Нина Александровна Волкова
Искусствоведческая беседа «Путешествие на Родину Дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет.
Тема. Искусствоведческая беседа «Путешествие на родину Дымковской игрушки».
НОД в рамках реализации программного содержания темы «Я - человек».
Основной вид деятельности. Художественная деятельность.
Форма деятельности. Игровая ситуация.
Форма проведения. Виртуальное путешествие.
Цель. Развитие эстетическое восприятие детей.
Публикация «Искусствоведческая беседа „Путешествие на Родину Дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Интеграция содержания образовательных областей.
Художественное творчество. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Воспитывать интерес к народным промыслам родной страны. Закреплять с детьми приёмы лепки: раскатывание глины, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.
Социализация. Расширять представления детей о родной стране. Продолжать знакомить с достопримечательностями России.
Познание. Расширять представления детей о сфере человеческой деятельности – искусство.
Труд. Познакомить детей с трудом мастериц дымковской игрушки. Воспитывать уважение к людям труда.
[i]Материалы к занятию. Дымковские игрушки. Презентация «Дымковская игрушка», оборудование для демонстрации презентации. Динамическая таблица – поэтапная лепка птицы (по мотивам народной лепки). Глина, доски для лепки, стеки, салфетки на каждого ребёнка. [/i]
Ход деятельности.
1. Мотивация на деятельность.
Рассматривание дымковской игрушки.
— Интересно, где рождается такая красота? А вам бы хотелось узнать, откуда родом дымковская игрушка? (ответы детей).
— Как нам осуществить свою мечту? Дети предлагают свои варианты.
2. Планирование деятельности.
— К сожалению, мы с вами не сможем сегодня побывать в городе Кирове и посмотреть на рождение дымковской игрушки. Но можно отправиться в виртуальное путешествие. Как вы думаете, что для этого необходимо? (предложения детей).
— Вы не возражаете, если я буду экскурсоводом? (ответы детей).
3. Путешествие— Дети, нас ждёт удивительное путешествие. Цель нашего путешествия город Киров.
Презентация «Дымковская игрушка».
— Есть в России удивительные места, например, Дымковская слобода. Знаменита Дымковская слобода, в городе Кирове находится она. Красива природа в тех местах, рождает сказки в людских сердцах. Река Вятка здесь протекает, удивительную глину в себе скрывает. Красная глина для лепки хороша, весной добывают её мастера. Глину с речным песком мешали, водой разбавляли, глиняное тесто получали. Из глины мастера посуду создавали, да на ярмарках её продавали. А мамы детишкам свистульки лепили, детей своих веселили. Любят дети в разные игры играть, жизнь взрослых повторять. Мастерицы удивительные игрушки создали: барышень для девочек, наездников для мальчиков. Петушка да уточку, гордого индюка. Барашка круторогого, важного козлика да весёлую свинку. Коровку кормилицу, лошадку помощницу да лесного оленя. Яркие, весёлые, солнечные игрушки народ удивляли, дымковской игрушкой её прозвали.
— Дети, как вы думаете, как создана дымковская игрушка? (предположения детей).
— Дымковская игрушка из глиняного теста создана, искусными мастерицами слеплена она. Мастерица детали игрушки слепила, жидкой глиной детали соединила. Игрушки слепили, а они мягкие? Что же делать? (предположения детей).
— На лавке игрушки долго сушили, в русской печке огнём закалили, стали игрушки крепки, но больно они темны. В давние времена мастерицы мел в молоке разводили да игрушки белили. Ныне белила в магазине покупают, в два – три слоя игрушки покрывают. Вот мастерица волшебство начинает, игрушки узорами украшает. Краски яркие, сочные берёт, кисточкой узор ведёт. В дымковской росписи элементов пять, разные узоры с их помощью можно создать. Полосы, волны, клетки, круги и точки, словно волшебные строчки. Мастерицы ритмично узор располагают, элементы узора повторяют. Золотые квадратики украшение завершают, все игрушки они украшают.
Весёлые упражнения «Дымковские игрушки».
Глину месили, Наклон, имитация месим глину.
Игрушки лепили. Выпрямились, имитация лепим игрушку.
На лавке игрушки долго сушили, Присесть.
В русской печке закалили. Встать, руки на пояс.
Стали игрушки крепки,
Но больно они темны. Руки на щёки, качаем головой влево – вправо.
Белила купили,
Игрушки побелили. Руки вверх, плавно отпускаем вниз (белим).
Волшебство начинаем,
Игрушки украшаем. Имитация, берём кисточки.
Узоры удивительно просты,
Круги и точки изображены.
Имитация, рисуем кисточкой круг и ставим в середине точку.
Украшение игрушки завершаем,
Золото сажаем. Наклон вниз, выпрямится, имитация, «сажаем золото»
— Кто назовёт все этапы изготовления дымковской игрушки? (ответы детей).
Подготовка теста для лепки (смешать глину, песок и воду).
Лепка деталей игрушки из глины.
Соединение деталей с помощью жидкой глины.
Сушка игрушки.
Обжиг игрушки в печи.
Беление игрушки.
Роспись красками.
Украшение игрушки золотыми квадратиками.
— Каждая дымковская игрушка необычна, мастерицей создана лично. Традиции росписи мастерицы соблюдают, правила дымковской росписи не нарушают. Вспомним правила росписи дымковской игрушки? (ответы детей).
Правила росписи дымковской игрушки.
Мысленно узор составляем, по игрушке размещаем.
Полосы, волны, клетки, круги и точки, словно волшебные строчки.
Сначала крупные элементы узора рисуем, друг с другом чередуем.
Другие цвета выбираем, мелкие детали добавляем.
В узоре рисунок повторяем, одно и то же изображаем.
Белый фон основу создаёт, всем цветам яркость придаёт.
Животных, людей, птиц украшаем, разные узоры подбираем.
— По городу Кирову мы гуляем, удивительные дома замечаем. Что напоминают вам, друзья, эти чудеса? (ответы детей).
— Вот скульптурная композиция «Семья», дымковскую игрушку напоминает она. Дымковская игрушка – русская игрушка. Жизнь русского народа отражает, радость и веселье людям дарит. Дети, я предлагаю вам попробовать слепить дымковскую игрушку.
Наша композиция будет называться «Птичий двор». Кого можно встретить на птичьем дворе? (ответы детей).
— Курочку, петушка, утку с утятами, индюка. Посмотрите, пожалуйста, на динамическую таблицу, она подскажет вам этапы и приёмы лепки. Приступайте, пожалуйста, к работе.
Дети лепят, звучит спокойная мелодия или звуки природы. Педагог в процессе работы обращать внимание детей на особенности лепки дымковской игрушки.
Если есть возможность, игрушку детей из глины высушить и расписать.
4. Результат деятельности и рефлексия (оценка).
— Дети понравилось вам путешествие по городу Кирову? (ответы детей).
— Чем знаменит этот город? (ответы детей).
— Получились ли у вас дымковская игрушка? (ответы детей).
— Спасибо, мне было приятно с вами путешествовать, вы умеете внимательно слушать, и многое запомнили из моего рассказа.