Анастасия Николаевна Прокопчук
Интегрированное занятие «Природа и музыка. Утро» на основе программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная категория детей: средняя группа.
Цели:
- учить сравнивать музыкальные произведения, стихотворения, картины, близкие и контрастные по настроению,
- самостоятельно изготовить карточки к пьесам «Зимнее утро» (П. Чайковского) и «Утро» (С. Прокофьева).
Задачи с учетом интеграции образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками,
Публикация «Интегрированное занятие „Природа и музыка, Утро“ на основе программы О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
— становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий,
— развитие эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие:
— развитие любознательности детей,
— развитие воображения и творческой активности,
— формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (цвете, звучании, ритме, темпе,
Речевое развитие:
— знакомство с литературой, понимание на слух стихотворений, иллюстрирующих музыкальное произведение,
— обогащение активного словаря детей.
Художественно-эстетическое развитие:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру,
— формирование элементарных представлений о видах искусства,
— восприятие музыки, художественной литературы,
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений,
— реализация самостоятельной творческой изобразительной деятельности детей.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята. Послушайте две пьесы, с которыми вы познакомились на прошлых занятиях: «Утро» С. Прокофьева и «Зимнее утро» П. Чайковского. Вспомните, какое настроение выражено в этих произведениях (исполняет пьесы. Дети определяют характер музыки).
Сейчас я прочитаю вам три стихотворения. Попробуйте сравнить их с музыкой и сказать, каким музыкальным произведениям они близки.
Отрывок из первого стихотворения, написанного русским поэтом Иваном Саввичем Никитиным.
Утро
Вот и солнце встает, из-за пашен блестит;
За морями ночлег свой покинуло,
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
Едет пахарь с сохой, едет – песню поет,
По плечу молодцу все тяжелое…
Не боли ты, душа! Отдохни от забот!
Здравствуй, солнце да утро веселое!
Какой музыкальной пьесе оно близко по духу? О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: Пьесе «Утро» С. Прокофьева, говорится о лете.
Музыкальный руководитель: Да, в музыке С. Прокофьева изображается восход солнца. В пьесе звучат то темные, сумрачные, то светлые интонации (исполняет фрагмент). Пьеса С. Прокофьева «Утро» неторопливая, спокойная, немного таинственная, она изображает волшебную красоту восхода солнца, красоту природы, мелодия похожа на русскую народную песню (исполняет 18-23-й такты). И в стихотворении И. Никитина тоже чувствуется неторопливость, размеренность, оно тоже проникнуто русскими мотивами.
В стихотворении русского поэта Сергея Есенина изображена совсем другая картина природы. Какое музыкальное произведение близко ему?
Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Дети: «Зимнее утро» П. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Да, в музыке П. Чайковского, как и в стихотворении С. Есенина, изображается метельная, снежная, ненастная картина. Музыка быстрая, вьюжная (исполняет фрагмент, иногда жалобная (играет 17-24-й такты). В такую вьюгу птицы жмутся к домам, жалобно чирикая. А вьюга все сильней…(играет 25-32-й такты, потом всю пьесу целиком).
А вот еще стихотворение С. Есенина.
С добрым утром!
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
С каким музыкальным произведением можно сравнить это стихотворение?
Дети: С пьесой С. Прокофьева «Утро».
Музыкальный руководитель: Да, в этом стихотворении, как и в музыке С. Прокофьева, рассказывается о восходе солнца, а настроение его – приветливое, милое, задушевное!
Сегодня мы изготовим карточки к этим двум пьесам. Первая пьеса звучит приветливо, мило, задушевно. Изображается картина летнего утра. Какие цвета нам подойдут, чтобы нарисовать лето?
Дети: Красный, оранжевый, зеленый, желтый…
(Музыкальный руководитель раздает детям заранее заготовленные карточки, дети рисуют отобранными цветами карандашей, фантазируют иллюстрацию или просто закрашивают карточку штриховкой. Во время рисования звучит пьеса «Утро» С. Прокофьева).
Музыкальный руководитель: А теперь мы изготовим вторую карточку. Картина природы совсем другая – зимнее утро. Музыка быстрая, вьюжная, иногда жалобная. Какими цветами мы можем передать такую музыку?
Дети: Синий, голубой, фиолетовый, белый…
(Музыкальный руководитель раздает детям заранее заготовленные карточки, дети рисуют отобранными цветами карандашей, фантазируют иллюстрацию или просто закрашивают карточку штриховкой. Во время рисования звучит пьеса «Зимнее утро» П. Чайковского).
Музыкальный руководитель: Ребята, что нового мы узнали на занятии? (ответы детей). Как можно будет на наших музыкальных занятиях использовать карточки, которые каждый их вас сегодня изготовил? (ответы детей). Что вы можете рассказать своим родителям, друзьям о сегодняшнем занятии? (ответы детей).