МААМ-картинки

Исследовательская деятельность детей

ирина федотова
Исследовательская деятельность детей

Исследовательская деятельность детей

Для познания исторически накопленного опыта применяется множество приемов и средств, однако все они укладываются в пять общедидактических методов обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения и исследовательский.

Что понимается под исследовательским методом обучения дошкольников?

* Ребенок воспринимает и усваивает материал в результате удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях.

Публикация «Исследовательская деятельность детей» размещена в разделах

* Познавательная деятельность детей состоит в поиске и решении сложных вопросов требующих актуализации знаний, умения анализировать, видеть за отдельными фактами закономерность.

* Основные составляющие процесса исследования : выявление проблемы, формулирование гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты.

* Принцип поэтапности в организации исследовательского поиска детей, который основан на постепенном сокращении сообщаемой педагогом информации и увеличении самостоятельной деятельности дошкольников.

Чтобы исследовательская деятельность вызывала интерес у детей, необходимо подбирать содержание, доступное их пониманию. Окружающий мир, природа наиболее близки и понятны ребенку. В процессе исследования знания об окружающем мире постепенно обогащаются и систематизируются, детские фантазии замещаются реальным объяснением неизвестного и непонятного.

При решении проблемных ситуаций рекомендуется использовать следующие методические приемы:

• Подвести детей к противоречию и предложить самим найти способ его разрешения;

• Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос и предложить выбрать и обосновать наиболее правильную;

• Предложить рассмотреть явление с позиций людей разных профессий (космонавта, врача, повара и т. д);

• Поставить конкретные вопросы, побуждающие делать сравнения, выводы, сопоставлять факты;

• Поставить проблемные задачи (например с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными и др.).

Приведем примеры организации исследовательской деятельности детей.

Занятие

Исследовательская задача. Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.

Материал. Два ведёрка, рейка с крючками (весы, вата, песок, маленькие камешки и другие мелкие предметы.

Ход занятия

1. К концам рейки подвесьте ведёрки. Насыпьте в одно ведёрко немного песка. Что произошло? Как достичь равновесия? Насыпьте в другое ведёрко столько песка, чтобы достигнуть равновесия. Можно ли сказать, что в обоих ведёрках одинаковое количество песка? Объясните почему.

2. В одно ведёрко положите маленький камешек, в другое вату. Попробуйте достичь равновесия. Можно ли сказать, что вес ведёрок с ватой и камешком одинаков? Почему потребовалось так много ваты, чтобы её вес был равен весу одного маленького камешка?

3. Поэкспериментируйте с другими предметами. Какой можно сделать вывод о соотношении веса предмета и его величины? Вес предмета не всегда зависит от его величины. Маленький предмет может быть тяжёлым, а большой лёгким.

4. Как вы думаете, вес сухих и сырых предметов одинаков? Как это можно доказать? Насыпьте в оба ведёрка одинаковое количество песка. Добавьте в одно ведерко воды. Вес какого ведерка теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?

Когда исследование закончено и сделаны выводы, можно задать вопрос:

«Как определить, правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты исследования являются достоверными, если при повторении эксперимента они не изменятся.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» города Николаевска» Николаевского муниципального района.

Мастер-класс «Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» .

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность «Мы сажаем огород» для детей среднего возраста Тема: «Мы сажаем огород» Цель: создание социальной ситуации развития в процессе поисково - исследовательской деятельности Задачи: создать.

Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной»Педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста весной» 3 апреля продолжила заседание педагогическая гостиная по теме: «Экспериментальная и исследовательская деятельность детей раннего возраста.

Поисково-исследовательская деятельность «Мыльные пузыри» для детей 4–5 лет Поисково-исследовательская деятельность «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ» для детей 4-5 лет Воспитатель Безуглая Г. Г. ЦЕЛЬ: развивать творческую исследовательскую.

Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете Доклад на тему Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в летний период посредством создания нестандартной РппсПознавательно-исследовательская деятельность детей в летний период посредством создания нестандартной Рппс Летний оздоровительный проект «Умняшки» • Цель: Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления физического, психического и социального.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.

Познавательно-исследовательская деятельность детей 1,5–3 лет Маленькие исследователи Маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать всё самим, удивляться неизведанному. У них.

Экспериментально — исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне». Экспериментально - исследовательская деятельность детей в рамках исследовательского проекта «Занимательные опыты на кухне». Шиблёва Ирина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность детей
Опубликовано: 11 декабря 2017 в 22:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД