МААМ-картинки

Исследование «Дети войны». Часть III

Светлана Морозова
Исследование «Дети войны». Часть III
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Окончание (начало опубликовано ранее)

Дети-узники

В фашистских концлагерях содержалось более 20 млн. человек из 30 стран мира. И лишь 7 млн. дождались свободы. Среди них, конечно же, были и дети – около 2 млн. человек.

Заключенных избивали дубинками внутри, которых были железные болты. Каждый день ранним утром эсэсовцы всех выгоняли на работу, заканчивался рабочий день с наступлением сумерек. Ходить по территории лагеря запрещалось, можно было передвигаться только бегом. В зимний период заключенные просто замерзали, так как были одеты только в полосатую униформу, да ещё натягивали на себя мешки из-под овощей, прорезав дыры для рук и головы.

Публикация «Исследование „Дети войны“, Часть III» размещена в разделах

Суточный рацион состоял из баланды, в которой плавали кусочки брюквы или кормового картофеля. Хлеб – это маленький кусочек в смеси с опилками, присыпанный какими- то семенами. Естественно многие не выдерживали и через определенное время умирали от истощения.

Фашисты использовали малолетних узников в качестве рабочей силы, ставили над ними медицинские эксперименты, заражали тифом, гепатитом, а потом наблюдали, у детей забирали кровь, используя их в качестве доноров.

Большинство маленьких узников не выдерживали пресса чудовищной машины переламывания человека, а те, кому удалось выжить, впоследствии становились хрупкими, словно хрусталь. Факты говорят сами за себя: из каждых 12 детей, возвращенных из Освенцима в марте 1945-го, в больницах выживали один-два. А принимали их из эшелонов в виде скелетов, обтянутых кожей, со следами побоев, анемичных, с изъеденными трахомой глазами, запавшими ртами, пораженных чесоткой.

Некоторые дети были отобраны во время войны сортировочным расовым аппаратом нацистов для медицинских экспериментов, для выполнения роли пополнителей биологического материала, который так и таял в агонии войны. Это были чаще всего дети Белоруссии. Выбор не случайно пал на «белую ветвь» славянской крови; он продуман, выверен, а значит, жесток, ибо целенаправленно использовал научные достижения во зло. Отловленные фашистскими карательными отрядами в белорусских лесах женщины с детьми отправлялись в концлагерь в западной части г. Витебска на территорию бывшего «5-го железнодорожного полка», а оттуда в Освенцим, Майданек. Из освобожденного Освенцима было вывезено 165 — 175 малолетних узников. Куда пропали тысячи детей?.

Как свидетельствуют бывшие узники, дети нередко становились донорами. Заборы крови делали прямо в бараках. Заходил врач, указывал пальцем на ребенка. Никто и не думал сопротивляться, ибо били сильно, да и просто особых сил не было (скудное питание, истощение). Цинично, систематически, пунктуально высасывались тельца белорусских, русских детей, спасая и омолаживая высших офицеров фашистской армии.

В Белевском районе в настоящее проживают около 300 несовершеннолетних узников фашистских концентрационных лагерей. В деревне Ровно проживают Пасхин Николай Фомич, Филина Наталья Борисовна, Чуприкова Александра Сергеевна.

С января 1994 года несовершеннолетних узников приравняли в правах к инвалидам войны на основании предоставления соответствующих документов. Однако доказать эти права не очень-то и реально. Ведь в Освенциме или Майданеке никто детям справок не выдавал и вообще при освобождении данные о детях записывались часто со слов самих детей или по внешним признакам. Они, бывшие малолетние узники, продолжают жить с истерзанным сердцем, воспаленными почками, дышать одним легким. Здоровье осталось в концлагерях.

Дети в тылу

С первых месяцев войны численность молодежи в оборонных предприятиях возросла. Подростки старались работать за себя и старшего товарища, ушедшего на фронт, выполнять в дни войны две нормы.

Тысячи школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт рабочих, встали за станки вместо ушедших в действующую армию. В стране возникло и ширилось движение “Молодёжь - на производство!”. В это движение быстро включились дети и подростки.

Нам показалась интересной история, как фашисты попробовали «тульских пряников». Трудился в Туле на кондитерской фабрике Ваня Колосов. Изобретательный он был паренек. Как-то явился Ваня в цех, где теперь производили мины. Под мышкой у него была папка. Раскрыл он ее, а в ней наклейки от коробок, в которые упаковывали на фабрике тульские пряники. Подошел Ваня к готовым минам и прилепил к ним наклейки. На каждой мине теперь было написано «Тульский пряник». Ушли мины на передовую к защитникам города. Смеются красноармейцы: «Ай да сюрприз фашистам! Ай да «гостинец» фрицам!» Понравилось советским солдатам выражение «тульский пряник». Все, что из Тулы приходило теперь на фронт, - снаряды, патроны, минометы, мины – стали называть тульским пряником.

Отдавая большую дань рабочему классу в обеспечении победы над немецко-фашистскими захватчиками, нельзя хотя бы кратко не рассказать об огромном вкладе в общую победу советского крестьянства. Несмотря на огромные трудности, которые пришлось преодолевать сельским труженикам, все годы войны фронт и тыл обеспечивались сельскохозяйственными продуктами и необходимым сырьём. А обстановка сложилась тяжелейшая уже в первые месяцы войны. Значительная часть мужского населения деревни ушла в действующую армию, и в основном все работы приходилось выполнять женщинам. Поэтому рядом с дедами, матерями, старшими братьями и сёстрами трудились и самые юные граждане нашей страны – пионеры и школьники сёл и деревень. Их можно было видеть в поле и на животноводческой ферме, в обозе с хлебом и на заготовке кормов.

В каких только работах не участвовали сельские школьники! Они создавали посты по охране хлеба, проводили рейды проверок готовности в колхозах к полевым работам, собирали колосья, удобрения, срезали верхушки клубней картошки для посадки, ухаживали за молодняком на животноводческих фермах, за рабочими лошадьми, протравливали зерно, поверяли его на всхожесть, делали щиты для снегозадержания.

Исключительный патриотизм в движении за сбор средств для Красной Армии и Военно – Морского Флота проявили пионеры и школьники. На собранные по копейке деньги подростки помогали приобретать танки, самолёты, “катюши” и другое оружие и передавали их воинам действующей армии.

Когда в стране развернулось движение по заготовке подарков, по сбору теплых вещей для воинов – фронтовиков, пионеры и школьники в нём приняли самое активное участие. Как правило, каждая посылка с подарками школьников воинам–фронтовикам сопровождались письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца или командира. Во многих из них были письма под заголовком “Мсти за папу!”. Это означало, что мальчик или девочка, которые своими маленькими ручонками готовили данный подарок воину, уже остались сиротами. Их папы, защищая Родину и изгоняя фашистов с нашей земли, геройски погибли и никогда уже не вернутся к ним.

Частыми гостями пионеры и школьники, дети из детдомов и детсадов были в госпиталях. Там они тяжелораненым читали книги, письма, писали письма их родным и друзьям – фронтовикам, дежурили у их постели, выступали с концертами. Серьёзность, старательность детей вызывали у раненых не только волнение, но и уважение и ним.

Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Дети и подростки многих городов и сёл страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений. Советские школьники берут на себя заботу о семьях бойцов, сражающихся с гитлеровскими бандами. Они – частые гости в семьях красногвардейцев, ухаживают за детьми, когда матери уходят на работу, следят за порядком и чистотой в квартирах, работают на огородах.

Таким образом, в многочисленных формах детских пожертвований, в самоотверженной труде для действующей армии проявились высокий советский патриотизм, монолитное единство, сплочённость и дружба юных советских граждан.

Далее – практический этап работы

(воспоминания стариков - детей войны, с которыми мы встречались, их фото: в детстве и сейчас, пожелания детям 21 века)

Заключение

Большим испытанием явилась война для детей и подростков нашей страны, которые не только перенесли горечь утраты родных и близких, претерпели не только величайшие лишения и трудности военного времени, но и прошли сквозь все тяготы и невзгоды фронтовой жизни. А дети, работавшие в тылу страны, вынесли на своих плечах основную тяжесть труда на производстве и в сельском хозяйстве. Великая и благородная цель: защитить мирный труд, свободу и независимость Страны Советов - двигала всеми помыслами и свершениями советских детей, помогла им преодолеть все трудности и невзгоды, навязанные войной.

Дети войны… Кто спасал, согревал, утешал их тогда? Имен не перечесть, но память сохраняет все. Сегодня они - последние свидетели тех трагических дней. За ними больше нет никого… Дети войны, низкий вам поклон!

Через исследовательскую работу мы поняли, что:

1. Проблема психолого-нравственных аспектов детского героизма в годы ВОВ в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает всё большую значимость.

2. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т. е. из чувства любви и долга перед Отечеством.

3. Выслушав рассказы детей войны о тяжелых годах ВОВ, мы как будто соприкоснулись с живой историей. Мы почувствовала безграничную любовь и уважение к ним, и благодарность за их жизненный подвиг. Проанализировав их рассказы о нелегкой доле узников, работе в тылу и особенностях жизни в военное время, мы убедилась в том, что образ жизни и поведение советских детей в годы войны характеризовались преданностью Родине, любовью к своему народу, небывалой стойкостью.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что поведение и образ жизни детей во время ВОВ характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине, нашла свое подтверждение.

Эту работу мы планируем продолжить, встречаясь и опрашивая жителей окрестных деревень – детей войны.

В начале исследования мы предположили, что тема «Дети войны» недостаточно освещена в детской литературе. Наше предположение не подтвердилось. Мы выяснили в ходе исследования, что о детях войны создано немало художественных произведений. Большая их часть появилась в 40-60-е годы. В центре внимания оказались темы патриотизма и борьбы за мир.

Проблема в том, что современные дети не знают этих произведений, не интересуются, не читают. Поэтому мы поставили цель – познакомиться с книгами о детях войны, составить при помощи библиотекаря школы рекомендательный список для младших школьников и сверстников.

Список содержит 22 книги, рекомендуемые к чтению.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Арт-терапевтическая техника. Работа с родителямиАрт-терапевтическая техника. Работа с родителями В нашем отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья ведется клуб "Лелик", где разные специалисты отделения:.

Занятие для педагогов «Творческие способности» Цель занятия: выявить и помочь реализовать творческие способности воспитателей. Реквизит: листы бумаги с началом стихотворений, листы с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование «Дети войны». Часть III
Опубликовано: 1 декабря 2014 в 19:52
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование «Дети войны». Часть III» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Морозова (УИ 266338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД