Наталья Джейлани
Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием инновационных технологий «Здравствуй, Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием инновационных технологий в подготовительной логопедической группе
Воспитатель логопедической группы Ермак Л. Н.
Учитель-логопед Джейлани Н. Н.
Тема: «Здравствуй, Осень!»
Цель: обобщить, закрепить и систематизировать представления детей об осени.
Программное содержание:
Публикация «Интегрированное занятие по речевому развитию с использованием инновационных технологий „Здравствуй, Осень“» размещена в разделах
- Здравствуй, осень! Сценарии встречи осени
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Образовательные задачи: продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Продолжать учить составлять предложения по мнемотаблице, а из них короткий рассказ. Обобщить и закрепить знания детей о характерных признаках осени. Совершенствовать навыки звукового анализа, умение выделять первый звук в словах.
Коррекционно-развивающие задачи : развивать наглядно-образное мышление; продолжать развивать память, речь; развивать наблюдательность; развивать умение сочетать движения речевого аппарата и кистей рук, развивать мелкую моторику; повышать способность к произвольному контролю; развивать умение сравнивать, обобщать; развивать связную речь; развивать умение выполнять различные игровые задания; совершенствовать зрительно-моторную координацию и ориентировку на листе бумаги; развивать коммуникативные навыки, умение общаться со взрослыми и сверстниками;
Воспитательные задачи: воспитывать желание наблюдать за красотой природы; воспитывать коммуникативные способности; способствовать проявлению активности; воспитывать самостоятельность; поощрять инициативу; воспитывать доброжелательность, чувство сопереживания к тем, кто нуждается в помощи; воспитывать умение самостоятельно выполнять задания.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Методы и приемы:
• Словесный (вопросы к детям, повторение и уточнение, напоминание, поощрение, описание);
• Наглядный (картинки, листочки);
• Практический (рассматривание картин с изображением осени,
написание букв);
• Игровой (игровой сюжет);
• Методы контроля (анализ выполненных заданий, самооценка
детьми результатов деятельности).
Словарная работа: активизировать словарь детей прилагательными,
существительными, глаголами.
Раздаточный материал: «трафареты», разрезные картинки, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Логопед:
- Ребятки, я вижу, что вы все немного сонные, не у всех еще язычки проснулись. Ой, это что звучит? Правильно, маленький колокольчик. Слышите, как он приветливо нам звенит. Это он просит нас выполнить зарядку для язычка.
Артикуляционная гимнастика:
1. Вот как нравится лягушкам, тянем губки прямо к ушкам (упражнение «Улыбка»).
2. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня (упражнение «Хоботок»).
3. Наш весёлый язычок повернулся на бочок, смотрит влево, смотрит вправо (упражнение «Часики»).
4. На качелях я качаюсь вверх, вниз.
Я всё выше поднимаюсь, а потом вниз (упражнение «Качели»).
На столе лежит листочек осенний. Логопед обращается к детям:
- Ребята, наверное вчера вечером мы забыли закрыть окно и ветерок принес нам в группу этот красивый листок. Ответьте на вопрос: этот лист какой?
Ответы детей: красивый, большой, желтый, осенний.
- Вы всё правильно говорите. А сколько времён года вы знаете?
(Четыре)
- Правильно.
- Давайте их назовем. (Зима, весна, лето, осень).
- Мы сейчас с вами выполним кинезиологическую зарядку (игровое кинезиологическое упражнение) :
Зима: левой рукой достаем правое ухо, правой рукой дотрагиваемся до носа;
Весна: правой рукой достаем левое ухо, левой рукой дотрагиваемся до носа;
Лето: хлопок;
Осень : руки в замок.
Логопед:
-Сегодня мы поговорим об одном из них. А вот о каком именно, вам подскажет загадка.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это….» (осень)
Воспитатель:
- Ребята, а что необычного в нашей группе вы заметили? Правильно это листочки с разных деревьев. Посмотрите,с какого дерева листочек? Правильно.
Первый листочек с дуба. Значит он какой? Дубовый.
Сама волшебница Осень приготовила для вас необычную игру. Поиграем?
1 задание: составление предложений по картинкам (показ картины осени)
-Какое время года изображено на картине? (Осень).
-Как вы догадались? (Дети называют приметы осени по мнемокартинкам : трава пожелтела; птицы улетают; листья желтеют и опадают; часто идут дожди)
- В народе её часто называют осень золотая. Какая может быть осень?
Дети: хмурая, холодная, печальная, солнечная, тёплая, яркая, дождливая.
Воспитатель:
- Сколько месяцев длится осень? (три)
- Назовите осенние месяцы.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой ещё листок лежит в нашей группе? С какого дерева лист?
Второй лист с березы. Значит он какой? Берёзовый.
2 задание: Игра с мячом.
-У меня есть волшебный мяч, мне его сегодня подарил осенний ветерок и попросил передать его вам. Давайте встанем в кружок и поиграем.
-листья осенью (что делают) - листья осенью желтеют и опадают.
-дождь осенью (что делает) - дождь осенью моросит, идет.
-урожай осенью (что делают) - урожай осенью убирают.
-птицы осенью (что делают) - птицы осенью улетают.
-деревья осенью (что делают) - деревья осенью роняют листья.
-звери осенью (что делают)- звери осенью готовятся к зиме,
меняют шубки.
Воспитатель:
- А сейчас Кристина нам расскажет стихотворение о подарках осени с использованием мнемотаблицы «Ходит осень в нашем парке» автор И. Винокуров.
Логопед:
- Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой ещё листок лежит в нашей группе? С какого дерева лист?
Третий лист с клёна. Значит лист какой? Кленовый.
3 задание: пальчиковая игра с шариком Су-Джок «Ёжик»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно и скажите, какой ещё листок лежит в нашей группе? С какого дерева лист?
Четвёртый листок с липы, значит он липовый.
4 задание: Игра «Погода осенью».
Воспитатель:
- Назовите, погода какая, когда…
Когда идет дождь – дождливая.
Когда дует ветер – ветреная.
Когда холодно – холодная.
Когда пасмурно – пасмурная.
Когда сыро – сырая.
Когда хмуро – хмурая.
Когда ясно – ясная.
- Ребята, молодцы, вы правильно говорили о погоде.
Пятый листок с рябины, значит он рябиновый.
5 задание : «Собери разрезные картинки»
Воспитатель:
- Красавица Осень просит нас собрать красивые разрезные осенние картинки и рассказать, что на них изобразил художник.
Логоритмика «Утром в детский сад идём!»
Шестой листок с каштана - значит он каштановый.
6 задание: «Отгадай загадки» работа с трафаретами.
Логопед:
- Ребята, я вам сейчас буду загадывать загадки, вы их будете отгадывать и записывать первый звук этого слова-отгадки. Когда отгадаете и запишете все буквы, у вас получится осеннее слово. (Получается слово ЛИСТ).
Воспитатель: Какой последний листок вы видите в нашей группе?
Седьмой листок с ореха, значит он ореховый.
7 задание: Игра «Закончи предложение»
Воспитатель:
- Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему любят осень?
Ответы детей : Я люблю осень, потому что. (она красивая, золотая, у меня день рождения осенью, можно собирать урожай и т. д.)
- Как надо одеваться осенью?
Ответы детей: Осенью надо одеваться теплее, чтобы (не заболеть; не замёрзнуть ;не простудиться и т. д.)
- На улице много луж, поэтому. (надо надевать резиновые сапоги; надо быть осторожным; не надо бегать и т. д.)
- Вокруг много листьев, потому что. (наступила осень; ночью был
сильный ветер и т. д.)
Подведение итогов занятия :
Воспитатель:
— А теперь скажите, ребята, осень – это грустно? Почему?
Ответы детей. (становится холодно; часто идут дожди и поэтому не всегда можно гулять; опадают листья и деревья стоят голые; желтеет и засыхает
трава).
-А осень - это весело? Почему?
Ответы детей. (деревья стоят красивые, с разноцветными листьями; бывает листопад; в лесу много грибов и ягод; собирают урожай; можно играть с листьями; делать поделки из овощей, природного материала).
Воспитатель:
- Всё правильно, ребята: осень такая разная! И, как любое время года, она прекрасна.
Воспитатель:
- О каком времени года мы сегодня с вами говорили (об осени).
Вы – большие молодцы, говорили уверенно, правильно, полными предложениями. И Осень приготовила для вас сюрприз-корзину с угощением!