Получи документы

Исследование вопроса об особенностях социальной адаптации первоклассников с ОВЗ

Ольга Троеглазова
Исследование вопроса об особенностях социальной адаптации первоклассников с ОВЗ

В помощь педагогам современной начальной школы

Троеглазова О. В,

Методист МБУ «ИМЦ в системе ДПО (ПК) ГМР»

Адаптация в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную; изменяется социальное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, сформированные в детском саду, мотивация к учению. Становление же его как ученика происходит лишь в процессе учения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях, то есть при полной адаптации к ним, охватывает первое полугодие первого года обучения в школе.

Публикация «Исследование вопроса об особенностях социальной адаптации первоклассников с ОВЗ» размещена в разделах

Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнует, даже взрослого человека, а тем более, ребенка с отклонениями в физическом развитии перед школой, о которой он наверняка наслышан разных отзывов, не всегда позитивных, от чего испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в жизнь, в новые, по сравнению с детским садом, условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Учение – это особый труд. К нему нужно готовить ребенка. А детей с ограниченными возможностями развития приходиться учить всему, даже игре, особенно, если ребёнок не посещал дошкольного учреждения. Все эти психологические нагрузки, и перестройки образа жизни первоклассника реализуются и на «физическом уровне». Поэтому важно в этот трудный для него период жизни помочь обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе. Что, в свою очередь, является первой ступенькой к социальной адаптации или социализации. Под социализацией понимается процесс и результат усвоения человеком общественно-исторического опыта, становление его как общественного существа, а также осознанная адаптация ребёнка к окружающей действительности и постепенное включение в систему общественных и производственных отношений….[28, с. 44]

Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждого растущего человека приобщить к основам культуры и цивилизации, сделать способным адаптироваться в обществе, что требует развития <… > готовности участвовать в социальной деятельности. В полной мере эта установка определяет стратегию развития инклюзивного образования. [28, с. 32]

Инклюзивное образование представляет собой форму совместного обучения здоровых детей и детей с ОВЗ в массовой школе при условии адаптации образовательного процесса к индивидуальным особенностям каждого ученика. Современные научные представления позволяют выделить общие для разных категорий детей с нарушениями психофизического развития (ограниченными возможностями здоровья) особые образовательные потребности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети с разными нарушениями развития. Н. Ю. Борякова предлагает пользоваться понятиями: Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Недостаток – физическое или психическое нарушение, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией в отношении ребенка и медико-экспертной комиссией в отношении взрослого.

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. [2] Это может быть нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Нами под понятием «ребёнок с ОВЗ» будет пониматься «лицо с физическим недостатком», или ребёнок с отклонениями в физическом развитии.

В Конституции РФ и ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. [28] В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики. Так в нашу школу вошло инклюзивное образование. Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся с ограниченными возможностями здоровья. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. При этом не должно быть препятствий для получения качественного образования нормально развивающимся детям.

Число детей с ограниченными возможностями год от года только увеличивается. Так, в Гурьевском районе, где проводилась практическая работа по выбранной теме, по статистике 2016 г. в школах обучается 66 детей с ограниченными возможностями здоровья, а в дошкольных учреждениях уже 316 воспитанников с ОВЗ, которым предстоит прийти в школу.

При этом надо отметить, что процесс совместного обучения детей здоровых и детей с отклонениями в физическом развитии ещё находится в стадии становления и накопления опыта, требует пристального изучения специалистами разного профиля. Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В. М. Астапова, Л. К. Грачёва, Н. Ф. Дементьевой, О. И. Лебединского, А. И. Осадчих, О. В. Павленко, Д. А. Туболева, Э. Ф. Устинова, Е. И. Холостовой, Л. П. Храпплина, Б. Ю. Шапиро, и др. Но в них не стоит вопрос о социальной адаптации. О недостаточности разработанности вопроса об адаптации детей с ОВЗ к школе говорят создатели хрестоматии «Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития» В. М. Астапов и Ю. В. Микадзе во вступлении к своему труду: «К сожалению, ситуация усугубляется еще и отсутствием целенаправленной специальной психолого-педагогической литературы, к которой мог бы обратиться педагог» [23] .

Сказанное позволяет нам выделить противоречие: недостаточная разработанность темы социальной адаптации первоклассников с отклонениями в физическом развитии в общеобразовательной школе и отсутствие оптимальных психолого-педагогических условий для их социальной адаптации в первый школьный год.

Актуальность этой проблемы и обусловила выбор темы нашей работы, посвященной исследованию проблем детей с отклонениями в физическом развитии и поиску оптимальных психолого-педагогических условий для их социальной адаптации в первый школьный год.

Объектом исследования является социальная адаптация первоклассников с отклонениями в физическом развитии

Предметом исследования являются психолого-педагогические условия для успешной социальной адаптации первоклассников с отклонениями в физическом развитии.

Цель нашего исследования : выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия, способствующие успешной социальной адаптации первоклассников с отклонениями в физическом развитии.

Публикации по теме:

Семинар для педагогов «Значение сказки в Социальной адаптации детей к Окружающей действительности». Теоретическая часть ЗНАЧЕНИЕ СКАЗКИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ. (теоретическая часть) «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать.

Использование музыкальных коммуникативных игр в социальной адаптации дошкольников. Методический кабинет Управление образования администрации города Новочеркасска МАСТЕР-КЛАСС «Использование музыкальных коммуникативных.

Наименование проекта: «Идем в детский сад» Цель проекта: создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка» Задачи проекта 1. Помочь в преодолении стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду; 2. Обеспечить развитие навыков взаимодействия.

Об особенностях организации ГКП О группах кратковременного пребывания и об особенностях их организации. Практический опыт воспитателя ГКП «Будущий школьник» МАДОУ №1 станица.

Отчёт воспитателя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды Развивающая предметно-пространственная среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных.

Помощь в адаптации к условиям специализированного ДОУ детей с ОВЗ Помощь в адаптации к условиям специализированного ДОУ детей с ОВЗ Ежова В. А., учитель-дефектолог МБДОУ КВ №6 ЗАТО Северск В условиях интеграции.

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости". Цель нашего эксперимента.

Семинар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая частьСеминар для педагогов «Значение сказки в социальной адаптации детей к окружающей действительности». Практическая часть ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ СЕМИНАРА. -Сегодня мы решили отступить от показа традиционного занятия по теме семинара. И покажем Вам сегодня на практике.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Взаимодействие логопеда и воспитателя в работе с детьми с ОВЗ по формированию представлений о социальной значимости труда Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №2 г. Чехов, Московской области ТЕМА:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование вопроса об особенностях социальной адаптации первоклассников с ОВЗ
Опубликовано: 31 марта 2017 в 07:12
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД