Получи документы

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Царь — колокол» (История происхождения колоколов на Руси)

Жанна
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Царь — колокол» (История происхождения колоколов на Руси)
▼ Скачать + Заказать документы

Ход занятия

Звучит музыка, дети проходят в музыкальный зал, задевая колокольчик, подвешенный в дверном проеме, рассаживаются. В центре зала на столе лежит хрустальный колокольчик.

Слайд 1

Музыкальный руководитель:

Дети, у меня для вас есть две загадки. Хотите подумать и отгадать?

1) Из земли взяли, на огне грели,

Опять в землю положили;

А как вынули-стали бить,

Чтобы мог говорить.

2) Купи, денег не жалей -

Со мной ехать веселей!

Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Царь — колокол“ (История происхождения колоколов на Руси)» размещена в разделах

Как вы думаете, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? Чем отличается вторая отгадка от первой?

(Ответы детей)

Верно, в ней говориться о колокольчике. Именно он пригласил нас сегодня в гости.

А знаете ли вы, что маленькому колокольчику около 40 000 лет? И появился он впервые, далеко отсюда, в Египте. С тех пор, колокольчики всегда рядом с человеком. Большие, маленькие, самые разные. Давайте, вместе вспомним, где можно встретить колокольчики?

( Дети вспоминают: на рыбалке, на корабле, в церкви, на одежде у клоуна, на тройке лошадей, есть цветы колокольчики)

Музыкальный руководитель:

На что похожа форма колокола и колокольчика? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).

А давайте вспомним скороговорку «Колпак». Предлагаю повторить ее.

Сшит колпак, вязан колпак,

Да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол,

Да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать,

Да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать,

Да перевыколоколовать.

Музыкальный руководитель:

Да, действительно, колокол по своей форме очень похож на колпак.

А вот голоса детей, очень похожи на колокольчики - своим звучанием. Об этом говориться в нашей песне.

Песня «Колокольчик».

(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).

Слайд 2

Музыкальный руководитель:

Какое чудное виденье!

И звук небесной чистоты…

Он, словно ангельское пенье,

Ко мне донесся с высоты…

Колокольный звон появился на Руси очень давно. Колокольный звон звучал в будни и в праздники.

Слайд 3

Музыкальный руководитель:

Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад. Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.

А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).

Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять).

Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.

Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).

Слайд 4

Музыкальный руководитель:

В древней Москве с ее высоты днем и ночью дозорные осматривали окрестности города и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).

А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).

Слайд 5

Музыкальный руководитель:

Со всего мира люди приезжали сюда послушать колокольную музыку.

(Звучит звук "Ростовских звонниц").

Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие звенели нежно, да звонко.

(Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко).

Говорят, что в старину, в день Великой Пасхи, забирались на звонницу все, кому не лень, и звонили с утра до вечера. Вдруг, один колокол от долгого качания не удержался на перекладине, упал с колокольни вниз и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки, стали собирать кусочки разбившегося колокола и вдруг увидели, что у них в руках маленькие блестящие колокольчики. С тех пор стали колокольчики детям забавой в играх. Поговаривали в народе, что тот колокол был не простой, а волшебный, и упал с колокольни нарочно, чтобы детишкам подарки делать.

Во все времена с колокольчиком играют дети. В одну из игр мы тоже поиграем…

Игра “Жмурки с колокольчиком”

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "Жмурку", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "Жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.

Музыкальный руководитель:

Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?

Слайд 6

Музыкальный руководитель:

Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре его мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых".

Вот он какой «Царь – колокол»!

А я предлагаю вам, еще поиграть с волшебным колокольчиком!

Музыкальная игра с колокольчиком

В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.

Музыкальный руководитель:

Слайд 7

Обратить внимание детей на экран.

(Дети рассматривают разные колокольчики).

Музыкальный руководитель

Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).

Слайд 8

Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский.

Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.

В Великом Новгороде сняли колокол и повезли его в Москву. Легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.

Красивая легенда, правда?

А хотите узнать, как устроен колокол?

Слайд 9.

Музыкальный руководитель:

Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится металлический стержень- язык. Да, да, не удивляйтесь. Вот эта деталь в колокольчике называется «язычок», а эта - «ушко».

Слайд 10

А еще у колокольчика есть «плечи» и «пояс». (показ). Язык - главная деталь в колокольчике. Давайте попробуем придержать «язычок», и что выйдет? Вот и наш звонкий колокольчик стал совсем грустным.

Игра «Язычок».

Все становятся в круг. Ведущий очень осторожно берет колокольчик и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» колокольчик по кругу, стараясь делать это как можно тише.

Слайд 11

Музыкальный руководитель

Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? («Звон», «звонить», «звонарь», «звонкоголосый»)

Музыкальный руководитель:

О колоколах сложилось много легенд.

Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.

Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).

Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение).

Музыкальный руководитель:

Самый главный из церковных звонов – «Благовест».

Слайд 12

(Слушание пасхального звона).

Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник «Пасху». В этом звоне слышится призыв: «К нам, к нам, к нам». Благовест означает добрую, хорошую весть или известие. Его звон обозначал праздничное событие для всех людей.

(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).

Слайд 13

Музыкальный руководитель:

Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, недаром в старинной песне поется: «Москва златоглавая, звон колоколов…». Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи.

(Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).

Дети:

Колокол дремавший

Разбудил поля,

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Звонко раздаётся

Голос по лесам.

* * *

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин.

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!

А. С. Пушкин

Отрывок из стихотворения «Бесы»

1826-1830

Музыкальный руководитель:

А сейчас, в исполнении наших девочек, мы увидим замечательный танец с валдайскими колокольчиками.

Танец «Динь –динь-донь»

Слайд 14

Музыкальный руководитель:

Сегодня, вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. Узнали строение колокола и колокольчика.

Ребята, а вы хотите сделать колокольчик своими руками?

Изготовление колокольчика.

На столе приготовлены: маленькие бутылочки, нитки, пуговицы, бусинки. На нитки дети нанизывают пуговицы и бусинки. С помощью взрослых закрепляют на горлышке бутылки, закручивают крышкой.

Музыкальный руководитель:

Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями – вашим мамам и папам.

Желаю вам, чтобы для вас и вашей семьи всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.

Используемая литература:

1. Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1988.

2. Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995.

3. Руднев В. А. Обряда народные и обряды церковные. Л. ,1982.

4. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. С. ,1997.

5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. ,1995.

Интернет ресурсы.

1. https://standart.edu.ru/

2. https://www.proshkolu.ru/

3. gumer.info › bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/

4. slovari.sosh.ru

5. ru.wikipedia.org › wiki/БЭКМ

6. km-school.ru «Все о КМ-Школе»

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи. Кошкин дом Конспект занятия по развитию речи с использованием малых фольклорных форм и с элементами драматизации «Кошкин дом». (2006) ПНДР (3-4года).

Самоанализ музыкального занятия. Самоанализ занятия. Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Царь — колокол» (История происхождения колоколов на Руси)
Опубликовано: 9 апреля 2013 в 16:41
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе «Царь — колокол» (История происхождения колоколов на Руси)» (включая файлы) размещена пользователем Жанна (УИ 21879) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД