Интегрированное занятие «Путешествие по Мордовии»

Елена Долганина
Интегрированное занятие «Путешествие по Мордовии»

Интегрированное занятие «Путешествие по Мордовии».

Тема: «Путешествие по Мордовии»

Цель: способствовать формированию у детей чувства любви к малой Родине, воспитывать любовь и интерес к культуре мордовского народа.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Образовательная область «Познавательное развитие».

Программные задачи:

-закрепить знания детей о городах Рузаевке и Саранске.

-вызвать интерес к прошлому своего края.

-познакомить детей с мордовскими играми,мордовскими музыкальными инструментами, мордовскими сказками.

Образовательная область «Речевое развитие».

Программные задачи:

-развивать связную речь детей умение отвечать полным ответом, умение пересказывать сказку по ролям.

-закреплять умение детей делить слова на слоги.

-учить правильно согласовывать слова, изменяя окончания.

-закрепить в активном словаре детей названия мордовских сказок, мордовских игр, мордовских музыкальных инструментов (Словарная работа: шумбрат, пайгонят, пенчт, кальхциямат).

-развивать выразительность речи, правильное звукопроизношение.

Образовательная область «Физическое развитие».

Программные задачи:

-совершенствовать умения учавствовать в русских и мордовских народных играх, соблюдать правила игр.

-развивать физические качества.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Программные задачи:

-развитие музыкального слуха.

-воспитание любви к мордовской национальной культуре.

Оборудование и материалы:

ИКТ, компьютер, ширма, имитация мордовской избы, ложковый театр, мордовские музыкальные инструменты, аудиозапись мордовских песен,книги о художнике Ф. Сычкове и скульпторе Д. С. Эрьзя.

Предварительная работа:

-оформление раскладушки «Города Мордовии».

-беседа о культуре и быте мордовского народа.

-чтение мордовских сказок.

-беседа о городах Рузаевке и Саранске.

Ход занятия

Вводная часть

-У каждого человека есть своя Родина, край, где он родился, где все ему кажется близким и родным. … У нас с вами тоже есть своя Родина, это Республика, в которой мы живем…

-Скажите,как называется наша Республика?

-Какой город является столицей республики Мордовии?

-Откуда произошло название г. Саранска?

-Как называется город, в котором мы свами живем?

-В честь кого назван наш город?

-Какие еще города, населенные пункты Мордовии вы знаете?

-Велика, богата, красива мордовская земля! Сегодня мы свами совершим небольшое путешествие подвум самым большим городам Мордовии, «пройдем» по историческим и памятным местам, познакомимся с культурой мордовского народа.

На чем мы отправимся в путь, вы узнаете, когда отгадаете загадки:

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом быстро в городе другом. (поезд)

Бежит конь вороной, много тянет за собой….

Кто по рельсам и путям поезда приводит к нам?

(машинист)

-Итак, мы отправляемся с вами в путешествие по Мордовии на поезде, который ведет машинист. Сегодня машинистом электропоезда будет…Для машиниста у нас приготовлена

форменная фуражка. Приготовились! Мы ждем сигнала к отправлению поезда (Звучит сигнал «гудок», дети имитируют движение поезда, сидя на своих местах, машинист находится во главе поезда)

Основная часть

-Внимание, наш поезд прибывает на станцию «Рузаевка»-

город, в котором мы с вами живем. Он является 2- ым по величине городом Мордовии. Посмотрите на экран:

-Что за здание изображено на экране?

-Это железнодорожный вокзал, отсюда из нашего города отправляются поезда в разные уголки нашей страны…сюда же они и возвращаются, сюда прибыл наш с вами поезд…

-Если перейти через мост, мы с вами попадем на привокзальную площадь, здесь находится здание автовокзала…Какой вид транспорта присутствует здесь?

-Несколько лет назад в 2011г. на привокзальной площади появилась

новая достопримечательность-паровоз Лебедянка, которому исполнилось к тому времени 60 лет. Он являлся одним из лучших массовых паровозов Советского времени, а в наше время-это дань уважения ветеранам отрасли и знак для подрастающего поколения, чтобы они любили и гордились своей малой родиной.

-Главная улица нашего города-это ул. Ленина. Она красивая и большая. На этой улице расположены-здание главной почты, здание администрации нашего города,филиал Мордовского университета,школа искусств,гимназия,аллея Славы-аллея памяти выдающимся землякам.

-На улице Ленина находится памятник воинам, погибшим в годы войны. У памятника всегда горит вечный огонь и возлагаются цветы….

-Посмотрите на экран,вы узнаете здания, которые здесь изображены? Это клуб «Орион»,это «Дворец спорта» ,которые расположены в нашем микрорайоне Химмаш, многие из вас ходят сюда на секции.

Это здание школы, в которую вы пойдете учиться…

-С каждым годом наш город растет, преображается, в верхней части города построены «Ледовый дворец», бассейн «Нептун»

-Что изображено на картинке?

-Это парк культуры и отдыха нашего города,куда многие из вас ходили кататься на карусели….

-Я предлагаю немного отдохнуть и прокатиться на карусели

Интегрированное занятие «Путешествие по Мордовии»

Завертелась, закружилась карусель,

Ты дружок не медли и садись в нее скорей.

Еле, еле,еле, еле, закружились карусели,

А потом,потом,потом все бегом, бегом,бегом…

Тише, тише,не кружите, карусель остановите!

-Отдохнули, пора впуть!

Дети имитируют движение поезда, звучит гудок….

-Наш поезд прибыл в столицу нашей республики-город Саранск. Это большой, современный,красивый город.

В нем много промышленных зданий и культурных центров, театры, музеи, зоопарк, парк культуры и отдыха, фонтаны…

-На привокзальной площади г. Саранска стоит памятник героям стратонавтам-людям, которые впервые в истории воздухоплавания поднялись на стратостате в воздух зимой, но на высоте 22м. стратостат потерпел крушение и упална территорию Мордовии. Их именами названы улицы г. Саранска и г. Рузаевки. Запомните их фамилии: Усыскин, Васенко, Федосеенко…

На ул. Коммунистической находится очень интересный музей,где размещены экспозиции работ знаменитого скульптора Д. С. Эрьзя, выставлены работы знаменитого мордовского художника Сычкова. Когда вы вырастите большими,вы обязательно побываете в стенах музея, а пока мы будем знакомиться с их творчеством на наших занятиях…

-Знаменит Саранск большим краеведческим музеем,где собраны интересные сведения об истории нашего края….Давайте вместе ненадолго переместимся в один из залов музея, который познакомит нас с бытом мордовского народа, мордовской культурой.

Закрыли все глаза,дружно скажем раз, два,покружились, покружились, и в музее очутились….

(Открывается ширма,за которой имитация мордовской избы: дом, мордовочка сидит на скамейке, прядет пряжу)

-Более 2000 лет существует на земле мордовский народ, говорящий на двух языках мокша и эрьзя. Красота нашей республики в людях, живущих в ней, в их языке, традициях, песнях, сказках, нашей истории. Посмотрите, как чисто и красиво в мордовской избе, как приветливо нас встречает хозяйка.

-Что надо сказать, когда приходишь в гости? Давайте скажем «здравствуйте» по мордовски…Шумбратада!

(Дети говорят «здравствуйте» по-мордовски)

-Посмотри, как красив мордовский наряд, сколько бус и подвесок, про мордовочку раньше так и говорили: «Сначала мордовочку услышишь, потом увидишь»

Длинными были зимние вечера,наши бабушки сидели возле прялки, пряли пряжу, ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали, поиграть не забывали,

И до нас дошла игра,называется она:

«Котфань кодамась» (тканье полотна).

Ход игры:

Дети образуют круг. Челнок и нитка, взявшись за руки, проходят под поднятыми руками детей,стоящих в круге. При движении называются имена детей: «Катин холст ткем», «Алешин холст ткем»….Когда челнок и нитка обойдут всех детей, хором произносится: «Соткали холст!». Если челнок и нитка расцепились,оторвались, то значит проиграли….Выигрывает тот,кто движется быстро и правильно произносит слова игры.

-А когда было скучно, на помощь приходили мордовские народные инструменты:

Шавома-это просто дощечка, но если ударить по ней деревянной палочкой, получится четкий отрывистый звук, которым можно сопровождать плясовые наигрыши.

Пенчт-деревянные ложки. Зато как весело играет на них сельский музыкант.

Кальхциямат-дощечки разной длины,по которым можно ударять древянной ложкой или деревянной палочкой.

Тутушки-свистульки.

Вот какие инструменты привезли

В подарок вам…

Ну ка чудо-музыканты, не сыграете ли нам!

(Звучит песня «Панжи, панжи лайме порась» ,дети подыгрывают на морд. муз. инструментах).

-Ребята, как вы думаете, чем еще занимались наши бабушки во время рукоделия?

-Телевизоров и компьютеров раньше не было, наши бабушки пели песни,играли на морд. инструментах и рассказывали сказки.

-Какие мордовские сказки мы с вами читали?

(«Черна корова», «Лыковый кошель», «Горячие сани»)

-Одну из сказок я предлагаю вам сегодня не только рассказать,но и показать.

(Инсценирование мордовской народной сказки «Как собака друга себе искала»,используя ложковый театр).

-А теперь пора возвращаться домой.

Закрываем мы глаза,

Дружно хлопнем: раз, два!

Покачались, покружились,

В своей группе очутились….

Итог занятия:

-Ребята, понравилось вам наше путешествие?

-Данила,что тебе понравилось больше всего?

-Вася, что тебе понравилось больше всего?.

-Давайте еще раз вспомним,как мы приветствовали друг друга по- мордовски?

-В какую мордовскую игру мы играли?

-С какими мордовскими музыкальными инструментами мы познакомились?

-Какую сказку рассказали нам ложки?

-Наше путешествие подошло к концу. Велика и богата мордовская земля. Когда вы станете взрослыми, то побываете во многих уголках нашей Мордовии,а пока вы подрастете, мы будем совершать путешествия на наших занятиях.

-Закончить наше занятие я предлагаю стихами о Мордовии:

Мой край родной, мордовская земля,

Люблю твои широкие поля…

Люблю твоих нарядов красоту,

Язык твой и обрядов простоту.

Здесь небо всюду ясное и солнце горячей,

Я знаю, нет прекраснее Мордовии моей!

Публикации по теме:

Занятие по развитию речи «Птицы Мордовии» ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Воспитатель обращает внимание детей на сезонные изменения за окном. Дети наблюдают и включаются в беседу. Вопросы воспитателя:.

Занятие-беседа с детьми «Символика Мордовии» Цель: воспитание у детей данного возраста чувства патриотизма, уважения к своей Родине. Милый край! Мордовия родная! Здесь раздолье рек,.

Интегрированное занятие для средней группы «Путешествие в лес» Интегрированное занятие с детьми средней группы «Путешествие в лес» Цель: Уточнить знания детей о деревьях, домашних и диких.

Интегрированное занятие «Игра-путешествие в осенний лес» средний дошкольный возраст Программное содержание: Обучающие: Формировать умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий,.

Интегрированное занятие: «Путешествие капелек» Дети заходят в группу и садятся на стульчики. Воспитатель говорит: Вы слыхали о воде, говорят она везде. А где можно встретить воду? Дети.

Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «речевое развитие, художественная литература, коммуникация, двигательная деятельность, социализация, художественно.

Интегрированное занятие «Путешествие за волшебной травкой» Интегрированное занятие «Путешествие за волшебной травкой». Цель: Вызвать у детей эмоциональный отклик на занятие-путешествие и желание.

Итоговое интегрированное занятие «Путешествие с колобком» Задачи: Развивать речь ребенка. Уделять внимание сенсорному воспитанию. Развивать внимание, сообразительность, мышление, фантазию. Ход.

Интегрированное занятие «Путешествие по сказке «Колобок» Младшая группа ТЕМА: Путешествие по сказке Колобок. ЦЕЛЬ: Физическое развитие: совершенствовать мелкую моторику ребенка выполнять точные.

Занятие по ознакомлению с окружающим «Заповедные места Мордовии» Тема: «Заповедные места Мордовии». Цель: Дать детям понятие «заповедные места», «заповедник»; познакомить детей с заповедниками Мордовии;.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированное занятие «Путешествие по Мордовии»
Опубликовано: 4 мая 2016 в 09:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в мини музей «Русская горница» в средней группе
Цель: познакомить детей с предметами старинного быта и их названием: печь, ухват, чугунок, прялка, самовар, рубель; обогащать словарь пословицами, загадками,...
Развлечение «Веселые летние старты».
Цель: Развивать дружеские отношения в совместной деятельности. Воспитывать любовь к природе. Ход: Ребята, вы любите лето? А летние старты? Тогда делимся на...
Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе Тема: «Березка».
Цель: Развитие творческих способностей. Задачи: Закрепить знания детей о березе, ее внешнем виде. Развивать словарь через литературное...
ОО «Познавательное развитие» Перспективный план по познавательному развитию в средней...
Сентябрь [/ i] 1. 09-8. 09. 2017 Тема недели: «День знаний» «Детский сад» Цель: Формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых...
Конспект занятия по хореографии в МДОУ
Конспект занятия по хореографии в подготовительной группе Хореограф МДОУ детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка – 1» Филипичева Д. Н....