Елена Куклина
Интегрированное занятие по формированию предметных представлений на основе дидактических игр «Домашние животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Незнайкины загадки».
Цель: Развитие зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения средствами дидактической игры.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
1. Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции
воспитанников через обобщение конкретных представлений о домашних животных.
Публикация «Интегрированное занятие по формированию предметных представлений на основе дидактических игр „Домашние животные“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Домашние животные. Конспекты занятий
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
2. Закрепить знания о домашних животных.
3. Формировать пространственные представления у детей.
2. Коррекционно-развивающие:
1. Учить детей узнавать объект в различных графических изображениях,
соотносить зрительно и практически контурное и силуэтное изображения животного.
2. Формировать целостный образ предмета, учить соотносить расположение
деталей с другими частями целого.
3. Формирование умения концентрировать внимание на одном объекте, развитие
внимания в процессе зрительного поиска.
4. Совершенствование способности восстанавливать пространственную
структуру целого предметного изображения разделенного на части по образцу,
5. Развивать зрительно-моторную координацию, пространственной
ориентировки в схематичном рисунке поисковую функцию глаза, зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику.
3. Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать товарищеские взаимоотношения, умение работать в подгруппе,
учить согласовывать свои действия с действиями товарищей, умение доводить начатое дело до конца.
2. Создавать ситуацию успеха каждому ребенку.
Словарная работа: табун, стадо; ржёт, лает, мяукает, мычит.
Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска (мольберт, лабиринт, фломастеры черного цвета для каждого ребенка, карточки с точечным изображением домашних животных (лошадь, корова) к дидактической игре «Соедини по точкам»; карточки с неполным изображением домашних животных, прозрачные картинки с недостающими частями домашних животных к игре «Чего не хватает?» Письмо Незнайки, запись голосов домашних животных.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Психоэтюд «Улыбнись»
Собрались все дети в круг, (воспитатель и дети встают в круг)
Я - твой друг, и ты - мой друг! (воспитатель показывает рукой на себя, потом на детей)
Крепко за руки возьмемся (берутся за руки)
И друг другу улыбнемся! (улыбаются друг другу)
Воспитатель: Ребята давайте подарим наши улыбки и нашим гостям, тогда наша встреча пройдет в дружеской теплой обстановке.
(Дети садятся за столы).
II. Проблемно-игровая ситуация:
Воспитатель: А вы знаете, я сегодня получила письмо от Незнайки, давайте его прочитаем:
«Здравствуйте, девочки и мальчики. Я знаю, что вы любите отгадывать загадки, как и я. Только я их не всегда отгадываю верно. Буду очень рад, если вы поможете мне правильно отгадать их. Все мои загадки находятся в этом конверте. О ком загадки вы узнаете, когда составите картинку».
1. Дидактическая игра «Собери пазлы» (восстановление пространственной структуры целого предметного изображения разделенного на части по образцу)
Воспитатель: Перед вами лежат карточки с выпуклым изображением. Вам нужно пальчиками провести по контуру и догадаться, что изображено на ней, будьте внимательны при выполнении задания, это поможет нам составить картинку из частей. Конечно, вы уже догадались, переверните карточки и назовите, кто на ней изображен (корова, кошка, поросенок, собака)
А теперь мы сможем собрать такие же картинки из отдельных частей (каждая пара составляет только одну картинку). Что у вас получилось?
Воспитатель: Молодцы ребята. Теперь мы знаем, о ком Незнайка приготовил нам загадки (О домашних животных).
Воспитатель: Ну что ж, сейчас мы отгадаем ещё одну загадку Незнайки, а для этого я предлагаю вам перейти в Незнайкину лабораторию.
2. Мультимедийная разработка Дидактическая игра «Узнай по части целое». (Закрепление умения опознавать неполное изображение и воссоздавать его до целого, развитие целостного восприятия предмета)
Воспитатель: Эту загадку Незнайка зашифровал. Нам нужно угадать животное по его части тела. Внимательно посмотрите на экран, что вы видите? (рога)
Воспитатель: У какого животного могут быть такие рога? (корова)
Воспитатель: Значит это рога коровы, повторите.
Воспитатель: Проверим, правильно ли мы отгадали? (правильно)
(Педагог поочередно показывает слайды с фрагментами частей домашних животных (рога коровы, грива лошади, голова овечки, хвост собаки, поросячий пятачок, голова козы). После того, как дети узнают и назовут животное, педагог показывает слайд с его изображением. (Это рога коровы, Это грива лошади, Это голова овечки, Это хвост собаки, Это поросячий пятачок. Это голова козы).
Воспитатель: Какие вы молодцы, правильно отгадали загадку. А как можно назвать этих животных, одним словом? (Домашние животные).
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран, Незнайка нам предлагает отгадать еще одну загадку.
3. Дидактическая игра «Звуковое лото» (слайд) (развитие зрительно-слуховой памяти)
Воспитатель: Её мы будем отгадывать с помощью звукового лото «Кто произносит такие звуки». Внимательно слушаем звук, и угадываем, какому животному он принадлежит. При правильном ответе на экране появится картинка с изображением домашнего животного, который издает данный звук.
(корова мычит, собака лает, лошадь ржёт, кошка мяукает)
4. Физкультурная минутка
Воспитатель: Перед следующей загадкой нам нужно немножко подвигаться. Встаем в кружок и повторяем за мной движения со словами.
Дети выполняют движение вместе с воспитателем по тексту стихотворения
Наша – то хозяюшка (Идут по кругу, взявшись за руки.)
Догадлива была,
Всем в избе работушку
К празднику дала:
Чашечку собачка (Сложили ладони чашечкой, «лижут» чашечку.)
Моет языком.
Хрюшка собирает (Присели, наклоняют ритмично голову)
Крошки под окном.
По столу котище (Встали, правой рукой делают движения к себе.)
Лапою скребет,
Половичку козочка («Метут» пол.)
Веничком метет.
5. Дидактическая игра «Чего не хватает?» (соотнесение натурального объекта и его силуэтного изображения, активизация зрительной фиксации, развитие зрительной памяти)
Воспитатель: Как хорошо мы отдохнули и теперь сможем приступить к решению следующей загадки от Незнайки. Нам нужно сесть за рабочие места.
Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки с неполным изображением домашних животных и прозрачные картинки с недостающими их частями тела. Внимательно посмотрите на неполное изображение и отгадайте, какой части тела у животного не хватает, подберите нужную прозрачную картинку и совместите с контуром на карточке. Посмотрите, что должно у вас получиться (показ образца воспитателя, самостоятельное выполнение задания детьми).
6. Дидактическая игра «Послушай и назови» (Развитие слухового анализатора на основе упражнения, закрепление знаний о домашних животных)
Воспитатель: Молодцы, какие интересные картинки у вас получились. А Незнайка уже приготовил для вас еще одну загадку. Её мы сможем отгадать, когда встанем в круг. Я буду называть ряд слов с названиями животных, чьё имя я назову, тот должен постараться назвать только тех животных, которые живут рядом с человеком. Надо быть очень внимательными, чтобы не ошибиться:
- Корова – лошадь – лиса (Корова и лошадь живут рядом с человеком, а лиса нет.)
- Волк – овца – коза (Овца и коза живут рядом с человеком, потому что они домашние животные)
- Кошка – заяц – собака (Кошка и собака, домашние животные, а заяц дикое животное, он живет в лесу).
- Медведь – овца - поросенок (медведь - дикое животное, а овца и поросенок - домашние животные)
Воспитатель: Какие внимательные дети, правильно ответили на загадку. Мне кажется, что нам нужно дать нашим глазкам немного отдохнуть. Предлагаю выполнить гимнастику для глаз с помощью тренажера. Кого вы видите на нём? (домашних животных и их детенышей)
7. Зрительная гимнастика. «Лабиринт» (офтальмологический тренажер – развитие зрительно-моторной координации, пространственной ориентировки в схематическом рисунке)
Дети подходят к тренажеру, на котором изображен лабиринт «Домашние животные и их детеныши».
Воспитатель: Чтобы наши глазки отдохнули, нужно глазами двигаться по линиям и найти каждому животному своего детеныша. Внимательно следите за указкой. (дети выполняют упражнения несколько раз)
Воспитатель: Ну что, отдохнули ваши глазки? (Да) Значит, вы правильно выполняли упражнение, молодцы!
8. Дидактическая игра «Соедини по точкам» (слайды)
(Формирование умения концентрировать внимание на одном объекте, развитие внимания в процессе зрительного поиска)
Воспитатель: Ребята давайте снова вернемся за столы и выполним последнюю загадку от Незнайки. Перед вами лежат картинки, рассмотрите их внимательно. Может быть, кто-нибудь уже догадался, что нам нужно сделать? (соединить точки)
Воспитатель: Правильно, необходимо соединить рисунок по точкам, чтобы получилась целая картинка с изображением животного.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у вас получилось (воспитатель с детьми рассматривают рисунки)
Воспитатель: Посмотрите сколько у нас коров? (4, а лошадей? (4). Как одним словом можно сказать: много коров, много лошадей – стадо, табун
Воспитатель: Давайте подойдем к экрану и посмотрим, как выглядит табун лошадей, стадо коров (дети рассматривают картинки)
III. Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, вы справились со всеми загадками, которые нам прислал Незнайка.
Воспитатель: Давайте вспомним, о каких животных мы отгадывали загадки?
Для этого я предлагаю составить фильм, который останется вам на память о сегодняшнем занятии. Кадры для фильма перепутались, нужно их составить в правильном порядке, т. е. вспомнить с чего все начиналось. (Перед детьми кадры - этапы занятия. Дети кратко рассказывают и выстраивают фильм).
Воспитатель: Какие вы молодцы! Какой замечательный получился у нас фильм. Спасибо вам за работу, до скорой встречи!