Получи документы

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Государственные символы России и моей малой Родины»

Нелли Фомовская
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Государственные символы России и моей малой Родины»

Цель: использование нетрадиционных форм гражданско-патриотической работы с детьми в условиях детского сада.

Задачи:

- закрепить и расширить знания детей о государственных и «народных» символах России, своей малой Родины, их значениями;

- активизировать и обогащать словарный запас;

- развивать умение работать с деревом, используя рисование гуашью;

- развивать способности действовать самостоятельно;

- поощрять стремление к грамматически правильной речи;

Публикация «Интегрированное занятие по познавательному развитию „Государственные символы России и моей малой Родины“» размещена в разделах

-воспитывать чувство патриотизма, уважительного отношения к государственной символике своей страны, своего города.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, слайдовая презентация, выставка детских рисунков «Моя малая Родина», деревянная заготовка матрешки, размером А4 на каждого ребёнка, краска гуашь - красного, синего, жёлтого цветов, зеленого, оранжевого цветов, баночки с водой, стакан для кисти, бумажные салфетки.

Музыка: космическая волшебная музыка, бой курантов, гимн Российской Федерации.

Предварительная работа:

• Чтение стихов о Родине.

• Дидактические игры по теме.

Рассматривание иллюстраций: «Москва – столица нашей Родины», «Города России» и др.

• Прослушивание песен о Родине.

Речевой материал: страна, россияне, кремль, куранты, флаг, древко, символ.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с детьми

2. Игра «Теплые ладошки»

Воспитатель: Ребята, покажите свои ладошки, потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло).

– Это тепло ваших добрых рук, подарите его своим друзьям.

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, свет!

Здравствуй, добрый мой сосед!

II. Повторение ранее полученных знаний

1. Рассказ воспитателя

Воспитатель:

В космосе бескрайнем

Что-то вдруг случилось…

Ярким-ярким светом

Солнце засветилось!

Осветило звезды,

Разные кометы…

И согрело маленькую,

Круглую планету.

На планете этой

Есть леса и горы,

Океаны синие,

Бескрайние просторы!

На планете этой

Мы живем, друзья

.И гордо называем

Мы ее… (Земля).

(в сопровождении видео на экране).

2. Беседа о стране.

– На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется? (Россия).

(Воспитатель обводит контур России)

– Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. А как мы еще можем называть Россию? (Отечеством, Родиной – матушкой, Русью, Отчизной). Люди, которые живут в нашей стране, называются… (россияне).

3. Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»

1. Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский (народ).

2. Нет богатства драгоценнее на свете.

Это большие и малые (дети).

– Мы сказали, что главное богатство нашей страны – это народ. А чем же еще богата наша Родина? (леса, реки, поля, газ, нефть и мн. др.)

III. Работа по теме

1. Сообщение темы и цели

– Как вы думаете, чем отличается одно государство от другого? (Ответы).

– Каждое государство имеет свои отличительные знаки – символы.

А еще над Кремлем

Гордо развивается

Символ России –

Как он называется? (Флаг).

– Скажите ребята, как выглядит флаг России?

2. Рассматривание Государственного флага России.

– Правильно, это полотнище прямоугольной формы, состоящее из трех цветов: верхний – белого, средний – синего и нижний – красного.

– А что же обозначают эти цвета?

3. Цветовое решение – прием ассоциаций.

– Ребята, что всегда бывает красным? (Огонь)

Красный цвет обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли все красивое, например:

Весна-красна.

Солнышко какое?

Девица какая? (Красная)

– Самая красивая площадь Москвы, какая? (Красная).То есть красный цвет обозначает красоту.

– Что бывает синим? (Реки, моря, небо). Этот цвет обозначает верность, правду, свободу.

– Что бывает белым? (Облака, пена на море, снег)

Белый снег – цвет чистоты, миролюбия, символ мудрости.

4. Рассказывание сказки.

– Я вам расскажу сказку о том, как природа выбирала цвет для флага.

Встретились снег, вода и солнце.

«Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет», – сказал Снег. И на флаге появилась белая полоска.

Вода собрала своих друзей – моря, большие и малые реки, океаны, озера.

Все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет. Так на флаге появился синий цвет.

Утром встало солнце. «Я хочу подарить российскому флагу свой самый яркий красный цвет», – сказало Солнышко. И третья полоска стала красной.

Так российский флаг стал трехцветным.

5. Расположение полос

Воспитатель: Почему полосы расположены так, а не иначе? Как вы думаете? (Рассуждения детей).

– Красная полоса – наша прекрасная, красивая земля. Над землей синее небо. Это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.

– Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? (Добрые дела, поступки, улыбки, дружба)

– Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.

6. Физминутка. «Игра с лентами»

(На столе коробка с лентами. Воспитатель приглашает детей подойти к столу и взять ленты).

Белые платочки – облака; (руки вверх, покачивание из стороны в сторону).

Синие – ручейки (руки вперед, машем руками перед собой).

Красные – солнышко (руки вверх, покружились).

(Звучит легкая музыка, дети с платочками танцуют под нее).

7. Беседа о гербе и гимне России.

Воспитатель: Кроме флага отличительным знаком страны является герб.

Давайте рассмотрим герб России.

— Что вы видите в центре?

— Орла.

— Расскажите о нём, какой он?

— С двумя головами, с поднятыми крыльями.

— Как вы думаете, почему изображён орёл?

— Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство – сильное и непобедимое.

— Но почему у орла две головы?

Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, тувинцы, якуты и др.

В центре большого герба находится ещё один, это герб главного города нашей страны – Москвы. Потому что Москва – столица России.

— Где можно увидеть герб?

— Его помещают на специальных пограничных столбах. Гости, которые приезжают из других стран, увидев герб и флаг, смогут определить, что приехали в Россию.

Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.

— Что вы увидели на монетах?

— Герб.

— Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают). После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России» :

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

В. Степанов

— Кроме флага и герба у каждой страны есть свой гимн. Гимн – это тоже символ, это торжественная песня. Гимн исполняют во время самых торжественных случаев. Во время исполнения все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы. (Дети прослушивают в записи отрывок из «Государственного гимна России»). (слайд 6-гимн)

7. Беседа о Курске.

-Наш город является частичкой нашей огромной страны.

-Какое имя носит наш город? (Курск)

-Как называют людей живущих в Курске? (Куряне)

У нашего города тоже есть свой герб.

В нашем городе тоже есть свои достопримечательности. Давайте их назовем, а поможет нам Куб.

8. Игра с волшебным кубом

Я буду вращать куб, надо будет назвать достопримечательность, которая будет изображена на верхней грани куба.

9. Беседа о березе.

Воспитатель: Кроме государственной символики, есть еще и народная символика. Я для вас приготовила, что-то интересное и познавательное. А начнём мы с того, что рассмотрим выставку ваших рисунков. Эта выставка называется «Моя малая Родина». На своих рисунках вы изобразили те места, где родились, где живёте, куда с родителями ездили отдыхать. И вот, что удивительно на некоторых рисунках, я заметила присутствие одного и того же объекта. Что это за объект?

Дети их ответы

Воспитатель: Да, конечно, это берёза. (Дети присаживаются на стульчики) И это не случайно. Какой русский человек не любит берёзку-красавицу! Когда рассказываешь о России, то чаще всего вспоминаешь березку. Березы - красавицы русского леса: стройные, кудрявые, белоствольные, тонкие, с длинными хрупкими веточками. Ее всегда сравнивали с нежной и красивой девушкой, невестой. Русская берёза – это символ русской природы, любимое дерево русских людей и народный символ России. Тяжело представить просторы нашей Родины без этого дерева, да и нет, наверно, такого леса, где нет березки, которая дет вкусный и полезный березовый сок, русское поле без белой березки, или русский лес без березовой рощи, а баню русскую без березового веника. Еще белоствольная береза – это символ памяти о погибших героях.

Почему вдруг тебя спросили б,

Ты в березке видишь Россию?

Потому что в красе и силе

Не уступит она России.

Приглядись: роняют березы

По погибшим горючие слезы.

Русским символом береза стала благодаря поэту Сергею Есенину. (слайд № 13) В его стихотворениях она сравнивается с малой родиной, родным домом. (чтение стихотворения Есенина С. «Белая береза»). Многие талантливые поэты и художники посвящали ей свои произведения. Стихотворение про березку расскажет нам Злата Руденко:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчике

С красивыми застежками

С зелеными сережками.

10. Работа с картинами

Воспитатель: А теперь давайте вспомним некоторые картины.

(Левитан И. И. Золотая осень. Левитан И. И. Март. Саврасов И. К. Грачи прилетели. Грабарь И. Э. Березовая роща. Шишкин И. И. Ручей в березовом лесу.)

Дети их ответы

11. Беседа о матрешке.

Воспитатель: отгадайте загадку:

Ростом разные подружки,

Не похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница.

Это матрешка. Всем она нравится. Нигде в мире нет таких славных, красивых матрешек. Матрешка – это не только детская игрушка, но и народный символ России.

Воспитатель: Игрушка получила свое название от имени Матрена, в детстве – Матрешка. Первые куклы изображали простых деревенских девушек в ярких расписных сарафанах и платочках. Выточенная на токарном станке из дерева липы, матрешка – сложное изделие. При росписи (расписывают ее гуашью по дереву) нужно добиться, чтобы совпадали руки и узоры на фартуке, и платочке. Русские матрешки пользуются большой известностью за границей. Это один из самых популярных русских сувениров. У матрешки на одежке много цветов. Какие цвета преобладают на ее одежде, т. е. используются при ее росписи?

Дети их ответы.

Воспитатель: расписана каждая матрешка по - своему. Какие элементы узоров можно нарисовать на одежде матрешки?

Дети их ответы.

Воспитатель: обратите внимание на эту матрешку. Какие приемы я использовала при рисовании узора на ее фартуке?

Дети их ответы.

Воспитатель: посмотрите, а матрешки на ваших столах одноцветные. Поможем им стать такими же красивыми?

Пальчиковая гимнастика «Российская семья»

Живут в России разные народы Массаж пальцев рук

С давних пор,

Одним – тайга по нраву,

Другим – родной простор.

У каждого народа язык свой

и наряд Руки вперед, пальцы соединить.

Один черкеску носит, Руки показывают на голову.

Другой надел халат. Показ руками надевания одежды.

Одни – рыбак с рожденья, Ладони имитируют плаванье рыбки

Другой – оленевод Пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой.

Одни кумыс готовит, Круговое поглаживание живота рукой

Другой готовит мед. Тыльной стороной ладони вытирают рот.

Одним милее осень Руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями.

Другим – милей весна Имитируют «ручей».

А Родина – Россия «Домик» над головой.

У нас у всех одна.

IV.Продуктивная деятельность.

Дети рисуют элементы узоров на фартучках матрешек.

Воспитатель: молодцы, вы быстро справились с заданием.

V.Подведение итога.

Воспитатель: А скажите, что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось?

Дети их ответы.

Воспитатель: Вы – маленькие россияне. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить своих друзей и близких. Давайте посмотрим друг на друга, улыбнемся, и дружно скажем (торжественно) :

«Если дружба велика – будет Родина крепка

Воспитатель прощается с детьми.

Всем большое спасибо.

Список используемой литературы:

1. Весь мир: Страны. Флаги. Гербы: справочное издание. - Минск : Харвест, 2007. - 698 с. : рис. - (Энциклопедический справочник).

2. Государственная символика Российской Федерации : Конституция РФ, Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ. - М. : Экзамен, 2007. - 63 с.

3. Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн : (В помощь учителям начальных классов) : материалы для проведения уроков, посвящённых государственной символике России/ сост. Т. В. Шепелева. - Волгоград : Учитель, 2007. - 69 с. : рис.

4. Гербы городов России. Кн. 2 / отв. за вып. : М. Заячковский, А. Польщикова ; ред. : Л. Белова [и др. ] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2006. - 222 с. : цв. ил.

5. Гербы городов России. Кн. 1 / отв. за вып. : М. Заячковский, А. Польщикова ; ред. : Л. Белова [и др. ] ; худож. В. Блинов. - М. : Профиздат, 2004. - 223 с. : цв. ил.

6. Голованова М. И. Герб, флаг, гимн России. – М. : Росмэн, 2005. – 47 с. : ил.

7. Государственные символы России : справ. для детей / М. Голованов, В. Шергин. – М. : Росмэн, 2005. – 159 с. : ил.

8. Константино М. Флаги : ил. справ. / пер. с англ. И. Лейтес. =- М. : Арт-Родник, 2005. – 256 с. : ил.

9. Символы, святыни и награды Российской державы / В. Н. Балязин и [др. ] – М. : Олма-пресс; Красный пролетарий, 2005. – 335 с. : ил.

10. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе : метод. реком. / сот. М. К. Антошин. – М. : Айрис-Пресс, 2004. – 73 с. – (Методика).

11. Сапрыков В. Н. Государственная символика регионов России / отв. ред. А. Я. Дегтярев ; худож. Л. Лифатов. – М. : Парад, 2004 - 95 с. : ил.

12. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика России» (Гимн, Герб, Флаг). – М. : ВАКО, 2004. – 190 с. : ил.

13. Флаги. Знамёна. Гербы. Вымпелы / У. Крэмптон ; пер. с англ. А. Мосолова. – М. : Астрель ; АСТ, 2001. – 43 с. – (Детская энциклопедия).

14. Семнадцать маршей и Гимн России (2 варианта) [Звукозапись]. – [М. ] : ООО «Лагуар», [2005]. – 1 зв. кассета.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Государственные символы России — флаг, герб, гимн» Конспект ООД по познавательному развитию (формирование целостной картины мира) в подготовительной группе на тему: «Государственные символы.

«Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Государственные символы России». НОД по нравственно-патриотическому воспитанию Цель: 1. Обобщение и расширение знаний о символах России.

Классный час для учащихся 5–6 классов на тему «Государственные символы России: история и современность» Цель: знакомство с историей развития государственных символов России- герба, флага и гимна. Задачи: - сформировать у учащихся патриотизм.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Государственные символы России — флаг, гимн, герб» в подготовительной группеКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Государственные символы России — флаг, гимн, герб» в подготовительной группе Конспект интегрированной НОД по патриотическому воспитанию в подготовительной к школе группе Тема: «Государственные символы России – флаг,.

Конспект НОД «Государственные символы Осетии-Алании» в старшей группе по познавательному развитию Программное содержание: - Формировать элементарное представление о символах нашей республики, ее значение, развивать познавательный интерес.

Конспект по познавательному развитию «С малой Родины моей начинается Россия» в подготовительной группе Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Программное содержание: - дать детям представление, что такое Родина,.

Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе Конспект занятия на тему «Государственные символы России» в старшей группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Государственные символы России» Цель: создать условия для социально-коммуникативного развития детей через знакомство с символикой России. Задачи: Образовательные: обобщить.

Презентация-отчет «От России до малой Родины» Наш проект " Санкт -Петербург"(От России до малой Родины) начался необычно на родительском собрании. Проводить собрания в нетрадиционной.

Занятие по познавательному развитию «Официальные и неофициальные символы России» в подготовительной группе ТЕМА: «ОФИЦИАЛЬНЫЕ И НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ» Цель: Обобщение знаний детей о традиционных (официальных) символах России — гимн,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие по познавательному развитию «Государственные символы России и моей малой Родины»
Опубликовано: 15 августа 2019 в 00:00
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД