МААМ-картинки

Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста

Лифенко Ирина
Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста

В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. У детей уже в дошкольном возрасте складываются определенные представления о половых и социальных ролях человека. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что, гендерная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях.

Публикация «Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучением гендерной идентичности занимались отечественные исследователи, такие как В. В. Абраменкова, А. И. Захаров, М. Н. Зыков, Д. В. Ильченко, Д. Н. Исаев, В. Е. Каган, Д. В. Колесов, В. С. Мухин, О. Г. Нугаева, Н. В. Плисенко, Т. А. Репина, И. В. Романова и многие другие. Как влияет гендерная идентичность на развитие ребенка дошкольного возраста, каковы отличия в поведении мальчиков и девочек, – разрешение этих и других вопросов способствует успешному развития личности дошкольника, гармонизации взаимоотношений между обществом и личностью ребёнка.

Объект исследования : гендерная идентичность.

Предмет исследования : особенности гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

Цель исследования : изучить особенности гендерной идентичности у детей дошкольного возраста.

В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:

1. Существуют различия в особенностях гендерной идентичности детей периода детства (3-6 лет) и детей периода школьного возраста (6-12 лет);

2. Мальчикам с периода детства присущи черты маскулинности, девочкам черты феминности;

Методологической основой исследования является концепция Бендас Т. В., которая понимала гендерную идентичность как отождествление себя с определенным полом, отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих ему форм поведения и формирование личностных характеристик (2006г.).

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методики:

1. Полустандартизированное интервью «Изучение гендерных установок» (Каган В. Е.);

2. «Половозрастная идентификация» (Белопольская Н. Л.);

3. Гендерная характеристика деятельности мальчиков и девочек в детском саду (Гусева Ю. Е., Сабунаева М. Л.).

Выборку исследования, согласно возрастной периодизации Э. Эриксона, составили:

1. Период детства (от 3 до 6 лет) – 30 человек;

2. Период школьного возраста (от 6 до 12 лет) – 30 человек.

Уже в полтора года у ребёнка формируется первичное представление о собственной половой принадлежности. С возрастом гендерная идентичность развивается, происходит расширение её объёма и усложнение структуры. Так, ребёнок двух лет, как правило, знает свой пол, но не может назвать причины его определения. Осознанно определить пол окружающих людей дети способны уже после трёх лет, однако часто связывают его с внешними признаками и допускают изменчивость. К 6 – 7 годам дети уже осознают необратимость половой принадлежности.

У детей уже в дошкольном детстве складываются определенные представления о смене физического облика человека, его половых и социальных ролей в связи с возрастом. Это знание основывается на присвоении общественного опыта и развитии самосознания. Можно утверждать, что как и любой познавательный процесс, половозрастная идентификация опирается на способности индивида к абстрактному мышлению, необходимому для различения внешности и поведения другого человека, концептуального описания других людей и самоописания, основанных на устойчивых представлениях. Следовательно, можно заключить, что исследование половозрастной идентификации может дать важный материал об уровне психического развития конкретного ребенка.

Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей дошкольного и младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, мало пригодны для этих целей. Вместе с тем, не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста.

Планируется обследовать две представленные группы детей по трём выбранным методикам. Предполагается качественная и количественная (U критерий Манна-Уитни) обработка результатов исследования. При помощи сравнения полученных результатов по двум группам выборки мы сможем подтвердить или опровергнуть выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Библиографический список:

1. Бендас, Т. В. Гендерная психология : Учебное пособие. СПб. : Питер, 2005. - 431 е. : ил. - (Серия «Учебное пособие»);

2. Каган, В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет //Вопросы психологии, 2000, №2. С. 65-69;

3. Кон, И. С. Психология половых различий //Вопросы психологии, 1981, №2. С. 47-57;

4. Панфилова М. А. Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье. – Москва, 2009;

5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. – М., 2006. – 342 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группыКонспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: - формировать умение определять путем.

Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей»Консультация для воспитателей «Игры и упражнения для определения индивидуальных особенностей детей» Доброго времени суток, уважаемые коллеги, мои друзья и гости, заглянувшие на мою страничку! Разрешите предложить вам консультацию по теме.

Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха»Экспериментальная деятельность детей. Опыт «Исследование давления воздуха» Цели: - развивать у детей любознательность и интерес к исследовательской деятельности; - исследование давления воздуха; - развивать.

Опыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детейОпыт «Исследование содержания железа в яблоках». Экспериментальная деятельность детей Во время занятий по теме «Фрукты» старались донести до сознания ребят, что все фрукты не только вкусны, но и полезны. Особенно полезны.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Сравнительный анализ особенностей речевого развития детей дошкольного возраста при использовании дидактических игр Педагог должен строить педагогический процесс на основе диагностики и индивидуального подхода к развитию ребенка. В начале и конце учебного.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 05:17
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование гендерных особенностей у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лифенко Ирина (УИ 1741998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД