Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»

Анжелика Скачкова
Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»

[h3]Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука».[/h3]

Составила: воспитатель Скачкова А. А.

Цель:

познакомить с народными символами России, воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представления детей о народных символах России (колокол, береза, рукотворные куклы);

- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о Родине;

- продолжать формировать умение вести координированный диалог;

- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе;

Развивающие:

- мышление, речь, воображение;

- развивать моторику рук при изготовлении народной нитяной куклы «Мартеничка»;

Воспитательные:

- воспитывать желание заботиться о родной природе, развивать чувство гордости за свою Родину.

Ход НОД.

НОД проходит на основе презентации.

Дети под народную музыку входят в зал.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»

Кланяются.

Здравствуйте, люди добрые,

Гости званные,

Гости желанные.

Мир вам, гости дорогие

Вы явились в добрый час –

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

(дети встают в круг)

Соберёмся дети в круг.

Я твой друг, и ты- мой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель: Сегодня, я предлагаю заглянуть в историю. А историю чего, вы узнаете из стихотворения.

Шар большой, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома.

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой.

Этот дом, страна, земля – Это Родина моя!

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина? (Ответы). А вы знаете, как называется наша Родина? (Ответы). Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия, самая большая страна в мире.

Воспитатель: А кто знает, как называлась наша Родина в древности? (Русь)

Воспитатель: Вот и отправимся мы на экскурсию в музей символов Руси-матушки. Только это не простой музей – это музей из сундука. И экспонаты я буду доставать из сундука тогда, когда вы отгадаете загадки. В обычном музее ничего трогать нельзя, можно только рассматривать, наш музей особый, мы сможем все потрогать.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

Давным-давно в деревне

Жила одна семья

Оставила в наследство нам

Большой сундук добра

Его сейчас откроем

И поведем рассказ,

Как жили наши предки

Всего лишь век назад.

Воспитатель: Любой русский человек, находясь далеко от дома, при слове Родина вспоминает и представляет что-то свое, очень-очень родное.

Воспитатель: Послушайте загадку.

У него есть язык,

Он болтать им привык.

Но когда болтает он,

Слышно не слова, а звон. (колокол).

Появляется слайд с качающимся колокольчиком.

Воспитатель: Правильно это колокольчик и его большой брат колокол. Присаживайтесь, я расскажу вам о колоколах.

Звучит колокольный звон.

Воспитатель: Колокола звучали «во дни торжеств и бед народных».

Колокола обычно изготовлялись в пушечных мастерских. Пушечных дел мастера лили преимущественно крупные колокола, а колокольники (была и такая специальность) — отливали мелкие. Литье колоколов считалось почетным делом. В колокольный сплав, состоявший из меди и олова, добавляли серебро — для благозвучности. Отсюда и выражение «серебряный звон». Колокол был в старину словно живое существо. Ему давали имена Сокол, Георгий, Гавриил, Медведь. А это самый большой колокол Царь-колокол, он находится на Красной Площади в Москве.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что для нас есть в сундуке.

Воспитатель достает из сундука колокольчики и с помощью детей расставляет их на столе.

Воспитатель: Давайте позвоним в наши колокольчики, чем отличается их звучание? (Деревянные звучат глухо, медные громко, металлические звонче).

А от чего зависит эта разница? (От материала из которого они сделаны).

Воспитатель: А теперь присядьте и послушайте еще одну загадку о другом символе России-матушки.

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(березка)

Воспитатель: Береза является символом нашей родины России.

Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту. У всех берез необычная кора: белая, с черными полосками. Береза единственное в мире дерево, у которой белый ствол. Березу за ее кору называют белоствольной. Белую кору называют берестой. На белой коре есть черные черточки. Они называются чечевички, через них береза дышит.

Воспитатель: Но березка не только красивое, но и полезное дерево. Еще в древности люди отметили многие полезные свойства березы.

Из бересты люди научились изготавливать различные вещи: туески для сбора ягод, грибов, емкости для хранения молока, масла. В старину береста заменяла бумагу – «берестяные грамоты», из опилок делали бумагу, издавна люди прознали и про целебные свойства березового сока. А из листьев получали зеленую и желтую краски.

Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас в сундуке.

Воспитатель с помощью детей выкладывают экспонаты на стол, рассматривают.

У березы есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.

Давайте и мы сейчас заведем хоровод. Становись детвора! Хоровод водить пора!

Исполняется хоровод «Во поле березка стояла»

Воспитатель: У нас в сундуке осталась еще один предмет. Отгадайте загадку.

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь - будет спать,

День, и два, и даже пять. (кукла)

Воспитатель выкладывает на стол разных кукол.

Воспитатель: Совершенно верно, кукла, да только не простая, а народная. Давным-давно, в стародавние времена, кукол люди делали сами. Из того, что было под рукой (из подручного материала).

Воспитатель: Посмотрите, какие разные куклы были в старину. Они делились на три группы: игровые, обрядовые и обереговые.

Воспитатель: Посмотрите, это игровые куклы: малыш-голыш, отдарок-на-подарок, зайчик на пальчик, кулачник, разные куклы столбушки или закрутки, кукла на выхвалку.

Воспитатель показывает и перечисляет названия различных кукол.

Воспитатель: Были на Руси и обереговые куклы, которые должны были оберегать хозяев от невзгод и бед: оберег от пожара, колокольчик, «успешка», семейная.

Воспитатель: Это обрядовые куклы, которые использовались для различных обрядов. Например: купавка, коляда, неразлучники, кукла- масленица, десятиручка.

Воспитатель: Посмотрите, что общего и странного, на наш взгляд, в этих куклах? (Они без лица)

Воспитатель: Верно, кукол в старину делали без лиц – безликой. В старину считали, что куколка с лицом, словно человек, который может навредить. К куклам относились очень бережно, с ними разговаривали, доверяли свои секреты.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру, я буду называть материал, а вы то как можно назвать игрушку:

если кукла сделана из глины, то как ее можно назвать?

из соломы? – соломенная;

из ваты – ватная;

из тряпочек – тряпичная;

своими руками – рукотворная;

куклы, которые оберегают - обереговые;

кукла для игры – игровая;

кукла для обряда – обрядовая.

Воспитатель: Хотите мы тоже смастерим куклу. Эта кукла называется мартеничка (нитяная кукла). Как вы думаете, почему мартеничка? (делали в марте). Это куклы для обряда закликания весны. Их вязали из нитей двух цветов: белого – символ уходящей зимы, красного – символ весны и жаркого солнца. Такие пары кукол развешивали на ветвях деревьев.

Проводится пальчиковая гимнастика «Помощники мои».

Вот помощники мои полюбоваться руками

Как их хочешь поверни повернуть от себя к себе

И вот эдак и вот так покрутить вниз – вверх

Не обидятся никак. собрать пальцы в щепотку и покрутить

Раз, два, три, четыре, пять хлопать

Не сидится им опять встряхнуть

Постучали постучать по столу

Повертели вращательное движение кистями

И работать захотели потирающие движения

Поработаем немножко сжать-разжать

Мы дадим им отдохнуть сложить лодочкой

Постучали постучать по столу

Повертели вращательные движения

Ну и дальше снова в путь.

Дети под музыкальное сопровождение выполняют кукол.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите – какие замечательные куклы у вас получились. Давайте подарим нашим гостям. А нам пора завершать нашу экскурсию по музею.

Итог НОД.

Воспитатель: Скажите, с какими символами России мы сегодня познакомились? (Колокол, береза, рубаха, рукотворная кукла).

Какую куклу мы учились мастерить? (мартеничку).

Вам понравилась наша экскурсия?

Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Под музыку дети выходят из зала.

Прикреплённые файлы:

k-nod-yekskursija-v-muzei_1k2l6.pptx | 15431,58 Кб | Скачан: 13
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Виртуальная экскурсия в Зоологический музей» Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно - эстетическое развитие,.

«Виртуальная экскурсия в литературный музей им. И. С. Никитина». Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея Конспект мероприятия в средней группе в рамках музея «Сказки задумчивого пруда» и работы кружка «В гостях у сказки». Тема: «Виртуальная.

Конспект открытого НОД «Свойство бумаги» к проекту мини-музей «Волшебная бумага» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие,.

Конспект открытого урока «Экскурсия по городу Сочи» Открытый урок по теме: “Экскурсия по городу Сочи” Задача: -уточнение представления о родном городе; знакомство с некоторыми достопримечательностями.

Конспект занятия с применением ИКТ «Виртуальная экскурсия в Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья»Конспект занятия с применением ИКТ «Виртуальная экскурсия в Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья» Добрый день, друзья! Представляю вашему вниманию конспект занятия в подготовительной к школе группе с применением ИКТ на тему "Виртуальная.

Конспект занятия в подготовительной группе «Экскурсия в музей» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Экскурсия в музей». Подготовила воспитатель Сарсания А. Э. Цель: Познакомить.

Экскурсия в музейЭкскурсия в музей 5 декабря воспитанники детского сада №38 посетили занятие в музее Уездной медицины имени Бехтерева. Дети вместе с воспитателями узнали много.

Автор публикации:
Конспект открытого НОД «Экскурсия в музей из сундука»
Опубликовано: 19 апреля 2018 в 07:49
+198Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 82.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кроссворд по математике для 7 класса «Загадочный треугольник»
«Загадочный треугольник» ( Кроссворд для 7 класса) Предлагаю Вашему вниманию кроссворд «Загадочный треугольник» ( Рис. 1) , который можно использовать как...
Мои творческие работы
Фотоотчёт «Мои творческие работы». Добрый вечер, дорогие друзья! За долгие годы работы с детьми мне, как и многим воспитателям приходилось многое делать...
Отчёт о проделанной работе в средней группе ДОУ
Воспитательно-образовательная работа в средней группе проводилась соответственно возрасту детей разработанной на основании примерной программы «От рождения...
Оформление участка летом
Лето . самое любимое время года и маленьких и взрослых. Это прекрасное время солнечных и теплых дней, поездок в деревню к бабушке и дедушке, где свежий и...
Опыт работы с одарёнными детьми в школе
Работа с «одаренными детьми» строится на принципах, заложенных в школьной программе «Одарённые дети»: максимальное разнообразие представляемых возможностей...