Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» в логопедической группе «История развития железной дороги»

Наталья Бакулина
Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» в логопедической группе «История развития железной дороги»

Тема: «История развития железной дороги».

Цель: пополнять и закреплять знания детей о железной дороге.

Задачи:

- обогащать и расширять словарь детей по теме «железная дорога»;

- закреплять названия профессий, относящихся к железной дороге;

- стимулировать собственные высказывания детей, умение пользоваться собственной речью;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать свободное речевое общение в соревнованиях;

- воспитывать чувство коллективизма;

- вызвать интерес к железнодорожной отрасли, а, возможно, желание в будущем связать с ней свою жизнь.

Оборудование: видеосюжеты о железной дороге, вокзале; картинки с изображением транспортных средств; магнитная доска с магнитами; картинки с контурными изображениями и цветные фигурки к ним; макеты (светофор, семафор, паровоз); щит; диск; фонарь; духовой рожок; флаги; плоскостные фигурки паровозов; рисунки с зашифрованными устойчивыми выражениями; железнодорожный транспорт будущего (рисунки); магнитофон; ритмичная музыка для игры с паровозиками; телевизор; DVD – проигрыватель; почетные грамоты; медали; призы участникам игры.

Предварительная работа: чтение художественных произведений о железной дороге, изучение детских энциклопедий о транспорте, экскурсии на железную дорогу и в железнодорожный музей, беседы с родителями - работниками железной дороги.

Ход занятия:

Ведущий:

- Здравствуйте, уважаемые гости и участники игры «Умники и умницы». Позвольте представить Вам членов жюри и объяснить правила игры. За победу в каждом из пяти конкурсов команды будут получать цветную картинку, которая крепится на контурное изображение. Победит команда, которая наберёт больше цветных деталей. Итак, мы начинаем. Я прочитаю вам стихотворение Якова Полонского. Послушайте и вы поймете, какова тема нашей сегодняшней игры.

Мчится, мчится железный конёк!

По железу железо звенит.

Пар клубится, несется дымок,

Мчится, мчится железный конек,

Подхватил, посадил да и мчит.

- О чём писал поэт в стихотворении? (О поезде, о железной дороге.)

- Верно, железная дорога, путешествие по рельсам в дальние края издавна будоражили воображение художников, поэтов. Интересна и история возникновения железной дороги. Именно истории возникновения и развития железной дороги будут посвящены все конкурсы и состязания.

I конкурс.

«Что раньше, что сейчас».

Ведущий:

- Внимание на экран. Послушайте рассказ маленького мальчика. (Показ видеоролика).

На фоне поезда ребёнок произносит текст: «Тут стоят вагоны гуськом, один за другим. Они друг с другом сцеплены - это и есть поезд. А впереди электровоз, который тянет все вагоны. А внизу лежат всего две железины -рельсы, гладкие, узкие, длинные - предлинные. По ним колеса поезда катятся, и вагончики бегут быстро - быстро».

Ведущий:

- Так выглядит железная дорога сейчас, а как было раньше? Разложите данные транспортные средства в порядке возникновения. (Команды раскладывают по порядку картинки с изображениями транспортных средств: древнеримская колесница, вагонетки с углем, паровоз, тепловоз, электровоз.)

Давайте проверим.

2 конкурс.

«Конкурс красноречия».

(Входит перепачканный сажей ребёнок с багажом.)

Ведущий:

- Что за гость к нам пожаловал? Я, кажется, догадалась.

«…Он один не умывался и грязнулею остался.»

Ведущий:

- Ты бежишь от Мойдодыра?

Ребёнок:

- Да нет, что Вы. Я приехала на поезде к своей бабушке. Извините, я спешу, до свидания. (Ребёнок уходит.)

- Сейчас мы вряд ли увидим пассажиров с такими грязными лицами, а вот

раньше это было не так уж необычно. Почему, нам расскажут капитаны

команд.

1 капитан:

- Пассажиры раньше тряслись, кто внутри вагона, а кто и на крыше вместе с багажом. Небогатые пассажиры ехали сидя, но без крыши над головой. В вагоне было неудобно и тесно. Если лил дождь, то люди промокали до нитки. Паровоз дымил, поэтому лица машиниста и пассажиров были чёрными от сажи.

2 капитан:

- Отделения в вагонах для богатых пассажиров были похожи на современное купе. Было тепло, горели керосиновые лампы. На остановках проводники приносили чай и еду. Богатые пассажиры могли погрузить на платформу даже свои экипажи с лошадьми.

Ведущий:

- Молодцы! Вы рассказали нам, как железная дорога постепенно приспосабливалась к тому, чтобы с комфортом перевозить пассажиров.

3 конкурс.

Безопасность на железной дороге.

Ведущий:

- Железная дорога и живая природа. Им приходилось ладить друг с другом. Вот интересный факт: одно время на полотно железной дороги повадились выходить животные. Поезда останавливались, машинисты выходили и прогоняли животных, тратя на это много времени и сил. Поэтому люди придумали сигналы, отгоняющие животных и служащие для безопасности движения по железной дороге. Какие это сигналы? За правильный ответ игрок получает медаль и приносит очко своей команде. (Вой сирены, напоминающий волчий вой; гудок; скотосбрасыватель; всадник с красным флагом.)

- Постепенно движение становилось всё более интенсивным. Сейчас сигналы служат не только для обеспечения безопасности, но и для четкой организации движения поездов. Какие это сигналы? (Светофоры, диски, щиты, фонари, флаги, свистки локомотива, ручные свистки, духовые рожки, сирены, сигнальные указатели, знаки, гудки, петарды).

- А теперь у нас практическое задание. Что означают эти сигналы?

1. Свёрнутый желтый флаг (поезд идет без изменения скорости).

2. Развёрнутый желтый флаг (ограничение скорости).

3. Жёлтый сигнал светофора (двигаться с осторожностью).

4. Зеленый сигнал светофора (движение разрешается).

5. Красный сигнал светофора (движение запрещено).

6. Три коротких гудка (стой).

7. Один длинный гудок (отправиться поезду).

8. Три длинных гудка (тормози).

9. «Рука» семафора поднята (проезд открыт).

10. «Рука» семафора опущена (проезд закрыт).

- Какое из сигнальных устройств больше не используется? (семафор).

4 конкурс.

Железнодорожные профессии.

Ведущий:

- Внимание на экран. (Показ видеоролика).

На фоне железнодорожного вокзала ребёнок произносит текст: «Вокзал -это просто большой дом. Наверху часы. Они стеклянные, а вверху горит свет. На улице темно, а на часах всё видно. У вокзала двери большие, как ворота. И много, много людей. Все входят и выходят. И несут чемоданы, сумки, коробки. И все очень торопятся».

- Раньше вокзалом за границей, а позднее и в России, называли увеселительный сад для концертов, танцев, гуляний. А что сейчас мы можем увидеть на вокзале? (Билетные кассы, зал ожидания, справочное бюро, камеры хранения, буфет.)

- Так как раньше вокзал служил местом развлечения и отдыха, мы тоже сейчас отдохнём, а заодно проведём очередной конкурс.

- Встаньте, сделайте круг, я буду бросать мяч и называть профессию. Если она связана с железной дорогой, вы ловите мяч, если нет, отталкиваете. Участник, сделавший ошибку, выбывает из игры. Та команда, игроков из которой больше останется на поле, и победит. (Возможные варианты профессий: начальник вокзала, машинист, диспетчер, проводник, осмотрщик вагонов, путеец, учитель, шофёр, пилот, кассир).

(Подводятся итоги конкурса.)

- А теперь давайте посоревнуемся в быстроте и ловкости. На полу лежат паровозы (9 штук). Пока играет музыка, вы бежите по кругу. Как только музыка остановится, вы берете паровоз. Кому не хватило картинки, тот выбывает из игры.

5 конкурс.

Конкурс русского языка.

Ведущий:

- Вы думаете, железная дорога только перевозит грузы и пассажиров? А между прочим, она участвует в обогащении русского языка. Сколько железнодорожных терминов вошло в нашу речь, стало присказками и поговорками. У нас на рисунках зашифрованы четыре устойчивых выражения. Капитаны, выберите по две картинки для каждой команды. Ваша задача - определить, какие фразы зашифрованы и что они обозначают. («Сошёл с рельсов», «зашёл в тупик», «вагон и маленькая тележка», «зелёная улица».)

(Подводятся итоги конкурса и общий итог игры, победившей команде вручается приз).

Итог:

- Мы с вами охватили лишь небольшой отрезок из истории развития железной дороги. Время же не стоит на месте. Сейчас нас уже не удивляет, что сверхскоростные поезда могут преодолевать огромные расстояния за считанные часы. Есть монорельсовые поезда, они перемещаются по одному рельсу. Существуют поезда на магнитной подвеске. А на некоторых монорельсовых дорогах поезд подвешен под рельсом. А что же дальше? Какая она - железная дорога будущего? Возможно, через много лет, открыв новую «Энциклопедию железнодорожного транспорта», мы прочтём, что инженер-конструктор Ветров Даниил создал поезд, который перемещается со скоростью света. А дизайнеры Чернышева Элеонора и Селезнёва Елизавета сделали купе настолько удобным, что не нужны квартиры и дома. Аварий не будет, и три правила железной дороги (скорость, безопасность, комфорт пассажиров) будут соблюдены в полной мере.

Конечно, это лишь мечты. Но мы, взрослые, сейчас должны для этих детей сделать всё возможное, чтобы когда-то в будущем они претворили наши мечты в реальность.

Публикации по теме:

Игра «Умники и умницы» (подготовительная группа) Воспитатель: День необычный сегодня у нас, Мы искренне рады приветствовать вас! Для умной игры собралась детвора Её начинать нам настала.

Игра-викторина «Умники и умницы» с детьми старшего дошкольного возраста Цель: 1. Обобщить и уточнить знания детей о животных леса: медведе, волке, лисе, зайце, лосе, белке называть и классифицировать по всем.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями. Задачи:.

Интеллектуальная игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы» Интеллектуальная игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Умники и умницы». Цель: повышение психологической готовности детей.

Конспект логопедического занятия в старшей группе «Умницы и умники»Конспект логопедического занятия в старшей группе «Умницы и умники» Образовательные: - формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически.

Конспект интеллектуальной игры «Умники и умницы» в подготовительной группе Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в подготовительной группе Цель и задачи: 1. Образовательная область «Познавательное развитие».

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе «Юные умники и умницы» Цели:развивать фонематический слух; продолжать формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»; развивать.

Конспект образовательной деятельности «Математика» в средней логопедической группе «Умники и умницы».Конспект образовательной деятельности «Математика» в средней логопедической группе «Умники и умницы». Цель образовательной деятельности: 1. Учить сравнивать два предмета с помощью условной мерки; 2. Упражнять в счёте в пределах четырех; 3.

Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «КВН Умники и Умницы» Математический КВН «Умники и Умницы». Составила: воспитатель Попова Л. П. Программное содержание: Доставить детям радость и удовольствие.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В научной лаборатории «Умники и умницы»Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В научной лаборатории «Умники и умницы» ЦЕЛЬ: Формировать элементарные навыки работы с цифровым микроскопом. ЗАДАЧИ: Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы» в логопедической группе «История развития железной дороги»
Опубликовано: 1 апреля 2016 в 22:21
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник осени в средней группе «Осень, гостья дорогая!»
«Осень, гостья дорогая! » Праздник осени для средней группы. Ведущая: Ребята, посмотрите, как красиво у нас в зале! Вот художник, так художник! Все леса...
Дидактический тренинг «Круглый год»
Дидактический тренинг «Круглый год» ( старший дошкольный возраст) Задачи: Научить слушать содержание описанного текста, стихи, загадки, внимательно...
Развивающая игрушка своими руками (Ворона Луша)
Недавно закончилась швейная авантюра #швейная_авантюра с Любовью Дальновой. Знакомьтесь - ворона Луша! Забавная, озорная, яркая и позитивная игрушка!...
Конспект занятия об экскурсии «Природа Летом» для детей 6–10 лет
Цель : Знакомство с летней природой. Задачи: 1. Изучить взаимосвязь всего живого на Земле, пищевые связи. 2. Научиться определять растения, которые...
Игровое занятие с песком на улице «Общий город» (с детьми 3–4 лет)
Цель: Учить детей понимать, что принадлежит им, а что является чужим. Формировать уважительное отношение к себе и друг другу. Развивать способность...