Лучший педагог года

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием

Ирина Бобрешова
Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием

Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием

Задание 1 – «Большой и маленький». Цель: образование существительного с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

слон (слоненок)

заяц (зайчонок)

кофта (кофточка)

кружка (кружечка)

кресло (креслице)

Публикация «Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием» размещена в разделах

окно (окошечко)

Задание 2 – «Какой, какая, какое?». Цель: образование относительных прилагательных. Инструкция: «Если предмет сделан из стекла, то он какой? – стеклянный.

велосипед из железа (железный)

салат из моркови (морковный)

скамейка из дерева (деревянная)

шапка из меха (меховая)

платье из шелка (шелковое)

варенье из яблок (яблочное)

Задание 3 – «Какой день?». Цель: образование качественных прилагательных. Инструкция: «Какой день, если днем?»

жарко (жаркий)

душно (душный)

ветер (ветреный)

дождь (дождливый)

снег (снежный)

пасмурно (пасмурный)

Задание 4 – «Чье, чей, чья?». Цель: образование притяжательных прилагательных. Инструкция: «Как сказать: Чей хвост? Чье гнездо? Чья вещь? Например, гнездо орла – орлиное».

клюв птицы – птичий

хвост рыбы – рыбий

берлога медведя – медвежья

лапа собаки – собачья

ухо белки – беличье

гнездо воробья – воробьиное

Задание 5 – «Что делает мальчик?». Цель: образование глаголов с помощью приставок (у-, в-, вы-, пере-). Детям предлагалось рассмотреть картинки. Инструкция: «Посмотри на картинки. Назови, что делает мальчик? Что делает самолет?»

Ходит – уходит – входит – выходит – переходит

Летает – улетает, прилетает

Мальчик уходит от друзей.

Мальчик переходит через дорогу.

Мальчик выходит из подъезда.

Мальчик заходит в подъезд.

Самолет улетает.

Самолет прилетает.

Задание 6 – «Игра со словами». Цель: умение образовывать слова с помощью слияния двух основ (морфолого-синтаксический способ). Инструкция:

У зайца короткий хвост. Какой заяц? (короткохвостый)

У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

У зайца быстрые ножки. Какой заяц? (быстроногий)

У девочки черные волосы. Какая девочка? (черноволосая)

У рака выпученные глаза. Какой рак? (пучеглазый)

У Буратино длинный нос. Какой Буратино? (длинноносый)

Публикации по теме:

Перспективное планирование работы по формированию словообразовательных навыков у детей с ЗПР Старшая группа 1период:(сентябрь, октябрь, ноябрь) Лексические темы: Осень”,”Овощи”“Части тела”, “Фрукты”, “Посуда”, “Продукты питания”.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» (старший возраст) Формирование лексико-грамматического строя речи период тема лексика грамматика III неделя сентября осень Приметы осени; осенние месяцы;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием
Опубликовано: 14 апреля 2015 в 17:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД