Наталья Корепнова
Совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов. Занятие-путешествие в подготовительной группе «Царица Грамматика»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие-путешествие «Царица - Грамматика»
(в подготовительной к школе группе).
Цель :
обобщить и закрепить знания, умения и навыки, полученные детьми на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Задачи:
- Совершенствовать фонематический слух, навыки звукового, слогового анализа.
Публикация «Совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов, Занятие-путешествие в подготовительной группе „Царица Грамматика“» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
- Закрепить звукопроизношение наиболее трудных по артикуляции звуков.
- Закрепить в словаре ребенка обобщенные понятия «транспорт», «деревья»;
- Развивать мелкую мускулатуру пальцев рук (тактильные ощущения, формировать графомоторные навыки (координация движений и ориентировка на плоскости);
- Развивать мышление, наблюдательность, концентрацию внимания.
- Воспитывать любовь к родному языку, умение работать в микрогруппах.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо царицы Грамматики, замок царицы, «ковер-самолет», «кирпичики» с предметными картинками, «Слоговая гусеница», 2 замка со звуковыми схемами и 2 ключа с предметными картинками, шкатулка, «Чудесный мешочек» с пластмассовыми буквами, призы.
Раздаточный материал: листы с изображением тучек и деревьев на каждого ребенка, простые карандаши; фишки 3 цветов.
Мультимедийные средства обучения: магнитофон, компьютер, экран, проектор.
1. Организационный момент
Педагог: Дорогие ребята! Вы честно занимаетесь: учитесь красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы, и совсем скоро вы пойдете в школу, и будете учиться на «4» и «5». Я очень этому рада. Но об этом узнала еще и царица русского языка – Грамматика. Вам от нее пришло письмо-приглашение. Послушайте его:
«Здравствуйте, ребята! Я долгое время наблюдала за вами, переживала ваши неудачи, радовалась вашим успехам в покорении очень трудной науки – грамматики. Вы очень прилежные ребята и достойны побывать в стране Грамотной и красивой речи. Я приглашаю вас, но путь туда весьма долог и опасен. Чтобы пройти этот путь вам нужно вспомнить все то, чему вы учились на занятиях. Я желаю вам удачи!»
- Ну что, ребята, согласны отправиться в долгое и опасное путешествие?
Дети: Да.
- Как вы думаете, а зачем нам нужно учить буквы и уметь произносить все звуки правильно?
Дети: мы учим буквы, чтобы уметь читать и писать.
Педагог. Тогда давайте встанем в круг, соберем все свои знания и силы
2. Психологический настрой (дети с закрытыми глазами, взявшись за руки)
Мы спокойны, мы спокойны,
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо,
Вспоминаем обязательно,
Что учили на занятии.
3. Педагог: Отправляемся в дорогу! А на чем вы хотите поехать?
Дети. На машине, поезде, самолете, велосипеде.
П: А как все это назвать одним словом? (транспорт)
Педагог. Но страна волшебная и транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже должен быть волшебный, необычный.
- Вспомните, на каком транспорте можно передвигаться в сказках?
Дети. Ответы (печка, ковер-самолет, карета, ступа, метла, летучий корабль)
П: Сегодня мы отправимся в путешествие на «ковре – самолете».
(педагог расстилает «ковер-самолет», дети садятся.)
Педагог. Сядьте поудобнее, пристегните ремни (дети обхватывают руками колени, закройте глаза, расслабьтесь и представьте, что мы летим.
(звучит музыка – звук летящего самолета)
Вот мы уже и прилетели, но сойти вы сможете, если правильно отгадаете загадки-складки:
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву. (О)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква. (Ж)
Для шипенья хороша
В алфавите буква. (Ш)
Давно известно детям всем:
Корова знает букву. (М)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву. (Б)
Ответы детей.
Педагог. Молодцы, скорее в путь!
4. Педагог. Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается страна Грамотной и красивой речи. Присаживайтесь на полянку. И на нашем пути Звучаща. Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети. Там звучат разные звуки (запись «звуки леса)
Педагог. Послушайте, какие звуки здесь можно услышать?
Дети.
Педагог: А какие ещё бывают звуки?
Дети: звуки речи.
Педагог. Если Звучаща находится в стране Грамотной и красивой речи, значит, там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда давайте поиграем.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся, язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись.
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В комнате мухи жужжали: ж-ж-ж.
В небе далеком гудел самолет: л-л-л.
Свистели от ветра все провода: с-с-с.
Перекликались в ночи поезда: ч-ч-ч.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все звенели: з-з-з.
- Молодцы, язычки работают отлично. Со звуками мы разобрались, но что такое «чаща»?
Дети. Это густо посаженные деревья.
Педагог. Какие деревья вы знаете? (дети отвечают)
5. Графомоторное упражнение
Педагог. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, в этом лесу давно не было дождя. Поможем спасти деревья? Присаживайтесь за столы.
(Перед детьми листы бумаги с нарисованными деревьями и тучками)
- Давайте нарисуем капли дождя, и наш лес снова оживет.
Дети выполняют задание на листках.
Педагог. Ну, молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.
6. Выделение первого и последнего звука в слове.
-Педагог. Перед нами река Звенящая. Дождь прошел сильный и река разлилась. Как же нам перебраться через реку?
-Здесь записка!
Река Звенящая вас ждет,
Но не пройти ее вам вброд.
Кирпичики сложите в мостик
И поспешите ко мне в гости
(Царица-Грамматика)
- Ребята, кирпичи надо сложить так, чтобы последний звук в названии картинок оказался первым в следующем кирпичике-картинке (5 кирпичей).
-А я вам помогу: первый кирпичик со словом «мальчик». Какой последний звук вы слышите в этом слове?
Дети: звук к.
- правильно! Отыщите кирпичик со словом, которое начинается с этого звука.
Дети: карандаш.
- Верно. И т. д.
дети складывают мостик и проходят по нему.
7. Закрепление навыков звукового анализа
Педагог.
Вы загадки разгадали,
Очень быстро пробежали.
Но смотрите, впереди
Очень мощные замки!
Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки? Здесь снова записка: «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»
(На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах - картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.) Слова : дом, лиса.
- Разделитесь на 2 команды. Возьмите по ключу и сделайте звуковую схему слова, нарисованного на нем, и мы увидим, какой ключ от какого замка.
Дети. Наш ключ от первого замка, потому что в слове «дом» три звука : твердый согласный [д], гласный [ о ], твердый согласный [м] и т. д.
8. Педагог. Молодцы! Вот и город Буквенный (слайд – город)
Педагог.
Стоит над речкой Звуковой
Город маленький такой.
Там, не ведая невзгод,
Весело живет народ.
- Посмотрите, нас встречает гусеница.
Это - гусеница не простая,
Гусеница слоговая.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с ними
Уметь обращаться.
Она пропустит тех вперед,
Кто со слогом слово подберет.
- Ребята, возьмите каждый по слогу, который напечатан на Слоговой гусенице, и придумайте слово, где будет слышен этот слог (дети подбирают слова).
9. И т о г занятия (слайд – замок)
Педагог. Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но, похоже, дом закрыт, а у дверей записка.
«Я прошу у вас прощенья,
Что не застали вы меня,
Много дел, но очень рада,
Что вы здесь, а вот награда!»
- Но прежде, выполните последнее задание. «Чудесный мешочек».
- В этом мешочке спрятались буквы, а какие, это должны отгадать ваши пальчики (дети с закрытыми глазами, на ощупь узнают буквы).
Вносится шкатулка с подарками.
И девчонки и мальчишки
Могут все узнать из книжки
И такой подарок, дети,
Интересней всех на свете!
Вот и закончилось наше путешествие. Это книжки - подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!
-Пора отправляться обратно. Как же нам быстро попасть домой?
- Закройте глаза и повторяйте за мной волшебные слова : «Раз, два, три, четыре… Ой! Возвращаемся домой!
- Открывайте глаза, посмотрите, мы снова в вашем детском саду.
- Понравилось вам путешествие?
- Какие препятствия вам показались сложными?
- Мне понравилось играть с вами. Вы очень старательные ребята, много знаете и умеете, поэтому справились со всеми трудностями на пути.