Интегрированное занятие в подготовительной группе  «Вулкан»

Наталья Ивановна Варлахина
Интегрированное занятие в подготовительной группе  «Вулкан»

Цель: Развитие познавательных интересов и познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста

Задачи:

• Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

• Развивающие:

1. развивать логическое мышление, умение рассуждать, доказывать, делать выводы;

2. развивать у детей познавательный интерес к деятельности;

3. способствовать развитию творческого воображения;

4. развивать у детей потребность заботиться о своем здоровье.

• Воспитательные:

1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

3. воспитывать умение работать в команде.

Содержание:

I. Организационный момент: взаимопроверка готовности к занятию, приветствие.

II. Целеполагание и мотивация.

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Ребята, сегодня почтальон принес нам посылку и письмо от детей из 12 детского сада. Послушайте, что пишут дети:

«Дорогие ребята! Чтобы отгадать, что лежит в посылке и для чего,

нужно познакомиться с удивительным явлением природы (в посылке лежит пемза). Мы с явлением природы уже познакомились. Предлагаем и вам познакомиться с явлением природы. А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку».

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

(Вулкан.)

- Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

— Правильно, сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Ребята, а вы знаете, что такое — вулкан?

(Это большая гора с крутыми склонами, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.)

(показывает картинки)

Вулканы начали «вулканить»

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать —

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». Интересно!

Демонстрация иллюстраций. (извергающийся вулкан).

Рассказ легенды древних народов о вулканах.

“Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. “Вулкан работает”, – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами. — Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

III. Изучение нового материала.

1. Строение вулкана. (демонстрация иллюстраций на экране)

Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из под земли по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

2.(Звучит громкая музыка – Звуки вылкана).

3. Что извергают вулканы?

Выводы: (демонстрация иллюстраций на экране)Лава-магма, излившаяся на поверхность Земли, потерявшая газы, температура лавы до 1000. * С, скорость течения 50 км/час.

- А вы помните про посылку. Что там было? (Ответы.)

- Ребята, я вам сейчас расскажу удивительный факт. Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы –это и есть пемза, которая была у нас в посылке.

- Рассмотрите внимательно камни и пемзу. Чем отличаются? (Ответы.)

В пемзе много дырочек. Дырочки пустые или в них что-то есть? (Ответы.)

В дырочках спрятался воздух, поэтому пемза легче, чем обычный камень.

Действительно внутри пемзы пузырьки воздуха. Это потому, что лава кипела и бурлила, а потом так и застыла.

4. Виды вулканов. (Демонстрация иллюстраций на экране).

Действующие вулканы — извержение помнит человечество.

Потухшие вулканы — извержение не помнит человечество.

А как догадаться, что это вулкан?

Как отличить вулканическую гору от обычной горы? Элемент исследования.

Вывод: у горы вулканического происхождения: (демонстрация иллюстраций на экране)

конусовидная форма;на вершине горы чашеобразное углубление;на склонах застывшая лава;вулканические горы как правило одиночные.

Уснувший вулкан — потухший вулкан, снова начавший действовать.

5. Можно ли предсказать извержение вулкана? Что для этого необходимо делать?

Вулканологи — ученые, изучающие вулканы. Знакомство с профессией вулканолога. Какими качествами должен обладать вулканолог? Почему?

Предсказание извержений. Животные и растения — верные предсказатели вулканических извержений. Королевская примула растёт лишь на склонах вулканов. Расцветает только накануне извержения вулкана и служит сигналом надвигающегося бедствия. Чутко реагируют на приближение подземных грёз многие домашние и дикие животные: кошки, лошади, сурки.

Хотите самостоятельно, в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана? Тогда нам надо обязательно туда попасть! Для этого нам нужно немного потренироваться, ведь путешествие предстоит долгое)

ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

А сейчас давайте пройдем в лабораторию. Там у нас все готово для проведения опытов.

Давайте посмотрим:

— Из чего сделаем основание вулкана? (из стаканчиков из-под йогурта)

— Из чего сделаем жерло вулкана? Можно вставить внутрь конуса пустую пластиковую бутылочку. Все это ставим на подносы.

— Насыпаем ложку соды. Добавляем красной краски. 5 капель моющей жидкости. А теперь внимание!

Берем нужные бутылочки и баночки из лаборатории и проходим за наши столы.

Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово.

Воспитатель добавляет уксус в приготовленные смеси.

ВОСПИТАТЕЛЬ Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось, замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Проведение опыта – дети при помощи пластилина обмазывают стаканчики из-под йогурта. Далее под наблюдением воспитателя посыпают пищевой содой, добавляют несколько капель пищевого красителя. Воспитатель поливает импровизированный «вулкан» уксусом. Наблюдение за «извержением».

Итог: Я приготовила вам в подарок морские звёздочки. Если вы справились со всеми заданиями, возьмите красную звёздочку. Если в чём-то затруднялись, возьмите – зелёную. (Дети объясняют свой выбор).

Публикации по теме:

«Музыка осени» интегрированное занятие в подготовительной группе ЦЕЛЬ: Укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка. Выявление и развитие музыкальных и творческих способностей. Формирование.

Интегрированное занятие «Путешествие в космос» в подготовительной группе Цель: Познакомить детей с биографией Ю. А Гагарина, рассказать о работе в космосе и героях космоса. Закрепить навыки рисования цветными карандашами.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Моя Россия» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Моя Россия» Цель: закрепить знания детей о России, Москве, президенте, о народных умельцах,.

Интегрированное занятие в подготовительной группе по математике Цель: развитие математических способностей у детей подготовительного к школе возраста. Задачи: • Продолжать знакомить детей с отрицательными.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по реке знаний» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие по реке знаний» Цель: развитие познавательной активности, творчества и навыков.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Путешествие в былину» Цель: формирование представлений о героическом прошлом русского народа, о великих богатырях защитниках земли русской. Задачи: - вызвать.

Интегрированное занятие в подготовительной группе «Урок красоты» Интегрированное занятие в подготовительной группе «Урок красоты» Цель занятия: приобщение детей к общечеловеческим ценностям, учить видеть.

Автор публикации:
Интегрированное занятие в подготовительной группе  «Вулкан»
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 19:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоочерк «Впечатления о лете. В музее В. С. Высоцкого»
Фотоотчёт впечатления о лете "В музее В. С. Высотского" Екатеринбург – один из красивейших городов России! В августе мне посчастливилось побывать в...
Дидактическая игра «Развиваемся с матрешками»
Развиваемся с матрешками Игра в виде матрешек с приставными деталями. Она может проводиться с подгруппой детей, индивидуально, самостоятельно....
Новогоднее оформление группы и холла
Конкурс проходил в рамках МКДОУ "Детский сад №3 "Улыбка" г. Калача-на-Дону! Я очень люблю участвовать в конкурсах по оформлению, думаю, это у меня очень...
Беседа с детьми «Зайку бросила хозяйка — за окном остался зайка…»
Цель : Формировать эмоционально положительный отклик на произведения художественной литературы. Задачи: Развивать ответственность за брошенного,...
Лепка из солёного теста «Грибочки и божьи коровки» в младшей группе детского сада
Задачи: Художественно-эстетическое развитие: Развитие мелкой моторики: Продолжать формировать умение детей раскатывать комочки пластилина круговыми...