Жанна
Интегрированное занятие в подготовительной группе «Царь — колокол» (История происхождения колоколов на Руси)
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Звучит музыка, дети проходят в музыкальный зал, задевая колокольчик, подвешенный в дверном проеме, рассаживаются. В центре зала на столе лежит хрустальный колокольчик.
Слайд 1
Музыкальный руководитель:
Дети, у меня для вас есть две загадки. Хотите подумать и отгадать?
1) Из земли взяли, на огне грели,
Опять в землю положили;
А как вынули-стали бить,
Чтобы мог говорить.
2) Купи, денег не жалей -
Со мной ехать веселей!
Публикация «Интегрированное занятие в подготовительной группе „Царь — колокол“ (История происхождения колоколов на Руси)» размещена в разделах
- Колокольчики и колокола
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2013
Как вы думаете, о чем идет речь? Кто догадался, что в первой загадке говорится о колоколе? Почему вы так думаете? Чем отличается вторая отгадка от первой?
(Ответы детей)
Верно, в ней говориться о колокольчике. Именно он пригласил нас сегодня в гости.
А знаете ли вы, что маленькому колокольчику около 40 000 лет? И появился он впервые, далеко отсюда, в Египте. С тех пор, колокольчики всегда рядом с человеком. Большие, маленькие, самые разные. Давайте, вместе вспомним, где можно встретить колокольчики?
( Дети вспоминают: на рыбалке, на корабле, в церкви, на одежде у клоуна, на тройке лошадей, есть цветы колокольчики)
Музыкальный руководитель:
На что похожа форма колокола и колокольчика? (Из ответов обратить внимание на сходство с колпаком).
А давайте вспомним скороговорку «Колпак». Предлагаю повторить ее.
Сшит колпак, вязан колпак,
Да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол,
Да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать,
Да перевыколоколовать.
Музыкальный руководитель:
Да, действительно, колокол по своей форме очень похож на колпак.
А вот голоса детей, очень похожи на колокольчики - своим звучанием. Об этом говориться в нашей песне.
Песня «Колокольчик».
(Звучит колокольный звон. Обратить внимание детей на экран).
Слайд 2
Музыкальный руководитель:
Какое чудное виденье!
И звук небесной чистоты…
Он, словно ангельское пенье,
Ко мне донесся с высоты…
Колокольный звон появился на Руси очень давно. Колокольный звон звучал в будни и в праздники.
Слайд 3
Музыкальный руководитель:
Появился первый колокол в 10 веке. Какой сейчас идет век, кто знает? Так вот появился первый колокол более 1000 лет назад. Отлит он был из меди и олова. Слово "колокол" означает - зов, шум, крики.
А как вы думаете, где размещают колокола? (На высоких колокольнях или в звонницах).
Как вы думаете, с какой колокольни звон слышен лучше : с высокой или низкой? Почему? (Предложить подумать, поразмышлять).
Чем выше колокольня, тем дальше слышен колокольный звон.
Самая высокая колокольня в России находится в Москве и называется она - "Иван Великий". (Обратить внимание детей на экран).
Слайд 4
Музыкальный руководитель:
В древней Москве с ее высоты днем и ночью дозорные осматривали окрестности города и предупреждали москвичей о приближении врага, о пожаре. Её высота почти 84 метра. (Предложить послушать набат – тревожный сигнал колокола).
А самая известная звонница находится г. Ростове. (Предложить полюбоваться красотой звонницы).
Слайд 5
Музыкальный руководитель:
Со всего мира люди приезжали сюда послушать колокольную музыку.
(Звучит звук "Ростовских звонниц").
Каждый колокол звенел своим собственным голосом. Голоса были различны по высоте и силе звучания. Колокола большие звук имели густой и мощный, далеко разносящийся кругом. А колокола маленькие звенели нежно, да звонко.
(Предложить послушать звон различных колоколов и определить звучание: красиво, мелодично, звонко).
Говорят, что в старину, в день Великой Пасхи, забирались на звонницу все, кому не лень, и звонили с утра до вечера. Вдруг, один колокол от долгого качания не удержался на перекладине, упал с колокольни вниз и разбился на мелкие кусочки. Подбежали детки, стали собирать кусочки разбившегося колокола и вдруг увидели, что у них в руках маленькие блестящие колокольчики. С тех пор стали колокольчики детям забавой в играх. Поговаривали в народе, что тот колокол был не простой, а волшебный, и упал с колокольни нарочно, чтобы детишкам подарки делать.
Во все времена с колокольчиком играют дети. В одну из игр мы тоже поиграем…
Игра “Жмурки с колокольчиком”
Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Считалкой выбирают двух водящих – игрока с колокольчиком и "Жмурку", которому завязывают глаза. Игрок с колокольчиком, непрерывно позванивая, убегает, а "Жмурка" его догоняет. Если поймает, то игроки меняются ролями. Если не – снова выбирают считалкой.
Музыкальный руководитель:
Ребята, а кто из вас знает, что такое "Царь-колокол"? Почему он носит такое название?
Слайд 6
Музыкальный руководитель:
Отлили этот колокол наши русские мастера - Иван Федорович Моторин и его сын Михаил. Однако этому колоколу не суждено было звонить. Потому что когда Царь-колокол находился в литейной яме, деревянный сарай над ямой загорелся во время пожара. Народ сбежался спасать колокол. Боясь, чтобы он не расплавился, стали заливать колокол водой. Колокол был спасен, но у него откололся край. Пробыв в земле 103 года, его подняли на поверхность. И теперь "Царь-колокол" находится в Кремле - никогда не звонивший памятник колокольного искусства. Вес его 204 тонны, высота 6 метров. В центре его мы видим изображение мужчины и женщины. Над ними лица "святых".
Вот он какой «Царь – колокол»!
А я предлагаю вам, еще поиграть с волшебным колокольчиком!
Музыкальная игра с колокольчиком
В кругу стоят стулья по количеству детей. Дети присаживаются на стулья спиной в круг. Под музыку легким бегом бегут вокруг стульев, а педагог на один из стульев ставит колокольчик. С остановкой музыки дети присаживаются на стулья. Из игры выбывает ребенок, которому не досталось места. И так далее, пока не останется 1 игрок – победитель.
Музыкальный руководитель:
Слайд 7
Обратить внимание детей на экран.
(Дети рассматривают разные колокольчики).
Музыкальный руководитель
Колокольчики делают разной формы и из разных материалов. (Обратить внимание детей на экран, предложить полюбоваться красивой формой, необыкновенным узором, выбрать понравившийся колокольчик, объяснить свой выбор).
Слайд 8
Посмотрите, здесь есть необычный колокольчик - валдайский.
Хотите узнать, откуда появились валдайские колокольчики? Вот послушайте легенду о валдайских колокольчиках.
В Великом Новгороде сняли колокол и повезли его в Москву. Легенда гласит, будто по дороге, на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики.
Красивая легенда, правда?
А хотите узнать, как устроен колокол?
Слайд 9.
Музыкальный руководитель:
Русские колокола имеют форму - конуса, колпака, на котором есть ушко - для подвески. Посередине находится металлический стержень- язык. Да, да, не удивляйтесь. Вот эта деталь в колокольчике называется «язычок», а эта - «ушко».
Слайд 10
А еще у колокольчика есть «плечи» и «пояс». (показ). Язык - главная деталь в колокольчике. Давайте попробуем придержать «язычок», и что выйдет? Вот и наш звонкий колокольчик стал совсем грустным.
Игра «Язычок».
Все становятся в круг. Ведущий очень осторожно берет колокольчик и бесшумно передает его своему соседу. Так участники передают «спящий» колокольчик по кругу, стараясь делать это как можно тише.
Слайд 11
Музыкальный руководитель
Играть на колоколе непросто, эту работу выполняет - звонарь. Как вы считаете, как появилось слово “звонарь”? Какие родственные слова вы можете назвать? («Звон», «звонить», «звонарь», «звонкоголосый»)
Музыкальный руководитель:
О колоколах сложилось много легенд.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день праздник.
Говорят, что под колокольней не живут крысы. Почему? (Предложить детям подумать и высказать свое мнение).
Колокольный звон лечит. Повесьте дома маленький валдайский колокольчик и, когда вас что-то расстроит – немного позвоните в него, не зря же наши предки верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. (Позвонить над каждым ребенком колокольчиком, уточнить: каким стало настроение).
Музыкальный руководитель:
Самый главный из церковных звонов – «Благовест».
Слайд 12
(Слушание пасхального звона).
Звучал он в пасхальную неделю, когда праздновали праздник «Пасху». В этом звоне слышится призыв: «К нам, к нам, к нам». Благовест означает добрую, хорошую весть или известие. Его звон обозначал праздничное событие для всех людей.
(Предложить детям стать звонарями, взять понравившийся колокольчик и позвонить - индивидуально и всем вместе).
Слайд 13
Музыкальный руководитель:
Колокол - это частичка истории России, произведение мастерства рук людей, недаром в старинной песне поется: «Москва златоглавая, звон колоколов…». Колоколам и колокольным звонам многие известные поэты посвятили стихи.
(Предложить детям рассказать выученные заранее стихи).
Дети:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам.
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин.
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
А. С. Пушкин
Отрывок из стихотворения «Бесы»
1826-1830
Музыкальный руководитель:
А сейчас, в исполнении наших девочек, мы увидим замечательный танец с валдайскими колокольчиками.
Танец «Динь –динь-донь»
Слайд 14
Музыкальный руководитель:
Сегодня, вы познакомились со старинной русской музыкой - колокольными звонами, услышали голоса разных колоколов - больших и маленьких. Узнали строение колокола и колокольчика.
Ребята, а вы хотите сделать колокольчик своими руками?
Изготовление колокольчика.
На столе приготовлены: маленькие бутылочки, нитки, пуговицы, бусинки. На нитки дети нанизывают пуговицы и бусинки. С помощью взрослых закрепляют на горлышке бутылки, закручивают крышкой.
Музыкальный руководитель:
Предлагаю вам, ребята, подарить ваши замечательные колокольчики вместе с добрыми пожеланиями – вашим мамам и папам.
Желаю вам, чтобы для вас и вашей семьи всегда звучал колокольный перезвон “благовест”, т. е. звон который рассказывает о доброй вести.
Используемая литература:
1. Бахтин В. От былины до считалки. Л., 1988.
2. Коринфский А. А. Народная Русь. М., 1995.
3. Руднев В. А. Обряда народные и обряды церковные. Л. ,1982.
4. Шангина И. И. Русские традиционные праздники. С. ,1997.
5. Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М. ,1995.
Интернет ресурсы.
1. https://standart.edu.ru/
2. https://www.proshkolu.ru/
3. gumer.info › bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/
4. slovari.sosh.ru
5. ru.wikipedia.org › wiki/БЭКМ
6. km-school.ru «Все о КМ-Школе»