МААМ-картинки

Исходный уровень мотивации к обучению у младших школьников с задержкой психического развития

Берковская Наталья Владимировна
Исходный уровень мотивации к обучению у младших школьников с задержкой психического развития

Исходный уровень мотивации к обучению у младших школьников с задержкой психического развития.

Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» (г. Новосибирск, ул. Потанинская, 9). Всего в исследовании приняли участие 20 школьников 3-4 класса с задержкой психического развития.

Экспериментальное исследование проводилось в 3 этапа:

1 этап: констатирующий. Цель: выявить исходный уровень учебной мотивации младших школьников с задержкой психического развития.

Публикация «Исходный уровень мотивации к обучению у младших школьников с задержкой психического развития» размещена в разделах

2 этап: формирующий. Цель: разработать и реализовать программу формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР посредством проектной деятельности.

3 этап: контрольный. Цель: определить эффективность формирования учебной мотивации у младших школьников с ЗПР посредством проектной деятельности.

Для определения мотивации младших школьников были использованы следующие методики.

1. Анкета для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова). Методика позволяет выявить уровни мотивации учащихся. Учащимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н. Г. Лускановой, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе, к учебному процессу, их эмоциональные реакции на школьную ситуацию.

На основании результатов исследования определяются следующие уровни школьной мотивации :

– высокий уровень (25-30 баллов) – такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога;

– хороший уровень (20-24 балла) – подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой;

– средний уровень (15-19 баллов) – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает;

– низкий уровень (10-14 баллов) – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

школьная дезадаптация (ниже 10 баллов) – негативное отношение к школе. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе : они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

2. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреева).

Методика включает 40 вопросов и на каждый необходимо выбрать один из вариантов ответа: почти никогда, иногда, часто, почти всегда.

На основании результатов исследования определяются следующие уровни мотивации учения :

I уровень (32-40 баллов) – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

II уровень (24-31 балл) – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

III уровень (16-23 балла) – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

IV уровень (8-15 баллов) – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

V уровень (7 и менее баллов) – резко отрицательное отношение к учению.

Таким образом, на констатирующем этапе применялось две методики для определения учебной мотивация у младших школьников с ЗПР.

Результаты исследования, полученные при помощи методики Н. Г. Лускановой, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты исследования учебной мотивации по Анкете для определения школьной мотивации (Н. Г. Лусканова)

По результатам теста, среди младших школьников с ЗПР не зафиксирован высокий уровень учебной мотивации. 10% младших школьников с ЗПР показали хороший уровень учебной мотивации. Для большинства младших школьников с ЗПР (60%) характерен средний уровень учебной мотивации. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. 30% младших школьников с ЗПР показали низкий уровень учебной мотивации. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Стоит отметить, что не было выявлено школьной дезадаптации, для которых характерны серьезные трудности в обучении, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.

Результаты исследования по методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреева) приведены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Результаты исследования учебной мотивации по методике диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А. Д. Андреева)

Диагностика по второй методике показала, что I уровень (продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации) среди исследуемых школьников не зафиксирован. II уровень (продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению) показали 5% младших школьников с ЗПР. Большинство младших школьников с ЗПР (70%) показали III уровень (средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией). У 25% младших школьников с ЗПР зафиксирован IV уровень (сниженная мотивация) учебной мотивации.

Таким образом, проведенное исследование показало, что у младших школьников с ЗПР преобладает средний и низкий уровни учебной мотивации.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Определение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского садаОпределение уровня развития школьной мотивации у выпускников детского сада Готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований. Проблема готовности.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исходный уровень мотивации к обучению у младших школьников с задержкой психического развития
Опубликовано: 17 августа 2022 в 09:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД