Лучший педагог года

Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод

Ольга Абдикаримова
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод

Интеграция задач познания и художественно – эстетического развития через системно – деятельностный метод

в рамках освоения программы «Мир открытий»

Абдикаримова Ольга Александровна

педагог дополнительного образования

МБДОУ детский сад№41 комбинированного вида

Публикация «Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод» размещена в разделах

Актуальность интегративного подхода к системе образования обусловлена требованиями общества на современном этапе развития. Федеральный государственный образовательный стандарт устанавливает нормы и положения обязательные при реализации основной образовательной программы детского сада. Основная образовательная программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей.

Начнём с того, что выясним, что же такое интеграция? Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Интеграция познавательной и художественной деятельности понимается как организованный педагогом целенаправленный и взаимообратный перенос информации с языка элементарных научных представлений на язык художественных образов в целях порождения в сознании ребенка культурных и личностных смыслов и создании целостной картины мира.

В дошкольном возрасте система интегрированных занятий предполагает следующую динамику: информационно – образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе полихудожественного восприятия мира и выражении себя в разных видах деятельности.

Основным методом образования и воспитания детей дошкольного возраста в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности выступает метод пробуждения предельно – творческой самодеятельности, а основную педагогическую ценность являет не результат деятельности как таковой, а эмоционально окрашенный процесс, творческое действие, направленное на создание целостной картины мира. В результате у детей начинает формироваться опыт самоорганизации, самодеятельности, самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Интеграция – ресурс для личностного развития всех участников образовательного процесса. Организация образовательного процесса на принципах интеграции познавательной и разных видов художественно – продуктивной деятельности позволяет во – первых, находить и осваивать широкое поле разных видов деятельности как детям, так и взрослым; во – вторых, помогает педагогам наиболее творчески подходить к подготовке образовательного процесса.

Особенно ярко проявить и развить себя как ребенок, так и педагог может при помощи деятельностного метода, предложенного Л. Г. Петерсон в программе «Мир открытий». Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля, ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении личностно значимых для него задач и проблем.

При деятельностном подходе образовательный процесс должен быть принципиально нового типа: педагог не дает знания в готовом виде, а создает ситуации, когда у детей возникает потребность эти знания «открыть» для себя, и подводит их к самостоятельным открытиям через систему вопросов и заданий. Если ребенок говорит: «Хочу научиться!», «Хочу узнать!», значит педагогу удалось исполнить роль творческого организатора.

Художественно – эстетическое развитие здесь рассматривается как средство самостоятельного освоения, открытия мира ребенком в многообразных формах его проявления.

Подтверждение всему вышесказанному я нашла в трудах И. Лыковой и в ее программе «Цветные ладошки», которую взяла за основу при подготовке к занятиям продуктивной деятельностью.

На своих занятиях часто использую технологию исследовательской (экспериментальной) деятельности. На занятиях по рисованию дети экспериментируют с различными видами художественных материалов, например – восковые мелки и акварель, акварель и гуашь; рисуют на мятой бумаге, оставляют оттиски различными предметами. На занятиях лепкой создают образ, дополняя его пуговицами, камешками, бусинками и т. п.

Дети самостоятельно «открывают» новые знания, а затем включают новые знания в систему знаний и умений. (Например, ситуация с пропавшей краской. Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать? Дети самостоятельно находят решение – надо смешать краски. Путем эксперимента выясняют какие именно краски надо смешать. Делают вывод – для получения зеленой краски нужно смешать синюю и желтую краски). При этом актуализируются мыслительные процессы: дети анализируют, сравнивают, обобщают.

Таким образом, интеграция познавательной и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) и деятельностного метода обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Литература:

1. Лыкова И. А., Рыжова Н. Н. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду //Цветной мир, 2012 г.

2. Петерсон Л. Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования//Школа 2000, 2008 г.

3. https://www.sch2000.ru/deyatelnostniy

4. https://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Lykova

Публикации по теме:

Анализ художественно-эстетического развития дошкольников Художественно - эстетическое развитие детей в детском саду предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания.

Дидактические игры для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство Методические рекомендации к набору дидактических игр для художественно-эстетического развития через декоративно-прикладное искусство. Дымковская.

Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство.Дидактические игры для художественно — эстетического развития через декоративно — прикладное искусство. В нашей разновозрастной группе (дети от 4-х до 7 лет) дети с удовольствием играют в дидактические игры " Дымковские народные игрушки".

Изучение художественно-эстетического развития старших дошкольников Диагностика художественно-эстетического развития детей 5-6 лет — процесс многократного исследования, эмоционально-личностных особенностей,.

Программа художественно-эстетического развития в средней группе Цель программы: Основная цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного.

Реализация задач художественно — эстетического развития в процессе совместной деятельности взрослого и детей 3–4 лет Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен.

Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»Семинар-практикум «Метод проектов в решении задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода.

Семинар «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Слайд №1 «Создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников» Подготовила: воспитатель МАДОУ «Синеглазка» г. Ноябрьск.

Системно-деятельностный подход. Конспект занятия по познавательному развитию «Смешение цветов» Тема: «Смешивание цветов (оранжевый)"средняя группа. 1. Введение в ситуацию. Вос-ль: Ребята, давайте сейчас с вами отправимся в осенний.

Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка»Уголок художественно-эстетического развития «Каляка-маляка» Одним из важных условий реализации художественно-эстетического воспитания в ДОУ является грамотная организация развивающей предметно-пространственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеграция задач познания и художественно — эстетического развития через системно — деятельностный метод
Опубликовано: 21 августа 2015 в 00:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД