Наталья Бондаренко
Интегрированная учебно-организованная деятельность по изодеятельности и экологии в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
В Государственном общеобразовательном стандарте дошкольного воспитания и обучения целью образовательной области «Творчество» является формирование чувственно-эмоциональной сферы и эстетического вкуса ребёнка, развитие творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста. Общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на занятиях по изодеятельности способствует интегрированное обучение[1].
Публикация «Интегрированная учебно-организованная деятельность по изодеятельности и экологии в средней группе» размещена в разделах
До сегодняшнего дня в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Всё это привело нас к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста, исследованиями которого занимались Н. М. Берулава, А. Я. Данилюк и др. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия[2].
Т. С. Комарова считает, что особую роль в интеграции воспитательно-образовательного содержания, несомненно, играет искусство (разные его виды) и детская художественная литература. По её мнению произведения искусства и литературы расширяют и углубляют представления о жизни природы и общества во многих ее проявлениях, о связи предметов, явлений, событий, отражая их с разных сторон. И дети узнают мир как целостное явление, вместе с тем осознавая его конкретные проявления: форму предметов и объектов, их величину, расположение в пространстве и по отношению друг к другу, величину предметов по отношению к другим (дом больше человека, а дерево может быть выше дома и т. п.). Все это способствует интеллектуальному развитию детей, формированию у них образных представлений и образного мышления[3].
На основании вышеизложенного предлагаю конспект интегрированного занятия по изодеятельности и экологии в средней группе.
Тема: «Друзья для снеговика».
Цель: Учить детей наклеивать готовые формы (круги) в определённой последовательности, учитывая их величину и располагая в высоту от самого большого до самого маленького; учить предварительно выкладывать на листе приготовленные детали, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Закрепить знания о величине, форме, цвете. Расширить знания детей о свойства снега. Воспитывать аккуратность, правильно используя предназначенный материал. Вызывать у детей радость от созданного ими изображения.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций на зимнюю тему, лепка снеговика из снега, пластилина; заучивание стихотворения.
Раздаточный материал: Основа из синего картона размером 15-20 см., готовые формы (белые круги диаметром 5 см., 4 см., 3 см., морковка, клей, кисть, клеёнка, тряпочка, поднос, фланелеграф, большое полотно с приклеенными ёлочками).
Ход ОУД: Дети заходят в группу.
- Балалар, сегодня к нам придёт необычный гость, а какой гость – я не скажу, вы должны догадаться сами, отгадав загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Руки – сучки.
Холодный, большой…
Кто я такой? (Дети хором - Снеговик).
-Правильно, это Снеговик. Сегодня мы будем с вами его лепить. Ребята, а кто мне скажет, из чего сделан Снеговик? (Снеговик сделан из снега).
-Молодцы, из снега. Ребята, а Снеговика слепить можно в любую погоду (Нет, только когда на улице тепло и снег липкий).
- А что же произойдёт, если снежок занести в группу? (Снежок растает).
- Почему? (Потому что в группе тепло. Когда снег попадает в тепло, он начинает таять).
- Конечно же, ребята, если снег попадёт к нам в группу – он растает, поэтому мы будем делать Снеговика из бумаги.
Раздаётся стук в дверь. (достаю снеговика)
- Вот он какой, наш Снеговик. Давайте его рассмотрим: он слеплен из трё х комочков разных размеров: внизу самый большой ком, в середине поменьше, а вверху – самый маленький. А из чего у нашего снеговика сделан нос? (из морковки). А какого цвета снеговик? (белого). азаша айт белый? (а). Правильно. А морковка? (оранжевая) .
Повторите, пожалуйста, из каких частей состоит снеговик? А из чего сделан нос снеговика? (Дети повторяют хором и индивидуально).
- Молодцы, вы всё правильно мне рассказали.
- Ребята, я вам с улицы принесла снеговика, но он у меня упал и развалился. Поможете мне его собрать? (Да)
- Вот смотрите у меня в руке 3 круга (один большой, другой поменьше, а третий маленький). Кто мне поможет собрать снеговика?
Дети вместе с воспитателем составляют снеговика на фланелеграфе.
- А теперь мы с вами поиграем. Вставайте в кружок.
Физкультминутка.
Снеговик в лесу пропал (поднимают руки вверх, пальцы раскрыты,
Он куда-то убежал (указательным и средним пальцем изображают бег).
Может, испугался волка? (обнимают себя, изображая страх)
Может, зайка сбил с дороги? (показывают руками ушки)
И в сугробах тонут ноги (поочерёдно поднимают ноги) .
- Вы знаете, ребята, наш Снеговик сказал мне, что ему скучно стоять в лесу одному. Он хочет завести себе друзей. Давайте ему поможем? Сделаем ему друзей. (Дети соглашаются с воспитателем).
- Присаживайтесь за столы.
Дети рассаживаются на свои места.
- Садитесь ровненько, спинки прямые. Посмотрите, какого я сделала друга для Снеговика. Он вам понравился? (Да, понравился). Вы тоже такого сделаете. Но сначала я вам покажу, как можно сделать такого же Снеговика.
Показ воспитателя детям.
- Видите, у меня получился ещё один такой же Снеговик.
Воспитатель достал полотно с ёлочками.
- А вот и лес, в котором растут ёлочки. Я своего Снеговика поставлю под ёлочку. Когда вы сделаете своих Снеговиков, мы их тоже разместите под ёлочки. Ну, а теперь вы поворачивайте свои стульчики к столам и приступайте к работе.
Воспитатель следит за выполнением работ, помогает детям, которые затрудняются.
После того, как дети закончат делать свои работы, размещают Снеговиков под ёлочки.
- Как вы думаете, балалар, скучно теперь будет снеговику (Нет, теперь у него много друзей и им вместе не будет скучно).
- Какие же вы все у меня молодцы! те жасы! Хорошо постарались и сделали красивых друзей для Снеговика. А он за это принёс вам сладкие призы – конфеты и говорит вам рахмет!
Педагог раздаёт детям сладкие призы.
И в заключении хотелось бы отметить, что труды многих учёных, таких как Н. С. Александрова, М. Б. Зацепина, Е. К. Брыкина, Т. С. Комарова и др. говорят о том, что включение интеграции в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении значительно повышает эффективность всестороннего развития детей и формирования их способностей и одаренности [3].
Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан 2012. –
С16.
2. Берулава М. Н. Теоретические основы интеграции образования. – М. – Совершенство. - 1998.
– С. - 192.
3. «Перья Серафимов» // «Наш современник». – 2009. – № 10. – С. 258-275.