Валерия Зайцева
Интегрированное занятие в старшей группе «Путешествие по городам народных мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представления детей о русских промыслах (гжель, хохлома, жостово, городецкая роспись)
Задачи: 1. Воспитывать уважение к труду народных мастеров
2. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров.
3. Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах.
4. Продолжать учить особенностям, характерным для каждого вида росписи.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей группе „Путешествие по городам народных мастеров“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
5. Развивать творческую фантазию, их самостоятельность в придумывании рисунка.
6. Обогащать словарный запас детей.
7. Развивать связную речь.
8. Развивать внимание, познавательную активность.
9. Развивать логическое мышление, память.
Материал: 1. Компьютер.
2. Презентация на экране.
3. Листы бумаги разной формы и размера.
4. Трафареты.
5. Кисти, краски.
Предварительная работа: 1. Беседы о русских народных промыслах России.
2. Рассматривание и чтение книг о русских народных промыслах.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением русских народных промыслов.
4. Рисование (гжель, хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка, городецкая роспись по доске)
5. Раскраски на данную тему.
6. Составление анимационного сопровождения с использованием ИКТ.
7. Заучивание стихотворений и сказки о Гжели с детьми.
8. Оформление в группе выставки совместно с детьми и родителями «Русские народные промыслы России»
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим гостям свои улыбки. (Приветствие детей)
Воспитатель: Посмотрите ребята как я сегодня нарядилась. Вам нравится мой наряд?
-А кто знает, как называется моя одежда? (сарафан, рубаха). Это русский народный костюм. Так одевались на Руси девочки, девушки и женщины.
"Вот и я так люблю бродить по родимой стране
Где много красот открывается мне"
Всю красоту, увиденную мной я запечатлела в коллаже, который и вам принесла посмотреть.
Воспитатель: Давайте ребята рассмотрим коллаж внимательно. (слайд 2)
- Что вы видите? (Кремль, храм, города, реки, березы, хороводы, расписные игрушки, матрешки и т. д.).
- Все это наша страна, в которой мы живем. Как она называется (Россия)
- Какая наша Россия? (Большая, красивая, огромная, богатая, сильная и т. п.). Но ведь Россия славится не только своей красотой, но и мастерами, народными умельцами, которые украшали жизнь людей, делали ее ярче, наряднее, доставляли людям радость.
Богата и привольна Россия моя,
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль,
И павловский посад,
Загорская матрешка
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят!
Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие по карте народных промыслов и посетить мастерские умельцев, которые мы с вами изучали?
(Слайд 3)
Воспитатель: "Сейчас я взмахну своим платочком, и мы с вами окажемся…" (на экране появляется город гжель) (слайд 4)
Воспитатель: "Что я вижу! Что за диво?
Сколько радости вокруг!
Правда, дети здесь красиво!
Аж захватывает дух!"
Дети: -да, красиво!
Воспитатель : «Край фарфорового чуда,
А кругом него леса…
Синеглазая посуда:
Вазы, чайники и блюда
Ярко светится оттуда
Как родные небеса»
Правильно, это село Гжель!
Воспитатель: Давайте с вами расскажем, что же мы знаем об этом селе и гжельской росписи:
-Почему именно там стали делать эти предметы?
-Из какого материала делают мастера свои изделия?
-Значит это какие предметы?
-Как мастера изготавливали эти предметы?
-Какими элементами расписывались предметы?
-Какие цвета использовали мастера для росписи?
Воспитатель: Ребята, а гжельские умельцы приготовили для вас задание
Давайте пройдем в мастерскую и я вам расскажу, что мы будем делать.
У нас в тарелочке налито тесто так, чтобы оно покрыло все дно. Это будет фон. В середину наливаем ложкой синее тесто и даем растечься в форме круга. В середину синего круга наливаем голубое тесто, но немного меньше, и третьим слоем наливаем белое тесто. Стекой протягиваем тесто от внешнего края синего круга к середине, так повторяем пять раз. У нас получился цветок из 5 лепестков. Обязательно после каждого применения вытирать остатки теста со стеки. По краям тарелки наносим маленькие точки цветного теста. Сделать это можно с помощью стеки или коктейльной трубочки. Стекой проводим линию по центру маленьких кругов на протяжении всей линии. У нас получилась линия «сердечек».
Молодцы, справились с заданием.
Взмахиваю платочком и отправляемся дальше
Воспитатель: Слушайте внимательно:
Выросла золотая травка на ложке.
Ягода клюква поспела на поварешке.
Мелкая ягодка малинка закраснела на плошке.
Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.
Вы уж подумали, что сказка началась?
А это не сказка, а это быль!
-Скажите, в каких краях появляются такие предметы? (слайд №5).
Расскажите, что вы знаете о хохломской росписи?
-Почему именно там стали делать эти предметы?
-Из какого материала делают мастера свои изделия?
-Значит это какие предметы?
-Как мастера изготавливали эти предметы?
-Какими элементами расписывались предметы?
-Какие цвета использовали мастера для росписи?
А хохломские умельцы приготовили тоже приготовили вам задание
Воспитатель. Ребята, мы нарисуем листочки на нашей картине. Рисовать мы их будем печатками из картофеля,
Воспитатель показывает как с использованием печаток можно нарисовать красивые листочки.
Далее дети за столами начинают самостоятельную работу. Воспитатель помогает детям
Дети опускают печатку в краску и далее ставят отпечаток на листе, красиво располагая на листе. Получается листок.
Далее палочками с губкой дети дорисовывают ягодки.
Воспитатель: Молодцы, красивая получилась картина
Продолжаем путешествие, вот платочком я взмахну
И где же мы оказались? Послушайте.
Ребята, поспешите, на эту красоту посмотрите.
Подносы разноцветные в ряд стоят,
Яркими рисунками радуют ребят.
Кто знает, как называется это чудо? (ответы детей)
Как вы думаете, какое название дали этим подносам? (ответы детей)
Да, ребята, название их пошло от имени деревни Жостово
Ребята, а что в основном изображают на подносах?
Какие краски используют мастера?
-А где расположены букеты на подносе?
Давайте и мы с вами попробуем создать такое чудо.
1. Выбираем цвета, которые хотим использовать.
2. Затем точечно и близко друг к другу наносим краски выбранных цветов в месте, где будет будущий цветок. Быстро, пока краска не засохла, прикладываем воздушный шарик к месту нанесения краски
3. Бутон готов. Таких бутонов можно сделать сколько угодно и любыми цветами. Каждый из них будет по-своему красивым и ни одного одинакового – все как в природе.
4. Работаем парами, девочки наносят краску, а мальчики прикладывают шарик.
Молодцы ребята, получилось очень красиво.
Отправляемся дальше, я взмахиваю платочком и где же мы с вами оказались?
На дощечке цветы небывалой красоты.
Нарядная птица поет и кружится.
Лошадка послушная бьет там копытцем.
Яркие, дивные краски. Словно дощечка из сказки.
О чем я сейчас говорила, о какой - такой дощечке? (слайд №5)
Воспитатель: Давайте с вами расскажем,что же мы знаем об этом селе и городецкой росписи :
-Почему именно там стали делать эти предметы?
-Из какого материала делают мастера свои изделия?
-Значит это какие предметы?
-Как мастера изготавливали эти предметы?
-Какими элементами расписывались предметы?
-Какие цвета использовали мастера для росписи?
Воспитатель: Мастера не только изготавливали разные игрушки и расписывали их, в перерывах между делом они любили петь, плясать и играть. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру.
Игра "Золотые ворота".
Давайте мы сегодня с вами побудем в роли городецких мастеров и распишем доску. Согласны быть мастерами?
Дети: Да!
У вас на столе лежат листы в форме дощечек. Нам нужно изобразить в центре композиции яркий цветок розан. Берем розовый цвет? Возьмите свою кисточку в руку, немного смочите ее в воде и аккуратно удалите ненужное количество воды. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски и нанесем ее доску. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой. Наносим кончиком кисти контур круга, а затем всей кистью раскрашиваем его в розовый. Это подмалёвок. Изобразите лепестки розана точно так же.
Промойте кисть и возьмите немного красного цвета. Кончиком кисти выполните оттеневку по контуру цветка и в его середине. Подождем, пока краска высохнет. Промойте кисть.
Берём голубой цвет и рисуем подмалёвок для купавки.
Пока наш круг будет подсыхать, нарисуем ещё зелёные листья, создавая композицию.
Синим цветом выполняем оттеневку: рисуем синий круг в центре цветка, а теперь по кругу располагаем лепестки напротив друг друга. Кто мне подскажет, как можно это сделать? (путем примакивания кисти)
Воспитатель:
Молодцы ребята, рисовать вы мастера.
Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Вы ребята молодцы, со всем справились. Никогда не исчезнут с нашей земли мастера и рукодельницы. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась….