Наталья Азарова
Интерактивные технологии в образовании педагога как составляющая его компетенций
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в «ногу со временем» требует от современного человека колоссальных сил, времени, желания меняться. Механизация, упрощающая некоторые процессы и действия, требует умения перестраиваться, стремления своевременно осваивать новую информацию, получать новые навыки в сжатые сроки.
Немаловажным является момент, позволяющий найти больше точек соприкосновения с другими участниками воспитательно-образовательного процесса, благодаря использованию интернет-технологий, мессенджеров, социальных сетей, через которые можно оперативно обмениваться информацией, делиться опытом, проводить различные мероприятия, принимать участие в конкурсах, веб нарах, семинарах и так далее.
Публикация «Интерактивные технологии в образовании педагога как составляющая его компетенций» размещена в разделах
Постоянное расширение компетенций, гибкость, пластичность, готовность к обмену информацией становятся очень важными качествами не только для педагога. При этом в настоящее время появилось множество возможностей совершенствовать своё образование с помощью дистанционных технологий, используя технические средства.
Использование новых подходов, техник и приёмов работы, связанных с цифровыми технологиями, позволяет повысить не только результативность работы педагога, но и становится неотъемлемой частью всего воспитательно- образовательного процесса. Для этого необходимо регулярно совершенствовать собственный уровень, ведь в стремительно меняющемся мире меняются и требования к процессу, и способы подачи материала, и к предлагаемому материалу. Так, большинство педагогов отмечает, что для достижения поставленных задач, таких, как «научить», «объяснить», «раскрыть», «представить», «увлечь», «вовлечь» и так далее, необходима не только эмоциональная чуткость, внимательность, наблюдательность, но и зачастую сопровождение аудио визуальными приёмами с использованием технических средств.
Кроме того, как показывает практика, практически любая проблема, возникающая в жизни человека, а миновать их редко удаётся, может быть решена с помощью целенаправленного получения новых знаний и обучения. При этом учёными неоднократно доказано, что осознанное обучение новым навыкам не только расширяет область их применения, но и составляет основу для самореализации, личностного роста, а также физического здоровья и поддержания нормальной жизнедеятельности. Что применимо к педагогической деятельности, является обязательной психопрофилактической мерой профессиональному выгоранию.
Образование педагога – это добровольное решение с помощью выбранных педагогом видами, способами и методами получения знаний, умений и навыков в различных сочетаниях, практически каждый из которых возможен, более того, целесообразен с помощью оборудования.
Сегодня выбор очень широко представлен, много аудио и видео средств, информационно-цифровых ресурсов.
Альберт Эйнштейн отметил, что «образование есть то, что остается, когда все выученное забыто». Таким образом, центральным результатом образования является не полученный качественный объем информационного материала или структуры событий и действий, а достигнутый уровень мыслительных (когнитивных) способностей человека. Таких, как умение думать, способность использовать практически полученную информацию, работать, выстраивать стратегию действий на этой основе, планировать ход решения ситуации.
В свою очередь, исследователи в области медицины подтверждают тот факт, что постоянно получаемое образование или развитие максимально разнообразных компетенций способствует обновлению клеток мозга, тем самым поддерживая его активность и работоспособность.
Рассмотрим чуть подробнее виды компетенций, развивая которые в себе, педагог может широко использовать в профессиональной деятельности.
Когнитивные процессы и стратегии включают понимание и умение работать с информацией, критическое мышление, анализ, рассуждение, аргументацию, интерпретацию, принятие решений, математическую грамотность и логику, исследование с использованием доказательств на основе источников, грамотность в области информационно-коммуникационных технологий, решение проблем, творчество и инновации.
Межличностные (социальные) компетентности включают в себя такие виды деятельности, как умение работать в группе, стремление к сотрудничеству, коммуникацию, координацию, сочувствие, восприятие перспективы, доверие, разрешение конфликтов, способность к переговорам, а так же лидерство, ответственность, уверенное общение, самопрезентацию, активное влияние на других.
Внутриличностные (эмоциональные) компетентности включают : саморегуляцию, добросовестность, предусмотрительность, саморефлексию, этику, честность, патриотизм, интеллектуальную открытость (гибкость, адаптивность, художественную и культурную оценку, личную и социальную ответственность, включая культурную осведомленность и компетентность, признание разнообразия, адаптивность, интеллектуальные интерес и любопытство); трудовую этику (инициативу, самоуправление, ответственность, настойчивость, производительность, адекватную самооценку, самоконтроль, самооценку, физическое и психологическое здоровье).
Таким образом, можно заключить, что образование с применением интерактивных технологий является не только мощным фактором, поддерживающим профессиональную компетентность педагога.