Папки-передвижки

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Елена Бабарико
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Часть 1. Обоснование выбранной педагогической технологии

Изучив опыт воспитателя МДОУ «ЦРР – детский сад «Калинка» г. Абакан Касьянчик С. П. по теме «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность», мы признаем наличие в педагогической практике проблемы организации познавательного процесса, как самостоятельный творческий поиск.

Публикация «Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Одной из задач образовательного учреждения является подготовка ребенка к жизни в условиях современного общества. Современные дети живут в эпоху информатизации, компьютеризации. В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Развить в ребенке все эти качества поможет исследовательская деятельность. В настоящее время исследовательское поведение рассматривается не как узкоспециальная особенность профессиональной группы научных работников, а как характеристика личности представителя любой сферы деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Поэтому мы считаем необходимым вести целенаправленную работу по развитию у дошкольников навыков исследовательского поиска.

Актуальность данной темы заключается в жизненной необходимости формирования у ребенка способности и готовности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Часть 2. Концептуальное обоснование

Главное достоинство исследовательской деятельности в том, что она дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. Знания, подчеркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными (Я. А. Каменский, И. Г., Песталоцци, Ж. – Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.).

Особенности детской поисковой деятельности отражены в ряде работ Н. Н. Подъякова, А. Савенкова, Н. А. Коротковой, Д. Б. Годовикова, М. И. Лисина, С. А. Новоселова. Эти авторы учитывают общепризнанные положения, а именно:

• пробы и ошибки – обязательный и важный компонент исследования. В ходе исследования преодолевается боязнь ошибочных действий, что является важным моментом в развитии детского мышления,

исследование обладает высоким энергетическим потенциалом, сопровождается эмоциональным подъёмом,

• ребёнок по природе своей – пытливый исследователь, открыватель мира. Исследовательская деятельность идёт от самого ребёнка, с первых дней его жизни и пронизывает все сферы детской жизнедеятельности (приём пищи, игру, сон и пр.). Детское исследование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка.

• ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта

Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста : «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка».

Таким образом, за основу мы взяли определение А. Н. Поддъякова, который под исследовательской деятельностью понимает особый способ духовно-практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях, а также это совместная работа взрослого и ребенка, направленная на решение познавательных задач, возникающих в учебной деятельности, повседневной жизни, игре, в процессе познания мира.

В своей работе мы столкнулись со следующими проблемами: ребенок не умеет ставить вопросы, давать определение понятиям, испытывает затруднения в классификации, не имеет навыка в проведении эксперимента, не умеет делать умозаключения и выводы, объяснять, доказывать.

Очень часто в нашей педагогической практике возникает противоречие между желанием ребенка самостоятельно осваивать и пополнять свои знания и стремлением взрослого передать ребенку уже готовые истины.

Из опыта Касьянчик С. П. мы выделили педагогическую ценность технологии познавательного исследования – активизировать деятельность детей, придав ей творческий, исследовательский характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей деятельности.

Наш проект методической деятельности направлен на решение следующих задач:

1. формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.

2. развивать собственный познавательный опыт в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, модулей).

3. расширять перспективы развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность и самостоятельность.

Чтобы реализовать все задачи, мы изменили свою позицию по отношению к детям, мы сотрудничаем с детьми на равных, а это делает детей более ответственными и самостоятельными.

Участники нашей творческой группы ищут новые формы, приемы, методы, способствующие решению вышеперечисленных проблем. Мы считаем, что включение в образовательную практику метода исследовательского обучения А. И. Савенкова и технологии познавательного исследования Н. Коротковой помогут нам устранить данное противоречие и решить вышеперечисленные проблемы.

Сравнивая представленный опыт наставника с собственными наработками, мы выявили сходство и различие в применении форм, методов и средств организации педагогического процесса.

Так Касьянчик С. П. использует исследовательский метод обучения А. И. Савенкова, а мы практикуем проектный метод обучения. Многие педагоги часто рассматривают эти методы как синонимичные. Нам удалось выделить сходство и существенную разницу между ними. Исследовательский метод обучения и проектный направлены на развитие творческих способностей детей, приобретение ими новых знаний, умений, навыков и способов обработки полученного материала. Но проектирование – это не творчество в полной мере, это творчество по плану в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование – путь воспитания истинных творцов. В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально более свободна, практически не регламентирована какими-либо внешними установками. Она гораздо более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

В своей педагогической работе мы используем следующие формы организации детской деятельности :

• экспериментирование;

• путешествие по географической карте, по окрестностям, по «реке времени»;

• коллекционирование;

• научный поиск;

• выполнение проекта

Черным цветом мы выделили те формы организации детской деятельности, которые использует и наставник, и члены нашей творческой группы. Красным цветом обозначили новую для нас форму, которую мы будем реализовывать в дальнейшей практике. И зеленым цветом обозначили нашу форму организации детской деятельности, т. к. считаем, что, выполняя различные проекты, ребенок совершенствует навыки введения исследовательской деятельности.

Методы нашей работы предполагают использование таких средств обучения как :

• метки-символы;

• блокнот исследователя;

• классификационные таблицы;

• сигнальные карточки;

• схемы (круговорот воды в природе и т. п.)

• модели (модель солнечной системы);

• календари наблюдений в природе

Черным цветом отметили те средства обучения, которые использует и наставник, и члены нашей творческой группы. Красный цвет обозначает новые для нас средства обучения, которые мы планируем использовать в своей практической деятельности. Зеленым цветом обозначили те средства, которые практикуем сами и, о которых не упоминает наставник.

Представленная педагогическая технология познавательного исследования может быть реализована нами в процессе всех видов детской деятельности, так как исследование пронизывает все сферы детской жизнедеятельности.

Знания и навыки дети должны получать не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий и в самостоятельной деятельности. Например: каждый год, готовясь к выставке поделок из природного материала, который заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, жёлуди, семена растений и др. Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок из него положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные ими картины, панно пока ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения.

Так появляются забавный змей из сухой ветки, крокодил Гена и Чебурашка, Баба Яга и избушка на курьих ножках. Свои впечатления от экскурсий, прогулок ребята выражают и в своих рисунках. Они изображают то, что им больше всего понравилось. Всё это повышает интерес детей к наблюдениям, заставляет ещё раз, теперь уже мысленно, побывать в знакомых местах.

Творческий процесс завлекает детей. Когда на занятиях, мы видим глаза детей, которые блестят от восторга, слышим их смех, отмечаем, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все запреты стандартного рисования, мы испытываем восторг. Когда-то видный педагог Е. А. Флерина писала: "взяв кисть из банки с красной краской, нельзя её класть в другую краску, прорисовав, её нужно положить обратно и взять кисть из другой банки, или же промыть кисть водой и вытереть, нельзя мазать стол, руки, лицо и т. п. ". А мы возражаем, нужно мазать, и не только пальчики, но и ладошки, носик, ступни, и тогда, наши рисунки " оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру, и медузы на дне океана затеют игру". Таким образом, чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Следовательно, расширяются его представления, позволяющие ему сравнивать, различать, активно размышлять и сомневаться. Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.

Мы считаем, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремимся учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь", - гласит восточная мудрость.

Тесная связь исследовательского поведения и творчества представляется очевидной, однако это не снимает задачу более подробного рассмотрения их взаимодействия. Мы привыкли считать, что исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное, а потому деятельность исследователя обычно квалифицируется как деятельность творческая. И сам исследователь, по этой логике, безусловно – творец. Природа исследовательского поведения, как и творчества в целом, едина, а потому с точки зрения психологии не имеет значения, чем занимается творец : изучает движение небесных тел или законы развития живых организмов, снимает фильмы или дирижирует оркестром, пишет картины и книги, руководит производством или разрабатывает новые компьютеры. В наших повседневных представлениях исследователем обычно именуется тот, кто ведет научный поиск. Но стремление делать шаги в неизведанное характерно не только для тех, кто занимается наукой. Они также свойственны тем, кто занят искусством, и, конечно, они делаются теми, чье призвание – практическая деятельность : политика, экономика, военное дело. Стремление к исследовательскому поведению и исследовательские способности – универсальные характеристики творца. Это стремление – важнейший симптом и одновременно залог развития и саморазвития личности. И творчество, и исследовательское поведение не могут быть ограничены определенной профессиональной областью, и то и другое необходимо во всех сферах деятельности и в повседневной жизни любого человека.

Развитие способности детей исследовать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым педагог предлагает знакомить детей (температура, жидкость, твердое тело, движение, свет, звук и т. д., экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования. В итоге можно сделать вывод, что основополагающие законы природы выводятся ребенком самостоятельно, как результат постановки опыта.

В исследовании достаточно четко представлен момент саморазвития : преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Итак, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т. д.

В. С. Ротенберг утверждал, что «…творчество – это разновидность поисковой деятельности». Поисковая активность выступает движущей силой саморазвития индивида.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация - это один из любимых детьми видов изобразительной деятельности, детей радует яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение.

Аппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗАппликация как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ Дети с ОВЗ проявляют большой интерес к продуктивным видам деятельности, и аппликация всегда, вызывает интерес и оживление у ребёнка.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Кинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возрастаКинетический песок как средство для развития творческих способностей детей младшего возраста Летом все дети любят играть с песком в песочнице, на берегу моря или реки. К сожалению, в зимнее время куличики из песка не испечешь и замки.

Лепбук — как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Лепбук - как средство развития изобразительных способностей детей старшего дошкольного возраста. Одной из задач педагога является развитие.

Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Нетрадиционная техника в лепке как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Мир будет счастлив только тогда,.

Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: обществу на современном этапе.

Лэпбук-как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы на основе использования лэпбука. Задачи:.

Выступление на пед. совете на тему «Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Актуальность темы нашего исследования связана с тем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 июня 2017 в 16:28
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД