Папки-передвижки

Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)

Светлана Стенина
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)

часть 2

Интеграция – это глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей. Она охватывает все виды художественно - творческой деятельности и речевой, разнообразные игры: дидактические, подвижные, игры – драматизации, сюжетно – ролевые; изобразительную деятельность, художественно – речевую, музыкальную.

Публикация «Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)» размещена в разделах

Реализация коррекционных и образовательных задач на занятиях происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и задания. Интеграция помогает сократить количество занятий, снизить объем учебной нагрузки на каждого ребенка, освободить время для прогулок и свободной деятельности, способствуя укреплению психического и физического здоровья детей.

Включение детей с ОНР в разные виды деятельности на занятии позволяет повысить эффективность в работе и стабильность полученных результатов. Эти занятия можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии логопеда, воспитателей логопедической группы, педагога – психолога, музыкального руководителя, физкультурного работника и ребенка. Вся деятельность педагогического коллектива в логопедической группе строится на интегративной основе и дает почву для плодотворной, творческо-поисковой деятельности коллектива. В логопедической группе детского сада интегрированные занятия планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи. В рамках интегрированного подхода то или иное явление, событие дети рассматривают с разных сторон, выделяя и изучая разные аспекты: социальные, в том числе нравственно-этические; эмоционально-чувственные, включая музыкальные, художественно-эстетические; логико-математические; естественно-научные.

Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.

Механизм интеграции – образ, созданный разными средствами и воспроизводящийся детьми в разных видах деятельности.

в речевой – слово (обзорные определения, эпитеты, сравнения, ритм)

в театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы)

в изобразительной – рисунок (Фома, величина, цвет, композиция, ритм)

в музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.)

На интегрированных занятиях решаются следующие задачи: Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); учить ребенка применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; учить развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.

Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.

Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде.

Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:

• Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.

• Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.

• Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.

Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.

Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности: речевую, логико-математическую, театральную, музыкально-ритмическую, физкультурную, изобразительную. Каждый вид деятельности имеет свои особенности и свое влияние на развитие способностей ребенка, его физических и умственных сил, волевых и нравственных качеств. Можно также выделить самостоятельную и совместную деятельность. Все виды деятельности в процессе занятий взаимосвязаны.

Методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях используются различные методы и приемы.

Наиболее эффективны из них следующие:

-сравнительный анализ, сопоставление, поиск;

-проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.

-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.

Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.

Структура интегрированных занятий.

• Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей.

• Основная часть. Детям даются новые знания, параллельно идёт работа по обогащению и активации словаря, обучению связной речи.

• Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа на закрепление полученной информации.

Требования к структуре занятий

• чёткость, компактность материала;

• продуманность и логическая взаимосвязь материала разделов программы;

взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе деятельности;

• большая информативная ёмкость материала;

• систематичность и доступность изложения материала;

• соблюдения временных рамок деятельности

Интегрированные занятия в практике логопедической работы возможны двух типов:

1. Сотрудничество педагогов различных учебных дисциплин (логопед – психолог, логопед – музыкальный руководитель, логопед – воспитатель, логопед – физкультурный работник).

2. Использование логопедом методов работы других специалистов (психолога, воспитателя, музработника и др).

Задачи первого типа интеграции :

• Координация деятельности всех специалистов системы психолого-педагогического сопровождения (педагогов-психологов, социальных педагогов, логопедов, дефектологов, учителей, воспитателей) по созданию оптимальных условий для нормального развития ребенка.

• Совершенствование системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях образовательного учреждения.

• Систематизация имеющегося опыта, обмен интересными профессиональными находками.

• Объединение представителей разных специальностей в решении вопросов создания особой культуры психолого-педагогической поддержки участников учебно-воспитательного процесса.

Основная задача второго типа интеграции – повышение эффективности логопедического процесса.

Литература

1. Белая К. Ю. и др. Интеграция – как основной инструмент создания новой модели ДОУ //Управление ДОУ. 2003. №4

2. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. №8.

3. Инновации в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. / Сост. О. Е. Громова. М. 2008.

4. Косенкова О. С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий // Логопед. 2010. №7.

5. Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. /Под ред. К. Ю. Белой. М., 2005.

6. С. Сажина «Технология интегрированного обучения», «Творческий центр», М. ,2008г

7. Статья: О. Скорлупова, Н. Федина «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании». Журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

8. Статья: Т. Гризик «О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», журнал «Дошкольное воспитание» №5, 2010г

9. Статья: А. Пронина «Преодоление, познание, гармония», журнал «Дошкольное воспитание» №10, 2010г

10. «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» от 23.11.2009г.

Публикации по теме:

Интеграция образовательных областей в работе логопеда через совместную деятельность со специалистами ОУ «ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА ЧЕРЕЗ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО СПЕЦИАЛИСТАМИ ОУ»Федеральные государственные образовательные.

Интегрированное занятие учителя-логопеда и дефектолога в старшей группе детей ЗПР по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки» Цели: • Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве,.

Конспект образовательной деятельности учителя-логопеда в старшей группе с использованием лего-технологии «Мебель для Кирюши» Тема: Цель: Уточнить и расширить представления детей о мебели. Задачи: Коррекционно – образовательные: • Учить детей дифференцировать мебель.

ООД в старшей группе с участием учителя-логопеда «Поможем Буратино и Мальвине» Приветствие гостей. Воспитатель. Проходите, очень рада видеть и с интересной новой сказкой познакомить вас сейчас. Ближе, ближе подходите.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых нарушений у дошкольников Дошкольный возраст – важный период в нравственном, психическом и речевом развитии личности ребенка. С момента рождения ребенка окружает.

Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением речи Организация взаимодействия учителя-логопеда с семьей в использовании нетрадиционных форм для сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением.

Приёмы взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и музыкального руководителя Впервые система музыкально-ритмических движений была разработана известным швейцарским музыкантом-педагогом Э. Далькрозом. Метод Далькроза.

Примерное тематическое планирование учителя-логопеда в старшей группе для детей с нарушениями речи Обследование - 1 – 19 сентября. I период Осень 1. 22.09-26.09 Лес. Грибы. Ягоды. 2. 29.09-03.10 Сад. Фрукты. 3. 06.10-10.10 Огород. Овощи.

Семинар-практикум как форма конструктивного взаимодействия учителя-логопеда с родителями Работая в группе компенсирующей направленности на протяжении 13 лет, в своей деятельности я, как и все специалисты, придерживаюсь определённой.

Совместное занятие учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы «Прогулка в осенний лес» Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в ходе НОД в старшей группе для детей с ОВЗ (часть первая)
Опубликовано: 27 ноября 2015 в 12:07
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД