Получи документы

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова»

Юлия Мамаева
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова»
▼ Скачать + Заказать документы

Интегрированное занятие в старшей группе

«Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова»

Ход занятия

Муз. рук. :

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Кабы я была царица, то на весь крещёный мир приготовила б я пир.

Кабы я была царица, то на весь бы мир одна наткала я полотна.

Кабы я была царица, я б для батюшки царя родила богатыря.

Публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе „Сказка в творчестве Н, А, Римского-Корсакова“» размещена в разделах

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь, стороны той государь.»

-Вы узнали какая сказка начинается такими словами?

-Правильно, «Сказка о царе Салтане», Александра Сергеевича Пушкина. (Слайд)

А какие ещё сказки Пушкина вы знаете? («О рыбаке и рыбке», «О семи богатырях» и т. д.). Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают герою пройти через испытания, победить зло, достичь цели.

Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными… Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроение, то станет понятно, о чём говорится в сказке. А как по-другому называется музыкальная сказка? – (опера). Что такое опера? – (музыкальный спектакль, где люди поют). Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Показываю слайд -- портрет Н. А. Римского-Корсакова

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. В доме любили музыку, отец по слуху играл на фортепиано, пели народные песни, отрывки из опер. А ещё в семье любили сказку. Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Он создал оперу не только по этой «Сказке о царе Салтане», но по сказкам «Снегурочка», «Золотой петушок», «Кащей бессмертный», «Садко» и др. Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.

Я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в незабываемый и прекрасный мир чудес и волшебства.

Мы попадаем с вами в сказочный город Леденец! (слайд 4).

Именно здесь, в Леденце, мы и увидим три чуда.

Давайте послушаем отрывок о первом чуде сказки.

На морском острове, в сказочном волшебном городе было 3 чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.

Слайд – картина В. Конашевича «Белка»

Помните, как у Пушкина:

«…Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

Белка там живет ручная, да затейница какая!

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет,

И с присвисточкой поёт

При честном при всем народе:

Во саду ли, в огороде.»

- Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация? (чувство радости, восхищения, веселья)

Слушание «Белка»

Какая по характеру музыка? (звонкая, светлая, хрупкая, прозрачная, весёлая). В этой музыке композитор рассказывает не о том, как белочка прыгает с ветки на ветку, а о том, как она поёт. Эта мелодия незатейлива, нежна, и поднимает настроение у нас, слушателей. Вы песенку белки узнали? Давайте её споём.

Исполняют р. н. п. «Во саду ли, в огороде»

Какие движения можно показать под эту музыку?

(Предлагаю девочкам показать, какие движения исполняет белочка.)

Импровизация с платочками под музыку.

И снова вернемся в сказку, вспомним второе чудо.

(Слайд 6)

Муз. рук:

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

33 богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор»

М/р. О ком говорится в этом отрывке? (ответы детей).

Звучит отрывок «33 богатыря» в записи.

Второе чудо сказки – 33 богатыря во главе с дядькой Черномором. Это храбрые витязи, защитники волшебного города Леденец. Музыка их, мужественная и торжественная, похожа на марш. Она рисует гордую поступь богатырей.

- Какая музыка? (мужественная, торжественная, сильная, храбрая, яркая).

Богатыри постепенно выходят из моря. Они сильные и мужественные защитники города. Какими красками изображает художник богатырей? (желтыми, золотыми, яркими, блестящими). Они идут из моря строем, как будто маршируют. Музыка у богатырей похожа на марш. А что такое марш? (музыка, под которую хорошо шагать). А у белки музыка на какой жанр похожа? (на песню). Игра «Определи жанр и покажи его движениями»

А какое самое яркое чудо в волшебном городе? (Царевна-Лебедь)

Правильно, самая прекрасная – Царевна-Лебедь. (Слайд 7)

«…За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть.

Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает.

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

А сама-то величава, выступает, будто пава,

А как речь то говорит, словно реченька журчит.»

Слайд – картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Вглядитесь в эту картину, и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну. Изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Видите, как из лебединых крыльев вырастают плечи и голова царевны, как таинственно мерцают её большие глаза. А как необычно одета прекрасная царевна! На голове у неё кокошник, украшенный золотом, изумрудами, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают и картина кажется сказочной, волшебной. Смотрите, как сказочно всё вокруг : море, густые сине-лиловые сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светло-фиолетовых перьях Лебеди. Вдалеке скалистый берег с растущими соснами. Вот какая это необычная, таинственная картина. Называется она «Царевна-Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля.

Царевна эта необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица и музыка её тоже грациозная, изящная, сказочная.

Слушание музыки

Муз. рук. Царевна эта необычная - волшебная. Композитор рисует образ птицы, плывущей по волнам, звуки напоминают всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.

А какие еще превращения были в сказке? В кого превращался молодой князь? (комар, муха, шмель)

(Слайд 8)

Муз рук:

«И опять она его

Вмиг обрызгала всего.

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился».

Предлагает детям послушать сцену превращения князя в шмеля.

Звучит тема «Полет шмеля».

Композитор написал музыку, удивительно похожую на жужжание шмеля.

А что вы можете сказать о характере музыки, которую вы прослушали? (стремительная, назойливая, привязчивая)

Скажите, что вам больше всего понравилось? Какой эпизод запомнился? Какой из персонажей показался наиболее ярким? Какая музыка его сопровождала? Хотели бы послушать сказку в концертном зале с живой музыкой, то есть, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?

Ребята, теперь вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Я предлагаю вам нарисовать понравившиеся моменты сказки и ещё раз послушать великолепную музыку нашего русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.

По итогам занятия оформляется выставка работ на тему «Сказка о царе Салтане»

Игра «Собери сказку»

(разрезные картинки) – 4 человека

Игра с мячом «Вспомни сказку»

М/р. Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч, и отвечать на мой вопрос.

- Кто в сказке пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

- У кого из героев сказки «месяц под косой блестит»?

- Сколько в сказке вышло на берег богатырей?

- Как зовут их дядьку?

- В каких насекомых превращался князь Гвидон?

М/рук. Но вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие.

У меня есть иллюстрации. Кто изображен на них? Как вы думаете, чего не хватает в этих рисунках? (красок).

И я предлагаю вам в группе выбрать любой рисунок и с помощью красок или цветных карандашей выразить свое настроение.

Под музыку дети уходят из зала

Публикации по теме:

«Радужная сказка». Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе«Радужная сказка». Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное, речевое, физическое, художественно-эстетическое. Задачи:.

Конспект открытого урока по музыке для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова» с презентацией Конспект открытого урока для 4 класса «Знакомство с творчеством Н. А. Римского-Корсакова». Цели: познакомить учащихся с образами пушкинских.

Дом-музей Римского-КорсаковаДом-музей Римского-Корсакова Итак продолжим небольшую экскурсию по Тихвину. Как я уже написала ранее. напротив мужского монастыря. на берегу Тихвинки сохранился дом.

Конспект интегрированного занятия «Осень» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Осень» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «ОСЕНЬ» в старшей группе. ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:. Закрепление представлений об осени и её приметах.. Расширение.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Молочная сказка»Конспект интегрированного занятия в средней группе «Молочная сказка» Конспект интегрированного занятия в средней группе Тема : Молочная сказкаЦель: Формирование представлений у детей о пользе молока и молочных.

Конспект интегрированного занятия «Осенний кот» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Осенний кот» в старшей группе Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Методические задачи:.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Осень» Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: "Осень"Объект интеграции: Осень Цель: Закрепление знаний детей по теме: “Осень”.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Здравствуй, лес!» Задачи: Расширять знания детей о природе, о лесе. Формировать у детей предпосылки экологического отношения к природе, к окружающему миру.

Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие по сказкам» к долгосрочному проекту «Детство — это сказка»Конспект итогового интегрированного занятия «Путешествие по сказкам» к долгосрочному проекту «Детство — это сказка» Авторы: учитель-дефектолог Николаева Ирина Владимировна, воспитатель Соловьева Елена Сергеевна. Пояснительная записка: данное занятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова»
Опубликовано: 22 марта 2024 в 11:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Сказка в творчестве Н. А. Римского-Корсакова»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мамаева (УИ 371236) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД