Надежда Галкина
Интегрированное занятие в старшей логопедической группе «Зима. Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- Расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима. Зимующие птицы».
- Обогащать словарь признаков и действий.
- Развивать грамматический строй речи: умение согласовывать прилагательные
с существительными в роде и числе; образовывать однокоренные слова; правильно употреблять форму Дательного падежа существительных в единственном и множественном числе без предлога, форму единственного числа Творительного падежа; образовывать сложные слова.
- Развивать общую и тонкую моторику, длительное и плавное дыхание детей.
Публикация «Интегрированное занятие в старшей логопедической группе „Зима, Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Совершенствовать умение эмоционально передавать характер песни, чисто
интонировать мелодию, правильно артикулировать, чисто произносить слова,
петь сольно и в ансамбле.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
- Воспитывать навыки общения детей со сверстниками; снять психоэмоциональное напряжения у детей; развить чувство эмпатии.
- Формировать доброжелательность, самостоятельность, инициативность и
ответственность.
Оборудование:
парк (несколько деревьев и ёлок, на ветках которых прикреплены плоскостные изображения зимующих птиц); картинки и шапочки с изображением зимующих птиц (воробья, вороны, синицы, сороки, голубя, свиристеля, снегиря, дятла); картинки с изображением шарфа, шапки, пальто;
прикреплённый на картоне корм для птиц (зерно, семечки, сало, рябина, сушеные ягоды, пшено, шишка, хлебные крошки); кормушка для птиц; свеча;
набор из 8 цветных полосок по числу детей; белый капрон; материал для детской деятельности (полоски красной двухсторонней бумаги, карточки с
нарисованными веточками, поролоновые «куски» белого хлеба, кусочки
чёрного и белого пластилина); картонные «следы»; синтезатор.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
Логопед. Ребята, сегодня с вами как всегда поиграет Юлия Анатольевна.
Психолог. У вас на столе лежат наборы цветных полосок.
Разложите их по цвету так, как вам нравится.
(Психолог отмечает для себя какое настроение у каждого ребёнка в начале занятия.)
Психолог. Ребята, каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.
А чтобы настроение было у нас хорошим и весёлым, мы сейчас встанем в круг,
возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, что живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку переходит доброта… (Берёт в руки зажженную свечу.)
Ребята, посмотрите, какая искорка зажглась от наших сердец. Давайте передадим её Надежде Петровне и пусть она вас сопровождает всё занятие. Улыбнёмся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.
II. Основная часть занятия.
1. Закрепление пройденного материала.
Логопед. Ребята, я поняла, что у всех у вас хорошее настроение, и вы готовы
активно поработать.
Какое сейчас время года? Скажите, зима – она какая?
Дети. Снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, тёплая, суровая, вьюжная, красивая …
Логопед. На картинке вы видите шарф. Я про него говорю – зимний шарф.
О чём ещё можно сказать «зимний»?
Дети. Зимний день, зимний снег, зимний лес, зимний сад…
Логопед. На следующей картинке – шапка. Она какая? Зимняя шапка. О чём
мы говорим «зимняя»?
Дети. Зимняя дорога, зимняя погода, зимняя пора, зимняя стужа…
Логопед. А зимнее? Например, зимнее пальто. Что ещё бывает «зимнее»?
Дети. Зимнее солнце, зимнее небо, зимнее утро, зимнее дерево…
Логопед. Каким словом можно ласково назвать зиму?
Дети. Зимушка.
Логопед. Ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое
особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать?
Дети. Зимующие.
Логопед. Каких зимующих птиц вы знаете? Назовите их.
(Ребёнок называет птицу, находит её среди картинок, лежащих на столе и
размещает на наборном полотне.)
Дети. Ворона, сорока, воробей, дятел, синица, снегирь, голубь, свиристель.
Логопед. Как мы можем помочь птицам зимой?
Дети. Развесить кормушки, покормить птиц.
2. Игра «Покормим птиц»
Логопед. Ребята, я предлагаю пойти в парк и покормить птиц. Но прежде давайте подумаем и решим, чем можно угостить наших верных друзей.
Какой корм мы возьмём с собой?
(Логопед берёт корм и расставляет под каждой птицей.)
Логопед. Зерно мы дадим кому?
Дети. Зерно мы дадим вороне.
Логопед. Семечки мы дадим кому?
Дети. Семечки мы дадим голубю.
Логопед. Дадим сало кому?
Дети. Сало дадим синице.
Логопед. Рябину – кому?
Дети. Рябину дадим снегирю.
Логопед. Дадим сушеные ягоды кому?
Дети. Сушеные ягоды дадим свиристелю.
Логопед. Пшено дадим кому?
Дети. Пшено дадим сороке.
Логопед. Кому дадим шишку?
Дети. Шишку дадим дятлу.
Логопед. Хлебные крошки – кому?
Дети. Хлебные крошки дадим воробью.
Логопед. Представляете, как птицы обрадуются! Скажите, чему будет рада
каждая птица? Голубь будет рад чему?
Дети. Голубь будет рад семечкам.
Логопед. Свиристель обрадуется чему?
Дети. Свиристель обрадуется сушеным ягодам. И т. д.
3. Речь с движением «Ну- ка, птички, полетели»
Логопед. Ребята, а вы хотите на время превратиться в птиц? Тогда выбирайте,
кем бы вы хотели стать.
(Дети со стола берут маски птиц и становятся в круг.)
Логопед. Андрей, кем ты будешь?
Андрей. Я буду снегирём.
Логопед. А ты будешь кем?
(Дети отвечают по очереди: воробьём, дятлом, синицей, голубем, вороной, синицей, свиристелем.
Физкультминутка
Ну-ка, птички, полетели, (дети медленно бегут друг за другом)
Полетели и присели, (приседают)
Поклевали зернышки, (движения носом сверху вниз)
Поиграли в полюшке, (покружились на месте)
Водичку попили, (движения носом снизу вверх)
Пёрышки помыли, (руки на поясе, движения локтями)
В стороны посмотрели, (посмотреть по сторонам)
Прочь улетели. (разбежались в разные стороны)
На синтезаторе звучит музыка Вивальди «Времена года», часть «Весна».
Дети-«птички» прячутся от ветра, присев на корточки и вогнув головки. Логопед собирает шапочки и накрывает корм белым капроном. Когда «вьюга» заканчивается, дети встают.
4. Конструктивная деятельностью воспитателя с детьми.
Воспитатель. Ребята, какой подул, сильный ветер и поднялась такая вьюга, что
засыпала весь корм, который вы приготовили для птиц. А если мы не покормим
птиц, они останутся голодными. Давайте попробуем изготовить угощение птицам своими рукам. Но прежде разогреем ладошки.
Пальчиковая гимнастика:
Сколько птиц к кормушке
нашей прилетело. (сжимают в кулак и разжимают пальцы обеих рук)
Мы расскажем: (трут ладонь о ладонь)
клёст, синица, воробёй (поочерёдно сгибают пальцы, начиная с большого)
галка и сорока.
Дятел в пёстрых пёрышках. (пальцы складывают «щепотью», стучат по столу)
Всем хватило зернышек. (стучат пальцами перебором по столу)
Воспитатель. Дети, что вы будете делать?
1-й и 2-й ребёнок. Мы будем отщипывать пальчиками хлебные крошки
3-й и 4-й ребёнок. А мы из пластилина слепим кусочки сала.
5-й и 6-й ребёнок. Мы сделаем рябину из цветной бумаги.
7-й и 8-й ребёнок. Мы слепим семечки.
Дети готовят корм, затем раскладывают его в кормушку.
5. Динамическая пауза.
Логопед. Корм вы приготовили, теперь можно отправляться в парк. А пойдём
мы вот по этой тропинке. Тропинка узкая, поэтому идти надо друг за другом,
след в след.
На ковре выложены «следы», по которым за логопедом идут дети.
Логопед. Посмотрите, тропинка кончилась, кругом сугробы.
По сугробам мы шагаем, выше ноги поднимаем.
Дети шагают с высоко поднятыми коленями.
Логопед. Вот мы и пришли в парк. А птицы ждут нас, сидят на ветках голодные.
Логопед вешает кормушку, привязывает сало.
6. Игра «Составь новые слова»
Логопед. Ребята, давайте не будем пугать птиц, отойдём немножко и понаблюдаем за нашими верными друзьями. Каждая птица по-своему красива,
имеет какие-то внешние особенности.
Посмотрите, какой у сороки длинный хвост, поэтому про неё можно сказать
она какая …
Дети. Длиннохвостая.
Логопед. А ещё у сороки белые бока, значит она какая…
Дети. Белобокая.
Логопед. У синицы жёлтая грудка, поэтому про неё мы скажем она…
Дети. Желтогрудая.
Логопед. У вороны чёрные крылья, про неё мы говорим…
Дети. Чернокрылая.
Логопед. У дятла на голове красное, значит он…
Дети. Красноголовый.
Логопед. У снегиря чёрные глаза, он какой…
Дети. Черноглазый.
Логопед. Также у снегиря красная грудка, он…
Дети. Красногрудый.
Логопед. У голубя сизые крылья, значит он…
Дети. Сизокрылый.
7. Игра «Кто как поёт?»
Логопед. Ребята, пока мы рассматривали птиц, они поклевали угощенье,
стали сытыми и запели песни. Кто как поёт?
Дети. Голубь воркует.
Ворона каркает.
Воробей чирикает.
Синица тинькает.
Сорока стрекочет.
Логопед. Молодцы. Вы очень внимательные дети. Ребята, что-то я замёрзла,
давайте погреем руки.
Дети выполняют дыхательные упражнения, трут ладони друг о друга.
8. Работа музыкального руководителя с детьми.
Логопед. Ну что согрелись немного? А теперь давайте споём песню.
Дети поют песню М. В. Сошириной «Птицы прилетели».
III. Итог занятия, оценка деятельности детей.
Логопед. Ребята, какое большое, хорошее, доброе дело мы с вами сегодня
сделали – покормили птиц. Меня порадовало то, что все вы знаете любимые
лакомства птиц, правильно образовывали сложные слова. Вы мне все сегодня
очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?
Ответы детей.
Психолог. Ребята, занятие подошло к концу, давайте ещё раз разложим цветные полоски, как вам нравится, как хочется сейчас… Молодцы!