МААМ-картинки

Интегрированное занятие по музыке для старших дошкольников «Три чуда»

Макеева Лариса Александровна
Интегрированное занятие по музыке для старших дошкольников «Три чуда»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Три чуда»

Цель:Углубление восприятия музыки через интеграцию различных видов искусств.

Задачи:

• Познакомить детей с творчеством русского композитора Н. А. Римского –Корсакова на примере музыкальных фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».

Публикация «Интегрированное занятие по музыке для старших дошкольников „Три чуда“» размещена в разделах

• Обогащать словарный запас детей, уточняя такие понятия: композитор, симфонический оркестр, дирижёр, опера, изобразительное искусство.

• Упражнять детей в умении рассказывать о своих впечатлениях связно, последовательно, грамотно, используя сложные предложения.

• Развивать образную речь дошкольников, творческое воображение, способность к художественному взаимодействию с музыкой, по средствам танцевально – образных импровизаций и в игре на детских музыкальных инструментах.

• Воспитывать у детей устойчивый интерес к искусству.

Интеграция образовательных областей:

музыка;

• чтение художественной литературы;

• коммуникация;

• социализация;

• познание.

Формы организации:

• слушание музыки;

• шумовой оркестр;

музыкальное движение;

• чтение стихов;

• беседа.

Предварительная работа:

Чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»;

Просмотр мультипликационного фильма «Сказка о царе Салтане»

Прослушивание музыкальных отрывков из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе

Салтане»;

Разучивание мелодии «Во саду ли в огороде» на детских музыкальных инструментах;

Знакомство с понятиями: композитор, оркестр, опера, симфонический оркестр, искусство;

Разучивание стихотворных отрывков из сказки.

Оборудование:

ИКТ

Портреты А. С. Пушкина, Н. А. Римского-Корсакова;

Иллюстрации картин М. Врубеля, В. Конашевича.

Шлемы, щиты, копья для мальчиков;

Детские музыкальные инструменты;

Все принадлежности для рисования.

Ход занятия

(Родители заняли свои места в зале. Под волшебную музыку дети заходят в зал и садятся на стульчики. «В гостях у сказки»

Звучит волшебная музыка «Тема Царевны лебедь из оперы «Сказка о Царе Салтане» входит Фея Музыки).

Фея. Здравствуйте ребята!

Дети. Здравствуйте.

Фея Я. Фея музыки. Давайте с вами поздороваемся по музыкальному?

Дети. Да.

Фея. Здравствуйте ребята (по пятиступенчатому звукоряду на распев вверх)

Дети. Добрый день. (по мажорному трезвучию вниз).

Фея. А сейчас я хочу поздороваться с вашими родителями. Здравствуйте родители! (так же как и с детьми)

Родители. Добрый день. (так же как дети).

Фея. Ребята, скажите, а что такое чудо и где оно встречается?

Дети. В сказках.

Фея. Правильно. Но чудеса встречаются не только в сказках, но и в реальности, в нашей жизни, если очень постараться. Ребята, а вы любите сказки? (да) а какие вы сказки знаете?

Дети. (называют сказки).

Фея. А кто сочиняет сказки?

Дети. Писатели, поэты.

Фея. Правильно. А где можно увидеть или услышать сказку?

Дети. Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку.

Фея. Но ведь в фильмах, или спектаклях всегда звучит музыка, кто же ее написал?

Дети. Композитор.

Фея. Сегодня я хочу познакомить вас ребята с творчеством великого композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, а родители мне скажут русский или зарубежный композитор?

Родители. Русский.

Фея. Правильно.

Слайд 2-3 Н. А. Римский –Корсаков.

Фея. Сказку можно прочитать, посмотреть, но можно и услышать при помощи музыкальных звуков. Мы сегодня познакомимся с музыкальной сказкой. Сейчас я начну одну из моих любимых сказок, а вы если помните, рассказывайте вместе со мной.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком»(Дети продолжают)

Фея. Я вижу, вы эту сказку знаете. А как она называется?

Дети: «Сказка о царе Салтане».

Фея. Молодцы. Только правильно она называется «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». А кто ее написал?

Дети: А. С. Пушкин

Слайд 4с портретом А С. Пушкина

Фея. «Что за прелесть эти сказки!» – воскликнул однажды великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина.

Слайд 5

Ведь именно эти сказки вдохновили композитора на создание музыкальных сочинений. С детства Николай Андреевич любил сказки. Его называют композитором-сказочником.

Слайд 6 Композитор-сказочник.

им написано большое количество произведений на сюжеты сказок. Это и «Снегурочка»,«КощейБессмертный», «Садко»,

«Сказка о царе Салтане». Ребята скажите, как называется музыкальный спектакль, где все артисты только поют?

Дети. Опера.

Фея. Итак, вернемся к нашей сказке. Вы помните, что в сказке Пушкина царевич с матерью очутились на пустынном острове.

Там Царевич Гвидон спас Лебедя от когтей злобного Коршуна, который на самом деле был мстительным колдуном. И Лебедь заговорила человеческим голосом.

Лебедь не простая птица, а добрая волшебница. Она подарила своему избавителю Гвидону чудесный город, «с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

Слайд 7 - 8 «Сказочный город»

Да, этот остров был настолько красив, что купцы проплывавшие мимо него обязательно навещали царя Гвидона. На этом острове было много чудес. Что за чудо увидели купцы, когда гостили на острове первый раз?

В волшебном городе у князя Гвидона было три чуда. Назовите первое из них? (Белочка).

Давайте вспомним, как описал это чудо поэт А. С. Пушкин.

(Ребенок рассказывает фрагментстихотворения).

Ель растёт перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

Белка там живёт ручная,

Да затейница какая

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт!

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые.

Музыкальный руководитель : Молодец! А вот белочка, которую нам нарисовалхудожник.

Слайд 9 «Белка» В. Конашевича.

Скажите, какая белочка на картине? (маленькая, игривая, весёлая). Правильно. А сейчас, мы

Услышим, как композитору Н. А. Римскому – Корсакову удалось создать волшебный образ белочкис помощью музыки.

Звучит музыкальный фрагмент «Белочка»

Фея. Какую белочку нарисовала нам музыка? (маленькую, весёлую). А

почему вы так решили?

Дети. Потому что, музыка звучала легко, высоко, игриво, светло.

Фея. Правильно, ребята!

Помните, как у А. С. Пушкина:

. белочка при всех

Золотой грызёт орех,

Изумрудецвынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.

В музыке белки тоже есть «присвисточка». Её исполняет инструмент с забавным названием:

флейта-пикколо, что в переводе с итальянского языка означает «маленькая флейта».Она похожа на маленькую дудочку,голос у неётонкий, высокий, светлый и немножечко свистящий.

Слайд 10 «Флейта-пиккало»

Ребята, давайте возьмем инструменты, создадим свой детский оркестр и исполним этопроизведение.

Шумовой оркестр «Во саду ли, в огороде»

Фея. А сейчас, назовите мне второе чудо. (Тридцать три богатыря)

(ребенок рассказывает фрагмент стихотворения).

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Слайд 11 «Тридцать трибогатыря»

Фея. Тридцать три богатыря защитники волшебногогорода. (Иллюстрация «Тридцать три богатыря» В. Конашевича). Посмотрите на картину, что вывидите? (Богатыри постепенно выходят из моря. Море бурливое,неспокойное, плещутбольшие волны. Князь Гвидон восхищается богатырями).

А сейчас давайте послушаем, как звучит музыка, рисующая образ богатырей.

Звучит музыкальный фрагмент «Тридцать три богатыря»

Фея. Как звучала музыка? (торжественно, мужественно, гордо). Чтоещё можно услышать в музыке, кроме гордой поступи богатырей?

Дети. Марш.

Фея. Правильно. Это воинственный, мужественный марш. А мы знаем, что защитники своего государства всегда идут под марш. (В музыке слышится грозныйрокот моря, море бушует, плещется). Скажите, одинаковый образ богатырей создали поэт, художник и композитор?

Дети. Да.

Фея. Ребята, я предлагаю вам совершить волшебное превращение. Сейчас наши мальчики превратятся в богатырей.

Какие движения будут у вас? (мужественные, бодрые, чёткие).

(мальчики надевают шлемы, берут копья и исполняют марш).

Фея. Сейчас назовём третье чудо волшебного города – Царевна Лебедь. Девочка сейчас расскажет, как

описал эту необычную царевну А. С. Пушкин.

(девочка читает стихотворение).

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама – то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь – то говорит,

Словно реченька журчит.

Музыкальный руководитель : А сейчас послушаем, какую Царевну – Лебедь изобразит наммузыка.

Музыкальный фрагмент «Царевна - Лебедь»

Фея. Какая была музыка?

Дети. Музыка плавная, нежная, грациозная.

Фея. Мелодия похожа на взмахи крыльев, то взлетает вверх, то опускается вниз. А какое море рисует аккомпанемент?

Дети. Спокойное, тихое, плещущее море.

А теперь посмотрим на иллюстрацию. (Иллюстрация «Царевна лебедь» М. В. Конашевича).

Слайд 12 «Царевна-Лебедь»

Фея. Видите, как изобразили Царевну – Лебедь художник. Скажите, настроение, картины схоже сМузыкой?

Дети. Да.

Фея. Царевна на картине необычная, волшебная, видно как она превращается изЛебедя в девушку. Эта картина созвучна музыке.

Ребята, а давайте нарисуем «Царевну-Лебедь» не традиционным способом и привлечем ваших родителей. А затем устроим выставку ваших картин. Объяснит и покажет, как нужно рисовать в технике Граттаж – воспитатель Ольга Александровна. Проходите пожалуйста в свою группу и будем рисовать под музыку Н. А. Римского-Корсакова.

Мастер-класс «Царевна лебедь в технике граттаж»

Цель: Ознакомление родителей и детей с одним из видов графики-граттажем. (Выполнение быстрого силуэтного эскиза лебедя путем процарапывания)

Оборудование: Подкладки, белые листы плотной бумаги, карандаш, гуашь, кисть, восковые мелки, зубочистка (заточенная палочка, работа (готовая, выполненная в технике граттаж, фото (для показа)– гравюра, карандашный рисунок

Ход:

Уважаемые родители, дорогие мои ребята, сегодня я познакомлю Вас с одним из самых простых видов графики.

Графика – это особый вид изобразительного искусства. Предметы изображаются линиями, штрихами, изображения получаются неяркими, нераскрашенными.

Существует много видов графики:

1)Гравюра (показ)

Это рисунок или надпись на каком-либо твердом предмете – металлическом или деревянном.

2)Карандашный рисунок (показ, который может сделать каждый из вас, тоже является видом графики.

Но сегодня вы познакомитесь с другим видом графики, который не требует специального оборудования - это граттаж.

ГРАТТАЖ – от французского слова «греттер» означает скрести, царапать.

Рисуноксоздаётся путем процарапывания пером или другим острым инструментом на прочной бумаге или картоне, загрунтованном яичным желтком, а потом гуашью. Но мы сегодня попробуем упрощённую версию и использовать будем восковые мелки вместо яичного желтка. Сейчас обратите внимание на работы, выполненные в технике граттаж. Итак, приступаем к работе.

На столах: подкладки, чистые листы плотной белой бумаги с отчерченной внутренней рамкой (по 2 см с каждого края, восковые мелки, гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки (влажные и сухие, зубочистки.

Для выполнения работы нам потребуется особая аккуратность, точность, внимание.

Технология выполнения.

1. Закрасить внутреннюю часть листа (внутри рамки) восковыми мелками (можно использовать один или несколько цветов)

2. Загрунтовать 1- 2 раза гуашью, так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро и аккуратно, не растирая по одному месту более 2 – 3 раз кистью

3. Убрать всё лишнее со стола

4. После высыхания подготовленной «основы» составьте сюжетный рисунок процарапыванием.

Пока вы обдумываете свою работу, я напоминаю о технике безопасности. Её нужно соблюдать: работать аккуратно, не уколоться самому и не задеть сидящих рядом.

Самостоятельная работа

Требования к рисункам:

1. композиция рисунка.

2. оправданное заполнение места

3. владение материалами

4. аккуратность, нет порезов бумаги, дырок

5. завершенность, достаточная (но не излишняя) проработанность рисунка

6. дать название своей работе.

Рефлексия:

1. Понравился ли вам вид графики в технике граттаж?

2. Насколько трудно/легко было выполнять?

3. Какая работа вам больше всего понравилась? Почему?

Итоги мастер-класс:

Самооценка

Уборка рабочих мест (аккуратно собрать остатки грунта, оставшиеся от процарапывания)

Дети рисуют под музыкуН. Р. Корсакова.

Фея. Все молодцы, и взрослые и дети. Выставку оформим у вас в группе. - Итак, какую сказку мы сегодня услышали?

- Кто ее написал?

- А кто написал музыку к этой сказке?

- Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского- Корсакова?

Дети. (отвечают).

Фея. Ребята, мы можем нетолько прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. Ребята, скажите, а мы с вами сегодня встретили хотя бы одно чудо в нашем детском саду?

Дети. отвечают.

Фея. Первое чудо мы превратились в настоящих музыкантов и играли в оркестре, второе чудо- наши мальчики превратились в могучих богатырей, третье чудо мы с вами стали прекрасными художниками. Молодцы, вы были настоящие волшебники, точно передали настроение и характер звучащей сегодня музыки в игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных движениях и в изобразительном искусстве. Но мне пора расставаться с вами. Давайте сфотографируемся на память о нашей встрече. До новых встреч. (Фея уходит).

Публикации по теме:

«День рождения уральского сказителя Павла Петровича Бажова». Занятие для старших дошкольников Добытчик устного речевого золота и искатель самородных сказанийПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БАЖОВ (27.01.1879- 03.12.1950г. г.)Цели:Воспитывать интерес.

Интегрированное музыкальное занятие для детей подготовительной группы «Сказки Пушкина в музыке» Тема:Сказки Пушкина в музыке. Цель: На примере сказки Пушкина " Сказка о царе Салтане" и музыкальных фрагментов из одноименной оперы композитора.

Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша — кормилица наша» Интегрированное занятие для старших дошкольников «Русская каша – кормилица наша» Задачи: *пробуждение у детей интереса к народным традициям,.

Интегрированное занятие по изодеятельности и музыке «Подарок Деду Морозу»Интегрированное занятие по изодеятельности и музыке «Подарок Деду Морозу» Цели: *создание условий для развития творческих способностей воспитанников посредством изодеятельности и музыки; * введение детей в традицию.

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников»Обучающий семинар на тему «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности у дошкольников» Обучающий семинар для молодых педагогов на тему: «Интегрированное занятие как средство повышения мотивации к деятельности дошкольников»Инсценирование.

Открытое занятие по музыке в подготовительной группе «Осенняя музыка» Открытое музыкальное занятие в подготовительной группе: «Осенняя музыка» Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей в различных.

Открытое занятие по музыке в средней группе «Мы танцуем и поем»Открытое занятие по музыке в средней группе «Мы танцуем и поем» Цель: Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, формирование песенного и музыкального вкуса, укрепление.

Занятие для старших дошкольников «Учимся справляться с гневом» Добрый день, дорогие коллеги! Спешу поделиться с вами занятием, полезным для регуляции психоэмоционального состояния детей. Цель: Познакомить.

Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты»Занятие по эмоциональному развитию старших дошкольников «В поисках Кольца Доброты» Цель: эмоциональное развитие старших дошкольников. Задачи: - учить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе; - создать обстановку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по музыке для старших дошкольников «Три чуда»
Опубликовано: 11 февраля 2023 в 20:45
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие по музыке для старших дошкольников «Три чуда»» (включая файлы) размещена пользователем Макеева Лариса Александровна (УИ 2892772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД