Интерактивное занятие с педагогами «Конфликт в системе «Педагог-родитель»

Елена Багирова
Интерактивное занятие с педагогами «Конфликт в системе «Педагог-родитель»

Цель: Расширение теоретических знаний и практических умений и навыков педагогов по предупреждению и управлению конфликтами, возникающих в процессе педагогического взаимодействия с родителями воспитанников.

Задачи

• Способствовать развитию у педагогов навыка конструктивного решения конфликта.

• Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению.

• Игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями

Предварительный этап

Для общения друг с другом предлагаю сделать бейджик со своим именем.

Педагоги готовят бейджики со своими именами

Начало

Добрый день уважаемые гости и уважаемые коллеги. Наша сегодняшняя встреча проходит в рамках ежегодного информационно – методического марафона «Неделя психологии в образовании». В этом году тема марафон «Наставничество как форма корпоративного обучения». Сегодня у нас интерактивное занятие, когда у каждого участника есть возможность высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Тема нашей встречи: «Конфликт в системе «Педагог-родитель»

И, поскольку это интерактив, я предлагаю внести несколько правил, которые позволять сделать встречу более п родуктивной и комфортной.

Правила:

1. Активность – договариваемся участвовать всем и во всем.

2. Уважение – друг другу, будет заключаться в умение не перебивать, не переходить на личности.

3. Толерантность - принимать чужую точку зрения

4. Правило «СТОП» - ведущий может сказать в любой момент времени, может остановить какую-то процедуру обсуждения.

Принимаем правила?

Ожидания

массажный мяч

1. Представитесь так, как сегодня к вам можно обращаться в кругу и назовите свое одно качество личности, которое вам, помогает избежать конфликт.

ОТВЕТЫ ПЕДАГОГОВ

Да конечно, это качество помогает ….

(педагогу-психологу записать ожидания на листке)

2. Сегодняшняя тема, которую мы рассмотри не простая. Уважаемые коллеги поделитесь, пожалуйста, своими ожиданиями от нашей сегодняшней встречи.

(Педагоги, сидя в полукруге, передавая друг другу предмет, рассказывают о своих ожиданиях от данной встречи)

Вывод: Я увидела, что на самом деле всех нас тревожит одно и тоже. Для работы у нас с вами только полтора часа. И сегодня речь пойдет о конфликтах с родителями и способах их преодоления и предотвращения.

Ритуал приветствия

Разминка

Цель: Сплочение группы и формирование безопасности.

А сейчас предлагаю немного подвигаться.

Инструкция:

Будет звучать музыка. Мы с вами передвигаемся по залу. Наша задача: поздороваться с наибольшим количеством участников таким образом, как я озвучу. Задание понятно?

1. Поздоровайтесь так, как коллега с коллегой.

2. Поздоровайтесь так, как дети друг с другом.

3. Поздоровайтесь так, как на приеме у королевы?

4. Поздоровайтесь так, будто вы педагог и родитель.

5. Поздоровайтесь, так как будто вас незаслуженно обидели.

6. Поздоровайтесь так, будто вы давно друг друга не видели и вы близкие друзья!

Психолог Спасибо за участие, прошу пройти на свои места.

Как настроение?

Погружение

Психолог: А сейчас, прошу внимание на экран

Мультфильм Конфликт

Как вы думаете, о чем этот мультфильм?

Согласна. Так и в нашей жизни: порой, не разобравшись в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, тем самым, усложняя жизнь себе и другим.

В развитии ребенка, как правило, должны быть заинтересованы две стороны – это семья и д/с, но зачастую эти стороны просто не могут, или не хотят понять и услышать друг друга. И это непонимание может парой привести к совершенно абсурдным ситуациям, которых вполне можно было бы избежать, если вовремя разобраться. Как в одной притче.

Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к, пил бы! Чего ж драться-то начал!»

В результате возникают противоречия, которые накапливаясь могут привести к конфликтной ситуации.

Как вы думаете, что такое конфликт?

(Выслушиваю мнение педагогов.)

Упражнение «Ассоциации».

Цель:

Подведение к определению самого понятия конфликт

Если конфликт это одежда, то какая это одежда?

Если конфликт это еда, то какая это еда?

Если конфликт это мебель, то какая это мебель?

То, что мы с вами перечислили, все эти понятия не вызывают положительные чувства, и это адекватно.

Потому что в переводе с латинского…

Определение

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) определяется впсихологии, как отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Конфли кт (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями[1], выходящий за рамки правил и норм.

Причины конфликта

Психолог. Как вы считаете, что может привести конфликту, по какому поводу могут возникнуть противоречия между педагогом и родителем?

Ответы педагогов

Да, вы совершенно правы, причин может быть много:

• столкновенье материальных и духовных интересов;

Воспитатель – «Уважаемые родители, у нас мало игрушек, закончились канцтовары»

Родитель - Почему опять на собрание с меня, что то просят.

Люди различных религиозных конфессии.

• сформированный образ жизни, который оказывает содействие повышению агрессии человека;

Воспитатель - «Ваш ребенок уже неделю ходит в одном и том же»

Родитель - «Почему у вас такой громкий голос, говорите с моим ребенком по тише»

• неспособность понять другого человека;

• нетерпимость к мыслям других,

• раздражительность,

• острое восприятие замечаний и советов и т. д.

Психолог: Конфликт развивается в несколько этапов

Начальная фаза. Когда конфликт зарождается из-за взглядов, недомолвок.

Родитель - Мне не нравиться, как воспитатель смотрит на меня.

Воспитатель - А что это мама Коли со мной не хочет общаться.

Подъем. Хочется выяснить, в чем дело столько дней и такое недопонимание.

Родитель - Мария Ивановна, почему вы все время недовольны, когда я прихожу за Колей.

Воспитатель – Ирина Николаевна, это вы со мной не хотите разговаривать, когда я вам рассказываю про вашего мальчика.

Пик. Накопленные обиды выплескиваются и в открытую начинают конфликтовать родители и педагоги.

Родитель – Я на вас написала жалобу заведующему и в управление образование и если это не прекратиться, вы здесь работать не будете.

Воспитатель – Пишите куда хотите, если ваш сын не воспитан Вами, то я вам помочь не смогу. И вообще мы в ПДН на вас напишем.

Фаза спада.

Родитель не замечает, воспитателя, а воспитатель игнорирует родителя до поры до времени. Пока не наступит опять пик конфликта.

Так и не погашенные конфликты могут длиться до выпуска ребенка из учебного учреждения.

Как вы думаете, на какой фазе можно предотвратить конфликт?

Начальная фаза очень важна для нас педагогов, если пропустим ее, то в конфликт могут быть вовлечены не только родитель и педагог, но и администрация и даже ребенок, что способно полностью разрушить социальную систему.

Психолог: Как вы считаете, нужны ли конфликты?

Упражнение «Необходимы ли конфликты с родителями?»

А сейчас я прошу вас, рассчитаться не на один-два, а на «Комплимент» и «Улыбку»

Группы занимают места за подготовленными столами.

1. Задание Комплиментам ваша задача отметить все положительные стороны конфликта, почему конфликт это хорошо.

2. Задание Улыбкам, почему конфликт это плохо, все минусы конфликта.

Вам дается 5 минут на выполнение задания. Запишите аргументы на листочке крупным почерком и разборчиво. Выберете одного человека для выступления.

Разбор у доски

Положительные

стороны конфликтов Отрицательные

стороны конфликтов

• Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения • Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть весьма полезными. Каждый конфликт зависит от внутренней мотивации конфликтующего. От его убеждений, образа жизни, чувства справедливости.

Мы уже с вами определили, что профессиональное общение в системе «педагог-родитель» таит в себе целый ряд причин, по которым могут возникать конфликты, но самое главное и крайне важно для педагога, для воспитателя – это умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации.

Порой неосознанно мы применяем ту или иную стратегию выхода из конфликта.

Соперничество – Мои интересы выше Ваших и меня не волнует, как вы к этому отнесетесь. Человек давит своими аргументами.

Уход (избегание) – и почему это Марья Ивановна, избегает меня, мы ведь еще не решили, как поступим в данной ситуации.

Компромисс – Я устала от этого спора, все хватит, не будем об этом. Каждый остается при своем интересе.

Приспособление (уступка) – Ладно, ладно, не спорю ваша идея лучше моей.

Сотрудничество – А я согласна с вами, что надо сделать так, но согласитесь и моя идея хорошая. – обоюдное является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Выбор тактики выхода из конфликтной ситуации зависит от многих причин: от самой ситуации, от людей, которые включены в конфликт, т. к. все мы разные по характеру и темпераменту.

По классификации Дженни Грехем Скотт можно условно разделить типажи родителей на «Паровой каток», «Скрытый агрессор», «Разгневанный ребенок», «Жалобщик», «Всезнайка», «Молчун», «Сверхпокладистый».

Внимание на экран.

«Типажи родителей»

Включаю ролик.

1. «Паровой каток». Идет напролом, агрессивен, бесцеремонен и временами даже груб. Часто не видит и не слышит ни себя, ни собеседника. Взаимодействие рассматривает как игру-соревнование, боится оказаться неправым и, чтобы не проиграть, нападает первым.

Рекомендации: Лично к вам агрессия не имеет отношения — он ведет себя так со всеми. Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.

2.«Скрытый агрессор». Склонен к скрытой агрессии, прямое нападение не характерно. Нападает исподтишка.

Рекомендации: Никогда не пропускайте подобные нападки, тактично дайте понять, что заметили нападение. Например, можно спросить: «Что вы имеете в виду?» В открытом поединке проигрывает, поэтому помогите достойно выйти из положения, например при помощи шутки.

3. «Разгневанный ребенок». Как обиженный ребенок может неожиданно взорваться. Не в состоянии простить ни себе, ни другим потерю над ситуацией. Постоянно недоволен самим собой.

Рекомендации: Дайте разрядиться, проявите сочувствие.

4. «Жалобщик». Всегда всем недоволен, не верит ни себе, ни другим и во всем разочарован.

Рекомендации: Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.

5. «Всезнайка». Все знает лучше других и не терпит компетентности других. Хочет управлять событиями, соперников буквально парализует острыми замечаниями и бестактностью.

Рекомендации: Не воспринимайте его бестактность как личное оскорбление, он ведет себя так со всеми. Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.

6. «Молчун». Сильно переживает по любому поводу и ни с кем не делится своими переживаниями. Ощущает безысходность и заражает всех окружающих этим ощущением. Постоянно стремится к совершенству и не может его достичь.

Рекомендации: Не критикуйте и не торопите. Эффективна позиция «Да, это все ужасно!». Эта позиция может развернуть такого родителя на 180 градусов. Найдите и подчеркните в оценках все то, что является полезным и конструктивным.

7. «Сверхпокладистый». Очень хочет понравиться другим и пытается сделать это любой ценой. Готов делать все, что угодно, лишь бы понравиться, и, как правило, подводит в трудную минуту.

Рекомендации: Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам важна правдивость высказываний.

И так мы свами познакомились с несколькими типажами родителей

Шаговое упражнение:

«Типажи родителей на родительском собрании»

Уважаемые коллеги давайте проведем родительское собрание. Вас я выбери воспитателем и вот вам тема собрания. А остальные выберут любой типаж, не озвучивая, какой и по ходу собрания на контрольный вопрос воспитателя среагируют, так как реагирует данный типаж на возникшую проблему.

Реагировать будем по очереди, чтоб сразу отгадать, что за типаж был использован.

Задание воспитателю: Вам надо собрать деньги на забор. Чтобы оградить участок для прогулок детей.

Вывод: спасибо за активное участие, мы с вами убедились, что визуально можно определить, как человек настроен на беседу, готовил ли он воспринимать информацию, и если мы видим негативную реакцию на нашу просьбу или сообщение. То стараемся не употреблять фразы способные разжечь конфликт.

Практическая часть

Конфликтные ситуации с комментариями

Материал раздатка типажи этапы конфликта

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями. Необходимо показать развязку данной ситуации, выбрав внутри группы роль воспитателя и роль родителя.

У вас на спинках стульев есть прикрепленные листочки с изображением цветов. Орхидеи, Розы и Пионы. Розы за этот стол, пионы за этот, орхидеи за этот стол.

Задание. Каждой команде дается своя конфликтная ситуация, ваша задача:

1. Разобрать эту ситуацию.

2. Выбрать фазу конфликта

3. Определить типаж родителя.

4. Найти выход из конфликта

5. Разыграть её по ролям.

6. Другим командам – определить типаж родителя и фазу конфликт

На подготовку дается 7 минут.

Ситуацию разыграть по ролям.

Ситуация 1

Воспитатель обратился к маме одного из воспитанников с рассказом о том, что нового дети узнали на занятиях, и предложил закрепить изученный материал дома. В ответ мама резко ответила, что ей некогда заниматься с ребенком дома, что это обязанность воспитателя - он «получает за это деньги».

Вывод: Конечно, очень хорошо, когда родители и воспитатели действуют в одном направлении с целью развития ребенка. Но бывают семьи, где родители, по разным причинам, не хотят (или не могут) заниматься с ребенком сами. Если дошкольник из такой семьи воспитывается в вашей группе, необходимо по возможности уделять ему больше внимания.

Данный конфликт невозможно решить путем конфронтации, ведь заставить маму заниматься с ребенком нельзя. В данном случае лучше уклониться от конфликта. Это поможет сохранить достоинство воспитателя как профессионала. Очень важно не поддерживать навязываемый родителем резкий тон общения. Лучше попытаться косвенно побудить маму к занятиям с ребенком. Можно подготовить стенд об организации занятий и игр дома для последующего размещения рекомендаций по темам, конкретных игр, заданий.

Ситуация 2

Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Вывод: Возможно, в шутливой форме, предложить родителям всю прогулку держать их ребенка за руку. Юмор - прекрасное средство снятия психологического напряжения. Но тут же, постарайтесь доброжелательно объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет одежда попроще. Но все же, задумайтесь над словами родителей, возможно, «нет дыма без огня».

Ситуация 3

Ситуация возникла из-за того, что родители неправильно оценивают поступки своего ребенка: он постоянно берет чужие вещи (конфеты, игрушки) из шкафчиков других детей. Родители обвиняют в этом всех детей, но не своего ребенка. Ситуации повторяются неоднократно. Беседы с родителями ни к чему не приводят. Конфликт не разрешен.

Вывод: Дошкольный возраст - период формирования нравственных привычек. На этом этапе развития ребенку еще трудно обуздать свои импульсивные поступки. Очень важно в этой ситуации не навешивать на дошкольника «ярлыков», категорически запрещается называть его вором. Проявите чувство такта к родителям ребенка и терпение к малышу, выразите недовольство его поведением в виде «Я-сообщения» («Я огорчена, расстроена») и спокойно объясняйте каждый раз, что так делать нельзя. Вера родителей в своего ребенка только поможет в данном случае.

Гораздо хуже, если они начинают «принимать меры» в подобных ситуациях, т. к. страх делает ребенка малодушным, усугубляет его неправильное поведение.

Вывод: Мы сейчас увидели три разные конфликтные ситуации между родителем и педагогом, которые могут привести к пику конфликта и затянуться до выпуска ребенка из образовательного учреждения. Если мы вовремя поймем, увидим, осознаем начальную фазу конфликта. Таких ситуаций будет гораздо меньше или они будут гаситься на начальном этапе. Родитель, решая свою проблему, с квалифицированным педагогом, знающим как среагировать в экстренных ситуациях, будет не конфликтовать с вами а взаимодействовать во блага ребенка.

Спасибо за участие, вернитесь, пожалуйста, на свои места.

Внимание на экран.

Прошу посмотреть не большой ролик, где демонстрируется еще один способ решения конфликта.

Видео

Рефлексия

Ведущий:

В системе взаимодействия педагог – родитель много граней, это та палитра, которая имеет много оттенков и порой цвета для нас складываются в мрачных тонах. Придя на работу, мы незнаем, как пройдет день. И с какой проблемой или просьбой подойдёт родитель к нам. Адекватна она будет или нет. Иногда нам не хватает такта, терпения, ведь мы не железные и нам не чужда усталость, мы срываемся и сознательно идем на конфликт. В эти моменты нужно помните, что вы педагог. Квалифицированный педагог, который знает, что любой конфликт можно погасить на начальной фазе. Проявить сочувствие или признать вину, что были не правы и такое у нас на практике бывает.

А главное не забывайте во имя кого все это. Во имя ребенка, которого нам доверил родитель. А доверив самое дорогое, что есть у него, родитель учится доверять и нам.

В заключение прошу вас:

1. Поделиться своими чувствами от сегодняшней встречи, комфортно ли вам было работать?

2. Готовы, ли вы взять что-то в свою педагогическую копилку?

Каждый педагог говорит о своих впечатлениях.

Ведущий:

Уважаемые коллеги, мне было с вами комфортно, спасибо вам за открытость, активность.

В заключение хочу вам напомнить, что в общении с родителями:

Самое универсальное – это улыбка, имя собеседника, комплимент

И хочу вам вручить небольшой подарок (Раздатка). Благодарю за внимание.

Литература:

- Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. 2000 г.

- Асмолов А. Г. Психология личности. 1970 г.

-Кармин А. С. Конфликтология. 1999 г.

-Немов В. С. Психология. 1990 г.

-Томас Ф. Управление энергией конфликта. 2000 г.

Прикреплённые файлы:

inter-kab_3j0n9.pptx | 5235,99 Кб
 
Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

Интерактивное занятие с детьми 4–6 лет на тему «Здоровые дети — в здоровой семье»Интерактивное занятие с детьми 4–6 лет на тему «Здоровые дети — в здоровой семье» Современное образование на данном этапе своего развития предполагает использование в работе любого специалиста ИКТ (информационно и коммуникативных.

Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье»Взаимодействие с родителями. Изготовление стенгазеты «Я — родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье» Стенгазета:"Я-родитель. Трудовое воспитание ребенка в семье". Взаимодействие с родителями. В рамках участия во всероссийской акции "Я-родитель",.

Классный час «Конфликт. Нужен ли он?» для учащихся 7–12 лет Цель: формировать представление о конфликте и о видах конфликта. Развивать коммуникативные качества и умения. Возраст: 7 - 12 лет «Конфликт.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Интерактивное занятие с педагогами «Конфликт в системе «Педагог-родитель»
Опубликовано: 11 января 2021 в 16:42
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 марта. День рождения Ирины Токмаковой

92 года исполняется со дня рождения замечательной детской сказочницы и поэтессы, переводчицы многих известных зарубежных книжек для детей, – Ирины Петровны Токмаковой. Предлагаем посвятить тематические...

3 марта. Всемирный день чтения вслух

«Чтение – это движение вперед!» — девиз очередного тематического дня, который посвящен чтению, книгам и красивой речи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы не только почитать детям вслух, но...

Конспект занятия по рисованию (нетрадиционная техника) «Мимоза для мамочки» с детьми...
Программное содержание: 1. Расширить представления детей о празднике мамы и традиции поздравлять их в этот день. Учить детей рисовать нетрадиционным...
Конструирование в подготовительной группе. «Танк из бросового материала»
Просматривая архив МААМ , я искала работу к 23 февраля, которая заинтересует моих Непосед. Меня привлекла публикация мастер-класса воспитателя из города...
Фотоотчёт о занятии по аппликации «Домовой Кузя» в подготовительной группе
Цель: Дать детям представление о праздновании русским народом дня рождения домового. Задачи: Способствовать развитию у детей интереса к фольклору...