Интегрированное занятие «Чудо северного пряника» в старшей группе

Ирина Бобрецова
Интегрированное занятие «Чудо северного пряника» в старшей группе

Интегрированное занятие в старшей группе «Чудо северного пряника»

Программное содержание:

- Расширять знания о промысле северного края – прянике козуле.

- Развивать речевую активность, учить отгадывать загадки, проговаривать слово по слогам, определять количество слогов в слове.

- Придумывать существительные, прилагательные.

- Учить создавать северный пряник: раскатывать тесто скалкой, вырезать формой, выкладывать на противень.

- Прививать интерес к народным играм, желание в них играть.

- Вызвать эмоциональную отзывчивость к народной музыке.

- Воспитывать любовь, уважение к традициям северного края и передаче опыта от поколения к поколению.

Материал: мультимедия, пряности (корица, гвоздика, тесто на подносе, формы для выпекания, скалки, противень, фартуки, косынки, влажные салфетки.

Предварительная работа: реализация проекта «Чудо северного края».

Наш северный край богат животным миром. Если вы отгадаете загадки, то встретитесь с некоторыми животными нашего края.

1. Мчится возле речки

Под седлом уздечка.

(Лошадь)

2. У кого рога длиннее хвоста? (Коза)

3. Ест зеленое, дает белое. (Корова)

4. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево перелетает. (Белка)

5. Кто на своей голове лес носит? (Олень)

6. На гору бегом, а с горы кувырком. (Заяц)

Правильно. А теперь встаньте и найдите отгадки среди своих пряников. Может кто-то нашел другого животного? Здесь настоящие животные, а это ваши расписные…козули.

Сели на стульчики.

По старой доброй традиции в канун Нового года пекут вырезные пряники (посмотрите на экран) северные козули. Чем украшенные? (сахарной глазурью)И с того момента как воцаряется запах пряности (каких? корица, гвоздика) наступает радостное ожидание праздника. Украшение елки, раздаривание гостинцев родне и близким на счастье в Новом году.

А кто знает загадку про козулю?

Маленька, рогатенька

Головой не вертит,

На зубах хрустит?

Почему на зубах хрустит?

Давайте вслушаемся в звучание этого слова. Прохлопаем в ладоши это слово: ко-зу-ля. Сколько слогово? От какого слова произошло название? В народе говорили:

«Где коза бродит…там жито родит»

«Где коза с рогами…там жито стогами»

Коза являлась символом достатка в доме. Восхваляли козу в народных играх.

Давайте и мы поиграем в игру «Пошел козел по лесу». Вы будете передавать фигурку козла, я хлопну в ладоши, у кого окажется, тот и будет козлом.

Пошел козел по лесу…

Нашел себе принцессу…

Давай с тобой попрыгаем…

И ножками подрыгаем…

Ручками похлопаем…

Ножками потопаем…

Ручками помашем…

Весело попляшем…

Головкой покиваем…

И снова начинаем.

Вот как весело поиграем.

Ребятки, а вы когда-нибудь пробовали козули? Какие они на вкус?

Не всегда наши северные козули были такими расписными. Раньше лепили (показать на слайде) хлебные фигурки. Пряники представляли полоски из хлеба – жгутики, сплетенные в причудливые извилины. Кого они напоминают?

Пекли много, часть таких пряников вскармливали скоту. Чем больше испечешь фигурок, тем здоровее будет домашний скот. Такая фигурка служила оберегом от злых сил.

Существует много фольклорных форм про наши северные козули: загадки, пословицы, поговорки, народные игры.

Чаще всего в северных козулях встречается фигурка оленя. В старину охотники называли оленя лесным козлом. Рассказывалось, что копыта у оленя серебряные, рока краше золота, недаром он освещает все вокруг.

Давайте ее поиграем в народную игру «У оленя дом большой». Встаем в круг.

У оленя дом большой,

Он глядит в свое окно.

Заяц по лесу бежит,

В дом к нему стучит.

Тук-тук-тук! Дверь открой.

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц, забегай,

Лапу мне давай.

Какой олень?. внимательный, заботливый, гостеприимный…

Пекли и расписывали козули мастерицы-«козульщицы». Какими элементами украшали козули? (точки, волнистые линии, снежинки, завиток) Они наносили с помощью деревянной палочки, а сейчас используют специальные кулинарные мешочки (показать). Какие цвета чаще встречаются в козулях? (белый) Что напоминает этот цвет? (снег, зиму)

По контуру пряника делается белая обводка глазурью, для подчеркивания силуэта фигурки. Какими цветами еще украшали?. Розовый цвет – это цвет солнца.

Изготовление козуль было семейным делом. Мужчины из полосок железа делали форму «резаки», выемки для вырезания пряников. Женщины готовили тесто, пекли. Украшали и расписывали всей семьей, и взрослые и дети. Начинали печь с октября. Считалось, что чем больше будет козуль, тем богаче будет урожай.

А для изготовления козуль что необходимо? (тесто) А почему оно необычного цвета? (пережженный сахар) А какие пряности мы чувствуем? Давайте вдохнем носиками, выдохнем. Что это? (корица и гвоздика) А как раньше называли эти пряности (духи)

Тесто у нас готово. Посмотрите я надеваю фартук, косынку, вытираю руки влажной салфеткой. Что у меня в руке? (скалка) А это что? (форма, резак) Я взяла комочек теста, какое оно мягкое, эластичное.

Показать как раскатать тесто, вырезать формы и положить на противень. Дети приступают к работе…

А теперь подойдите, встаньте вокруг противня, найдите среди козулей фигурки животных.

Что за пряник здесь чудной

Ароматный и резной.

Сладким запахом манит

Угощаться всем велит.

Северные мастерицы

Пряники пекли в светлице!

Пока пряник выпекаешь,

Всех зверюшек повстречаешь!

Олененок, медвежонок,

Белка, уточка, цыпленок.

Здесь и зайчик, и косуля

Пряник наш зовут…козуля.

Сейчас Юлия Валерьевна отнесет наши козули на кухню, а повар Людмила Николаевна испечет в духовке. А вечером мы будем пить чай с козулями.

Публикации по теме:

«Моя семья». Интегрированное занятие в старшей группе Интегрированное занятие Старшая группа. «Моя семья» Цель: воспитывать любовь и уважение к родным и близким Задачи: 1. Развивать словарный.

Интегрированное занятие для детей средней группы «Чудо-Осень золотая!»Интегрированное занятие для детей средней группы «Чудо-Осень золотая!» Интегрированное занятие для детей средней группы "Чудо-Осень золотая!" выполнила: воспитатель средней группы Лукина Е. А. ,г. Нижний Тагил,.

Интегрированное занятие по музейной педагогике «Вы скажите нам, откуда появилось это чудо?» Цель: Обобщение знаний о двух видах народно-прикладного искусства: дымковских и филимоновских глиняных игрушек. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:.

Интегрированное занятие. Подготовительная группа. «Чудо-яблоко» Интегрированное занятие. Подготовительная группа. «Чудо-яблоко» Цель: Рассказать о яблоках, условиях их выращивания, разнообразии сортов.

Интегрированное занятие в старшей группе «Моя семья»Интегрированное занятие в старшей группе «Моя семья» нтегрированное занятие в старшей группе «Моя семья» Цель: 1. Формирование представлений детей о семье, как о людях, которые живут вместе,.

Интегрированное занятие в старшей группе «Жаворонушки» Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Жаворонушки» Интеграция: художественное творчество, познание, художественная литература,.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Гжель. Сине-голубое чудо» в старшей группе Цель: 1. Продолжать знакомить с гжельскими изделиями. 2. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла (детали узора, колорит.

Интегрированное занятие в старшей группе «Прогулка в лес» ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ в старшей группе. Тема: Прогулка в лес. Цель: Учить развивать ход событий, развязку. Закреплять у детей умение использовать.

Игровая ситуация по экологическому воспитанию в старшей группе «Дикие животные Северного Кавказа» Игровая ситуация по экологическому воспитанию в старшей группе "Дикие животные Северного Кавказа". Воспитатель: Крымова Юлия Евгеньевна.

Занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе «Чудо-воздух, он везде!» Тема: «Чудо-воздух, он везде!» Цель: развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Народные промыслы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Чудо северного пряника» в старшей группе
Опубликовано: 5 мая 2016 в 19:28
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий мероприятия «30-сентября День Интернета в России»
«Какие величайшие открытия совершил человек за период своего существования, изменившие ход развития цивилизации? » 1. Добыл огонь, после чего стал...
Консультация по математике для детей дошкольного возраста
Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город...
Конспект спортивного праздника совмесной НОД с детьми и родителями по ПДД «Город аварий» ( II младшая группа) Цель: Закрепить знания детей о правилах...
Экскурсия в библиотеку. Фототчет
Что такое библиотека? Как донести это понятие для детей дошкольного возраста? Библиотека это удивительный мир книг , где можно найти любую книгу, а...
Долгосрочный проект «Родной свой край — люби и знай» (средняя группа «Божьи коровки»)
Долгосрочный проект « Родной свой край - люби и знай» ( средняя группа «Божьи коровки») Подготовила: Воспитатель: Пермякова А. И. 2018г....