Папки-передвижки

Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр: палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм

Шелехова Ольга
Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр: палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 73 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга

План по теме самообразования воспитателя второй младшей группы «Колокольчики» Шелеховой Ольги Александровны.

«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»

Санкт – Петербург 2022

План по теме самообразования.

Публикация «Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр: палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм» размещена в разделах

«Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»

1. Актуальность.

2. Развивающие игры : палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.

3. Таблица «Формы работы с детьми, родителями, самостоятельное изучение методической литературы по теме.

4. Список используемой литературы.

1. Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления, интеллекта дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки. В современных условиях, в мире новых компьютерных технологий и информационной цивилизации недостаточно научить детей счёту, измерению, вычислению. Особо важная задача – формирование способности самостоятельно и творчески мыслить.

Решению этой задачи помогают развивающие игры, уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Танграм, Геоконт. Использование этих игр позволяет развивать в детях интеллект, творческое начало, которое проявляется в умении рассуждать, решать нестандартные задачи, генерировать идеи, сочинять сказки, фантазировать, конструировать и т. д. А интеллектуальное развитие – это и есть развитие сознания и мышления, развитие способности думать, рассуждать, размышлять, анализировать.

Единственный язык, который легко даётся детям – это язык игры. В игре малыши узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, формируются как личности. Игра и игровые приёмы позволяют раскрыть перед детьми смысл математических заданий, заинтересовать их. Кроме того, игра позволяет создать условия, при которых ребёнок усваивает математические знания самостоятельно, без принуждения со стороны взрослого. И это, конечно, стимулирует интерес к получению знаний.

Логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, танграм и другие развивающие игры являются одновременно и орудием профессионального труда, и инструментом учебно-познавательной деятельности ребёнка. Занимательность этого дидактического материала оживляет ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

Почему для воспитания и образования детей необходимо использовать блоки Дьенеша и палочки Кюизенера, танграм, геоконт.

1. Блоки и палочки, Танграм, Геоконт - один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребёнка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.

2. Многие математические представления ребёнок получает играя.

3. Блоки, палочки, Танграм, Геоконт учат ребёнка ориентироваться как в двухмерном, так и в трёхмерном пространствах.

4. Благодаря блокам, палочкам, танграму, развивается логическое мышление.

5. Блоки и палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.

6. Ставя задачи разной сложности, блоки и палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.

7. Игры с блоками и палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.

8. Блоки и палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.

9. Блоки и палочки могут быть использованы в диагностических целях.

10. Этот материал может быть использован во всех образовательных областях.

Цель:

Формировать математическое мышление; развивать интеллект, творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи:

1. Познакомить детей с палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, Танграмом, Геоконтом.

2. Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша, Танграмом, Геоконтом, желание действовать с ними.

3. Развивать интеллект детей, способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

4. Создавать условия для интеллектуального и сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

5. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

6. Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

2. Развивающие игры : палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)» -описание, значение, виды заданий.

Блоки Дьенеша.

Прежде чем приступать к играм и упражнениям, нужно предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Заострять внимание детей на термине “ блок” не имеет смысла, поэтому в общении с детьми целесообразнее пользоваться словом “ фигура”.

Начинать игры с детьми 3-4 лет уместно с простых игр и упражнений, цель которых: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например:

1. Найти все фигуры (блоки, как эта по цвету (по размеру, по форме)

2. Найти не такую фигуру, как эта по цвету (по размеру, по форме).

3. «Цепочка» - построй от выбранной фигуры как можно более длинную цепочку. Варианты:

А) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины)

Б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и по форме, по толщине и т. д.)

В) чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;

Г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы и т. д.

4. «Второй ряд» - выложить в ряд 5-6 фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера) и т. д.

5. «Домино»

6. «Раздели фигуры»

С детьми 4-5 лет содержание игр усложняется. В игры с блоками вводятся условные обозначения свойств: цвет, величина, форма, толщина. Детей знакомят с карточками, уточняют, какие свойства на них изображены. Рассматривают сами блоки и соотносят их с изображением на карточке. Дети дают характеристику блокам, используя в своем словаре слова: «красный, большой, круглый, толстый блок» После усвоения этих умений детям предлагаются игры:

1. «Кто быстрее соберет блоки, «Поручения», «На свое место» - игры по выявлению свойств с опорой на наглядность.

2. Игры «Мышки-норушки», «Заселим домики», «Кто быстрее спрячет» - позволяют формировать умение выявлять свойства по слову без опоры на наглядность (запасы Мышке на зиму – все круглые, все красные и т. д., заселим домики жильцами – блоками : только квадратными, только толстыми и т. д.)

Следующий этап – знакомство с карточками, обозначающими отсутствие свойства. После усвоения слов: небольшой, не красный, не маленький, не толстый с детьми проводятся игры: «Переводчики», «Помоги Незнайке» (дети рассказывают о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайке по-разному рассказывать про цвет, величину и т. д.)

Следующий этап – освоение детьми умений оперировать одновременно двумя свойствами в процессе игр: «На свою веточку», «Кто хозяин?», «Найди выход».

После освоения детьми данных игр у детей формируется умение обобщать одновременно по двум свойствам с учетом наличия и отсутствия каждого.

С детьми 5-7 лет организуются игры более сложного содержания: разбиение по двум, трем свойствам.

Для организации игр с блоками Дьенеша используется специальный наглядный материал. Знакомство детей начинается с альбома “ Блоки Дьенеша для самых маленьких (2-3 года). Для работы с детьми 4 года жизни используется альбом «Лепим нелепицы». Для детей 5-7 лет альбомы «Спасатели приходят на помощь», «Поиск затонувшего клада», «Праздник в стране блоков».

Для детей 4-7 лет выпущены сюжетно-дид. игры “ Страна блоков и палочек”., имеется демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой.

Счетные палочки Кюизенера

"Счетные палочки Кюизенера" - это игра-исследование известного бельгийского математика Кюизенера, предназначенная для обучения детей основам математики. Чаще всего такие палочки используют для работы с детьми от 3-х до 7 лет. Счетные палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это дает возможность упражнять ребят в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.

Игровой материал:

Комплект состоит из 116 пластмассовых призм 10-ти различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм и является кубом. Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2,4,8 образуют «красную семью», 3,6,9 – «синюю семью». «Семейство желтых» составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно семейство (класс) происходит не случайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в семейство красных входят числа кратные двум и т. д. В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение, того числа, которое она выражает. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.

Цель: познакомить детей с понятием числа в процессе счета и измерения.

В ходе игры дети также осваивают такие понятия как величина, геометрические фигуры; упражняются в ориентировке в пространстве и времени; учится работать со схемами.

Игра способствует интеллектуально-творческому развитию детей (развитию памяти, умение концентрировать внимание, развитие воображения, освоение художественного конструирования); воспитывает у детей настойчивость, целеустремленность, силу воли; положительно влияет на саморазвитие ребенка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение; способствует развитию творческого мышления, умению выполнять действия в определенной последовательности.

С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают пространственные отношения слева направо, левее, выше) такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.

Рекомендации к использованию

Освоение комплекта происходит в процессе группировке палочек по разным признакам (цвету, размеру, сооружении из них изображений на плоскости, объемных построек.

1 этап включает игры с палочками «Построение лестниц». Строя лестницы разной высоты дети анализируют комплект палочек, изучают их особенности. Узнают, что палочки одного цвета имеют одинаковую длину и наоборот, осваивают зависимость палочек по длине. Строят лестницы на плоскости стола как в двухмерном, так и в трехмерном пространстве. Выделяют высоту, ширину и длину лесенки.

2 этап – игры на освоение отношений по длине, высоте, массе, объему. Используются игровые задачи, игры-викторины. (игровые задачи и упражнения см. в книге Е. А. Носовой «Логика и математика для дошкольников»)

3 этап – составление ковриков. Дети составляют различные ковры из палочек, в результате чего у них появляется представление о понятии «столько же», составе чисел, действиях сложения и вычитания.

4 этап – составление рисунков.

С накоплением детьми опыта игровых действий с палочками возрастает роль взрослого в развитии числовых представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число и наоборот. Для этого в каждой игре-упражнении у детей закрепляются названия цветов и числовое обозначение. Например «Покажи палочку 3, какого она цвета?». «Найди розовую палочку, какое число она обозначает?». Когда дети хорошо освоят цвета палочек и числа, которые они обозначают им можно предложить построить числовую лесенку от любого числа. Следующий этап – освоение отношения чисел. Например «Между какими двумя ступеньками находится пятая ступенька?». Постепенно дети начинают понимать, что каждое следующее число больше предыдущего на единицу.

4. Таблица «Формы работы с детьми, родителями, самостоятельное изучение методической литературы по теме.

Месяц Формы работы

С детьми Педагогами Самообразование Родителями

Сентябрь Мониторинг развития ребёнка Разработка календарно-тематического плана по самообразованию, изучение литературы и т. д. Подбор материала для родителей (консультации, папки – передвижки, изготовление брошюр)

Октябрь Тема:

1. Игры с блоками Дьенеша (группирование по одному признаку – размеру) : - «Помоги зайке собрать все маленькие фигуры, а мишке – все большие»; - «Дупло белочки»; - «Мостик через речку»; - «Ёжик»; -«Зайкин огород» (дети выкладывают из набора блоков все квадратные, круглые, треугольные и прямоугольные фигуры, чередуя большие и маленькие).

2. Игра с чудесным мешочком (на ощупь достать большие или маленькие фигуры). 3. Заучивание четверостишия о круге.

Цель: 1. Познакомить детей с игрой «Блоки Дьенеша». 2. Развитие умения выделять и называть отдельные свойства блоков (цвет и размер).

3. Закрепить отличительные признаки круга. Буклет «Интеллектуальное развитие детей с помощью палочек

Кюизенера и блоков Дьенеша»

Ноябрь Тема:

1. Знакомство с игрой Палочки Кюизинера.

2. «Строим дорожки для зверят» (из палочек определённого цвета). Определение, какая дорожка длиннее, короче?

3. «Коврик для кошечки» (раскладывание палочек определённого цвета рядом).

4. «Заборчик»

Цель:

1. Познакомить детей с палочками Кюизенера.

2. Закрепить знания о цвете и длине.

3. Учить группировать предметы по цвету и длине.

4. Познакомить с розовым цветом. Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме. . Консультация: «Применение палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Декабрь Тема:

1. Знакомство с Танграмом. «Сосчитаем и назовём геометрические фигуры, из которых состоит танграм»

2. Группирование фигур по толщине : «Помоги зайке собрать все тонкие фигуры, а мишке – все толстые».

3. Игра с чудесным мешочком (достать на ощупь все толстые или тонкие фигуры)

3. Игра «Поезд».

4. Танграм «Уточка»

Цель:

1. Учить различать и сравнивать формы по толщине.

2. Закрепить отличительные признаки треугольника.

3. Закрепление умения различать и называть цвета и соотношение длины.

4. Учить составлять из частей целое по схеме-образцу. Изучение передового педагогического опыта «Разноцветные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша», «Танграм» Оформление папки-передвижки. Тема:

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша»

Январь Тема: Вечерний интеллектуально-математический досуг «На поиски колобка».

Цель: Развитие умения выделять различные сенсорные признаки в предметах и их изображениях (цвет, форма, размер.

Подбор, изготовление пособий, наглядного материала по теме Буклет: «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста посредством развивающих игр (Геоконт, Танграм)

Февраль Тема:

1. Знакомство с Геоконтом. «Буквы, разноцветные гвоздики, цифры, резиночки»

2. Игра «Третий лишний».

3. Игра «Найди фигуры не такие, как данная».

4. Игра «Машинки» (из маленьких красных блоков выложить маленькую машинку, а из красных больших блоков – большую машинку);

4. Геоконт «Квадрат, треугольник»

5. Игра «Новоселье зайчика».

Цель:

1. Учить детей находить фигуры не такого цвета (размера, толщины, как данная, лишнюю фигуру. 2. Продолжать учить составлять изображения предметов по образцу. 3. Закрепить отличительные признаки квадрата.

4. Учить детей выкладывать палочки по нарастающей и убывающей.

5. Учить сравнивать палочки по высоте. Подборка игр для детей с применением блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, Геоконтом. Индивидуальныекконсультации для родителей: «Наши успехи в развитии интеллектуальных способностей и мышления через развивающие игры»

Март Тема:

1. Игра «Сложи цепочку для зверей» (выкладывание фигур по цепочке, не ставя рядом одинаковые по любому признаку). 2. Танрам «Домик»

3. Игра «Оживим сказочных героев».

4. Игра «Чаепитие для сказочных героев».

5. Геоконт «Ёлочка, Флажок»

Цель:

1. Учить детей выкладывать фигуры по цепочке, не ставя рядом одинаковые (по любому признаку.

2. Закреплять умение составлять изображения предметов по образцу.

3. Учить выкладывать палочки на цветные изображения сказочных героев.

4. Закреплять названия основных цветов и их оттенков.

5. Развитие внимания, памяти, воображения.

6. Упражнять в ориентировке в пространстве. Изучение темы: «Осваиваем игровые технологии развития математических представлений дошкольников» Памятка для родителей: «Давайте играть вместе»

Апрель Вечерний интеллектуально-математический досуг. Тема:

«Путешествие в сказочную страну»

Цель:

Развитие интеллекта и математических способностей.

Самоанализ плана самообразования

Май Мониторинг развития ребёнка Написание отчёта о проделанной работе за учебный год по теме ««Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр (палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм, Геоконт)»

выступление с ним на педсовете. Индивидуальныекконсультации для родителей: «Наши успехи в развитии интеллектуальных способностей и мышления через развивающие игры»

Июнь Игры на развитие логического мышления посредством палочек Кюизенера,блоков Дьенеша, Геоконта, Танграма. Организовать работу на следующий учебный год, создать учебную программу.

Июль

Август

Список используемой методической литературы.

Система упражнений с блоками содержится в методической литературе:

- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада»;

- Т. М. Бондаренко «Комплексные занятия в старшей группе детского сада»;

- З. А. Михайлова «Математика от 3 до 7»;

- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б. Б. Финкельштейн «Давайте вместе поиграем» Комплект игр с блоками Дьенеша

- З. А. Михайлова «Теории и технологии математического развития».

Система упражнений с палочками Кюизнера представлена в методической литературе:

- В. П. Новикова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» Для работы с детьми 3-7 лет.

- Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера». Игры и упражнения для детей 5-7 лет.

- Е. А. Носова «Логика и математика для дошкольников»

- Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

- И. Н. Чеплашкина «Математика это интересно».

Имеется наглядный материал:

Для работы с детьми 2-3 лет – Альбом-игра «Волшебные дорожки».

Для работы с детьми 3-5 лет – Альбом-игра «Дом с колокольчиком», раздаточный материал В. П. Новиковой «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера», Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …».

Для работы с детьми 5-9 лет Б. Б. Финкельштейн «На золотом крыльце …»

Для работы с детьми 4-7 лет демонстрационный материал с конспектами занятий и диагностикой “ Страна блоков и палочек” и др.

Литература по играм Воскобовича

- Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича

- Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича

- Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников

Методическая литература по развивающей игре Танграм.

- Кордемский Б. А., Русалев Н. В. «Удивительный квадрат», Москва, 1994, «Столетие»;

- Кордемский Б. А., «Математическая смекалка», «Манускрипт», Санкт-Петербург, 1994.

- Гарднер М. Математические головоломки и развлечения. - М. : Оникс, 1994.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша»Открытое занятие «Цвет. Форма. Размер» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша» Открытое итоговое занятие по курсу «Введение в математику» во второй младшей группе с использованием технологии «Блоки Дьенеша». Пояснительная.

Проект по В. В. Воскобовичу «Развитие игровых способностей у детей второй младшей группы с помощью развивающих игр» Проект игры В. В. Воскобовича. Тема:Развитие творческих и игровых способностей у детей во 2мл. группе с помощью развивающих игр В. В. Воскобовича.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Знакомство детей второй младшей группы с дорожными знаками с помощью игр и пособий В. В. ВоскобовичаЗнакомство детей второй младшей группы с дорожными знаками с помощью игр и пособий В. В. Воскобовича На неделе, посвященной правилам дорожного движения во 2 младшей группе, детям пришло письмо из Фиолетового леса от малыша Гео. В письме.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр: палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм
Опубликовано: 22 января 2023 в 21:48
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интеллектуальное развитие детей второй младшей группы с помощью развивающих игр: палочки Кюизинера, блоки Дьенеша, Танграм» (включая файлы) размещена пользователем Шелехова Ольга (УИ 2025758) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД