актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми.
Содержание дошкольного образования направлено на решение следующих основных задач:
сохранение здоровья ребенка;
развитие базовых качеств личности;
построение образовательного процесса на основе игры как основного вида деятельности дошкольника.
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Она должна охватывать все виды деятельности или некоторые их них.
До того, как стать логопедом, я работала педагогом-психологом. И еще тогда, далеко до введения ФГОС мне было понятно, что интеграция не только интересна взрослым и детям, но и важна для психического и речевого развития дошкольников. Когда я заступила в должность учителя-логопеда, я себе поставила задачу разработать не интегрированные занятия через синтез образовательных областей, а предложить целостный интегрированный процесс взаимодействия взрослого и ребенка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области. Это принципиально новый подход к дошкольному образованию.
Главная цель взаимодействия специалистов нашего учреждения — повышение эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ. Интеграция обусловливает необходимость взаимосвязи в работе логопеда, психолога, музыкального руководителя. По возможности инструктора по физической культуре. Содержание образовательной области «Речевое развитие» предполагает овладение дошкольниками чистой и правильной речью, подготовку к речевой грамотности в школьном обучении, правильной орфографии. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Компенсировать дефект может только квалифицированная помощь. Речь — такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Двигательная активность можно осуществлять как на музыкальном, так и на физкультурном занятии. В нашем ДОУ, к сожалению, ставка инструктора по физической культуре отсутствует. Поэтому взаимодействие с этим специалистом. Но иногда эту роль с удовольствием выполняет один из наших воспитателей, которая имеет большой опыт работы по физическому развитию дошкольников.
Интегрированные занятия в практике логопедической работы в нашем ДОУ возможны двух типов:
1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель).
2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, муз. работника. и др.).
«Я вам хочу продемонстрировать 2 вариант».
1. Подход
Интеграция видов деятельности в рамках лексических тем. (Овощи и фрукты).
2. Начало
- Описательные загадки для накопления словаря существительных по теме и развитие классификации (познавательно-исследовательская деятельность).
- Проговаривание в продуктивной (изобразительной) деятельности.
Смешивание красок. (красный с желтым и красный с красный и синий).
Интерактивная беседа.
Молодцы! А теперь внимательно посмотрим на наши рисунки и расскажем, какие овощи и фрукты у нас получились. И расскажите, где они растут.
Например: Какого цвета баклажан? Баклажан фиолетовый. Какой формы баклажан? Баклажан овальной формы. Где растет баклажан? Баклажан растет в огороде на земле.
Апельсин оранжевый, круглой формы. Апельсин растет в саду на дереве и т. д.
Отвечать нужно полным предложением.
3. Обобщающие понятия (двигательная деятельность).
Я в роли бабушки, принесла с рынка овощи и фрукты, но все их перемешала вместе. Помогите мне их распределить по корзинам. Овощи и фрукты-воздушные шары, эстафета-распределить овощи и фрукты по корзинам. (Инструктор по физической культуре).
Мы сегодня шли, шли, в огород зашли (шагаем на месте)
Там пузатый кабачок отлежал себе бочок (чок,чок,чок)
(руки на поясе, наклоны в стороны)
А красавица-морковь, почему-то хмурит бровь (овь,овь,овь)
(хмурим брови)
К нам идт сюда арбуз, он надулся как картуз (уз,уз,уз)
(шаг на месте, щки надуты)
Все они мои друзья – овощей одна семья! (взяться за руки) (Муз. работник)
4. Все эти виды деятельности интегрируются с речевой деятельностью.
Перспективы. Раз в неделю проводить интегрированные занятия со всеми специалистами, заменяя 2 занятия одним, по согласованию с Роспотребнадзорам.