Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна»

Галина Ускова
Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна»

Оборудование: Экран, проектор, сундучок с куклами, заготовки материала для изготовления обрядовой куклы Мартинички.

Участники; Дети подготовительной группы, ведущий – Хозяюшка (в русских народных костюмах)

Ход занятия.

1 слайд. Тема занятия.

Под. р. н. музыку Музыкальный руководитель (Хозяюшка) и дети входят в зал, встают полукругом.

Хоз. – ка. Ребята, посмотрите сколько у нас сегодня гостей! Давайте поздороваемся с ним по русскому народному обычаю!

Дети6 здравствуйте, гости дорогие! (отдают низкий поклон)

Хоз. – ка. Эй, честной народ, ко мне пожалуйте сюда, приглашаю вас в мою мастерскую! Проходите, присаживайтесь на самые удобные места!

Под музыку дети проходят в избу – мастерскую, садятся на лавочки (стульчики)

Хоз. – ка. Посидим рядком, поговорим ладком! Ребята, мы с вами живём в огромной и красивой стране. Скажите, как она называется?

Дети: Россия!

2 слайд. – 2 – 3 фото.

Хоз. – ка. Наша Родина – матушка Россия. Так с любовью её называли наши предки! А хотите вы увидеть, как жили в старину на Руси? (ответы детей: да, хотим)

3 слайд. Тарелочка с наливным яблочком.

Хоз. – ка. Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком. Покатим его по блюдечку, всю Россию увидим!

- Катись, катись наливное яблочко по блюдечку, покажи нам Русь – матушку!

4 слайд. Хозяйка обращает внимание на экран, на котором показаны различные фрагменты деревенского быта, по каждому слайду ведётся небольшой рассказ.

- Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с маленькими избёнками, колодцами. Огородами.

Дети встают и исполняют песню «Русская изба» муз. и сл. З. Я. Роот.

5 слайд. Столетиями жители этих деревушек работали в поле т на огороде.

6 слайд. (1 – 2 фото)Занимались ловлей рыбы, скотоводством, сбором ягод,

грибов, охотой.

7 слайд. Пекли пироги в жарких печах. Нелёгкой была эта жизнь, не так уж много было в ней радости и красоты, и люди создавали радость своими руками.

8 слайд. Серые фасады домов расписывали невиданными цветами, травами, украшали окна деревянной резьбой.

9слайд. Вытачивали из лесных коряжин оригинальные посудины.

10 слайд. Плели различные кружева.

11 слайд. Вышивали на полотенцах.

12 слайд. И конечно же мастерили своими руками кукол, вкладывая в них частичку своего тепла, души Их берегли, хранили, передавая из поколения в поколение. Сегодня мы с вами на одно мгновение вернёмся в тот мир и познакомимся с куклами и бабушкиного сундучка.

Звучит русская народная музыка. Хозяюшка идёт и берёт сундучок со словами:

- Посмотрите, у меня в мастерской сундук стоит! Я уверена, что много он тайн хранит. К сундучку я подойду, может что – нибудь в нём найду!

(Достаёт тряпичные куклы и показывает их детям)

Хоз. – ка. В этом сундучке живут необычные куклы. В старину куклы делали для разных случаев. Таких кукол в магазине не купить, они сделаны своими руками, с любовью. А как об этом рассказывается в стихах?

1. Русская, тряпичная, куколка простая

Славила Россию игрушка удалая,

Бодрая, весёлая, игрушка озорна,

А по нраву русская, значит нам родная!

2. Есть кукла, кукла – оберег, твоя помощница на век,

Люби меня и уважай, и никогда не обижай!

Я принесу тебе удачу, жизнь станет ярче и богаче!

Хоз. – ка. Куклы бывают игровые, обрядовые, обереговые! Мы уже с вами знаем много народных кукол. Вот это какая кукла? (показывает игровую куклу Полешко)

Реб. Это обыкновенная игровая кукла Полешко, с такими куклами раньше играли дети. Они делались из обыкновенного маленького полена, на котором завязывались платок и тряпочка вместо платья - кукла готова.

Хоз. – ка. Всё сказано верно, молодцы! Засиделись наши ножки, надо их размять немножко. В круг скорее все вставайте с куклой Полешко поиграйте!

Все дети встают в круг, в центре Хозяюшка с куклой в руках. Все двигаются по кругу и поют.

- Идём мы все по кругу, по кругу, по кругу,

- Приветствуем друг друга, друг друга, друг друга,

- С куклой ты попрыгаешь? Попрыгаем, попрыгаем!

- Ты ножками подрыгаешь? Подрыгаем, подрыгаем

- А ручками похлопаешь? Похлопаем, похлопаем!

- А ножками потопаешь? Потопаем, потопаем!

- Ручками помашешь? Помашем, помашем!

- А потом попляшешь? Попляшем, попляшем! (Игра проводится 1 раз)

После игры дети рассаживаются на свои места.

Хоз. - ка. А ещё в бабушкином сундучке есть куклы обереговые. А кто знает, ребята, что такое оберег?

Дети: Это предмет, который защищает людей от разных бед.

Хоз. – ка. Правильно, оберег оберегает человека от несчастий, защищает от болезней, охраняет дом.

Хозяюшка подходит к сундучку и достаёт куклы - обереги.

Хозяйка вместе с детьми вспоминают уже знакомые обереговые куклы.

Хоз. – ка. Сегодня вы познакомитесь куклой – оберег Бессонница. Как вы думаете, почему её так называют? (Варианты ответов детей)

Хоз. – ка. В старину, когда без видимой причины начинал плакать младенец,

мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов быстро сворачивала из двх лоскутков ткани куклу – оберег Бессонницу и кидала её в колыбель,приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой!

Хозяюшка достаёт из сундучка ещё одну обереговую куклу»

Хоз. – ка. Эта куколка называется Пеленашка, она защищала ребёнка от зла до крещения! А какая куколка считалась оберегом хорошего настроения?

Дети: Колокольчик.

Хоз. - ка. Достаёт из сундучка куклу «Колокольчик»

Хоз. - ка. Пусть куколка эта нас повеселит! А, ну ребята, все вставайте, весёлую игру начинайте!

Дети играют в р. н. игру «У Маланьи у старушки»

Реб. Для того, чтоб настроенье было поднятым всегда,

Нужно, чтобы в каждом доме эта куколка была!

Хоз. – ка. А ещё в бабушкином сундучке есть куклы обрядовые. Богата земля русская обрядами. Обрядовые куклы почитали и ставили их в избе в красный угол. Ребята,скажите, какое время года наступило?

Дети: Весна.

Хоз. –ка. Давайте вспомним какие мы знаем заклички про весну.

Дети исполняют две заклички (весны и жаворонков)

Хоз. - ка подходит к сундучку и достаёт куклы обрядовые.

Хоз. ка. Весной изготавливал вот такие обрядовые куколки, их называют Мартинички, а эта кукла «Птица радость». Их изготавливали для весеннего обряда, связанного с приходом весы

Хоз. – ка. Ребята, «Кукла – радость» хочет поиграть с вами в игру

«Добавь недостающее слово и заверши пословицу»

1. Хочешь есть калачи- не сиди на …. печи

2. Что в поле родиться, о в доме…пригодиться.

3. Не красна изба углами, а красна … пирогами.

4. Вся семья вместе, так и душа…. на месте.

5. В гостях хорошо, а дома… лучше.

6. Кончил дело - ….гуляй смело.

Хоз. – ка. С какой обрядовой куклой мы познакомились на прошлом занятии?

Дети: С куколкой Веснянкой!

Хоз. –ка достаёт из сундучка куколку Веснянку.

Хоз. –ка. Веснянка – это весёлая, задорная кукла, которую делали молодые девушки на приход весны. Она очень яркая, с волосами необычного цвета. Таких кукол дарили девушки друг другу. Каким оберегом является эта кукла?

Дети: Эта кукла молодости и красоты!

Хоз – ка. Ребята, а веснянка приготовила для вас игру.

Проводится пальчиковая гимнастика «Народная игрушка»

У Матрёшки у сестрицы

Пол деревни небылицы - ритмичные удары пальцами правой руки (начиная с указательного пальца) по левой и наоборот.

Ходит утка в юбке, в тёплом полушубке, - поочерёдное загибание пальцев на обеих руках.

Курочка в жилете, петушок в берете,

Коза в сарафане, заинька в кафтане, - ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.

А всех их пригоже – корова в рогожке.

Хоз. – ка. Делу время – потехе час, не зря так говорят у нас. Хватит дети забавляться, пора делом заниматься! Заготовку куколки – Веснянки мы уже с вами сделали заранее. А сегодня я предлагаю завершить нашу работу и подарить Веснянок нашим гостям. Но сначала мы вспомним правила создания кукол.

Дети вместе: Куклы делаются только по доброй воле с добрым мыслями, для доброго человека.

Хоз. - ка. Перед началом любого дела очень важно убедиться в том, что всё необходимое для работы у вас есть. Чтобы украсить куклу надо её нарядить в русский народный костюм и заплести косу лентами.

Для этого нам понадобиться яркая ткань для сарафана, тесьма. Моя уже готовая куколка – Веснянка будет «ходить» и смотреть, как вы трудитесь. Старайтесь выполнить работу красиво и куратно, потом мы их будем дарить гостям.

- Кукла просто загляденье, детям всем на удивление,

Коль хотите научиться эту куклу смастерить,

Вам придётся не лениться и старанье приложить.

Самостоятельная работа детей по изготовлению куклы под русскую народную мелодию.

Хоз. –ка. Какие красивые Весняночки у вас получились!

По окончании работы дети встают в круг и строят «Пирамиду добра».

- Ребята, давайте наши куклы подарим гостям, но сначала надо пожелать что – нибудь хорошего и доброго. Подумайте, чтобы вы хорошего и доброго пожелали человеку, которому сделали оберег? Кто придумал – выйдет в круг, произнесёт своё доброе пожелание, положит свою ладошку на мою или других ребят, уже сказавших своё пожелание.

Начинает Хозяюшка: Я желаю всем мира и добра!

После того как все скажут свои пожелания – делается пирамида добра (правые руки в середину круга)

Хозяюшка тихонько раскачивает еёсо словами: Пусть наши пожелания услышат все и пусть они сбудутся! – подталкивает лежащие на её ладони, ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Дети дарят куколки – обереги гостям под музыкальное сопровождение.

Хоз. - ка. Ребята, скажите, где вы были в гостях, чем занимались?

1реб. Мы были в гостях в избе мастерской народной игрушки.

2реб. Говорили о куклах.

3. реб. Играли с ними мастерили обрядовую куклу Веснянка.

Под русскую народную музыку дети возвращаются в группу.

Публикации по теме:

Интегрированное занятие с детьми младшего дошкольного возраста «Мячик для куклы Тани» Программное содержание: активизировать разговорную речь детей (словарь признаков, словарь действий); обогащать словарь детей, давать простые.

Интегрированное занятие в форме сюжетной игры «Путешествие на загадочный остров» в старшей группе с детьми с ОВЗ Участники: дети с ОВЗ (с речевыми дисфункциями). Задачи:Познавательное развитие:ознакомление и формирование сенсорных эталонов; развитие.

Интегрированное занятие «Заколдованный город» с детьми подготовительной группы Образовательная деятельность «Музыка» с детьми подготовительной группы «Заколдованный город» Цель: • Задачи ОД «Музыка»: • развитие музыкально.

Итоговое интегрированное занятие по художественно — творческому развитию «У Лукоморья» с детьми подготовительной группы Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина; воспитывать любовь и уважение к русским поэтам. 2. Совершенствовать.

Конспект сюжетно-игрового занятия с детьми старшей и подготовительной групп «На арене цирка»Конспект сюжетно-игрового занятия с детьми старшей и подготовительной групп «На арене цирка» Конспект сюжетно-игрового занятия с детьми старшей и подготовительной групп «На арене цирка» Форма проведения: игровая Цель: Развитие.

Конспект занятия «Куклы бабушкиного сундука» Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе приоб-щения к истории русской культуры.

Отчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группеОтчет о проведении проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» в средней группе Результаты проведённых исследований подтвердили наши предположения о том, что тряпичная кукла в старину играла большую роль: она была участницей.

Беседа в рамках познавательно-творческого проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» для детей средней группы Познавательно-творческий проект «Куколки из бабушкиного сундучка» Тема проекта «Куколки из бабушкиного сундучка» выбрана мною не случайно.

Проект «Куклы из бабушкиного сундучка» Проект "Куклы из бабушкиного сундука" Участники проекта: - воспитатель младшей группы МБДОУ «Иланский детский сад № 50» Есякова.

Спортивный праздник ко Дню защитника Отечества с детьми подготовительной, старшей, средней групп Дата проведения: 21 февраля 2018г. Взрослые: ведущий (инструктор по физической культуре, Емеля и Марья (воспитатели). Инвентарь: 2 грамоты,.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Интегрированное занятие с детьми старшей и подготовительной групп «Куклы из бабушкиного сундучка. Весна»
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 13:52
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День песочных построек на МААМ

Очередной тематический день посвящен ценному строительному материалу, который встречается даже в детской песочнице. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про...

17 июня. День пустынь

17 июня отмечается экологический праздник ООН – День борьбы с опустыниванием. Он посвящён проблеме постепенного распространения пустынь, которое происходит по причине хозяйственной деятельности человека....


Горячие темочки