МААМ-картинки

Исследовательская работа «Музыка — лекарство для души. Музыкотерапия»

вероника георгиева
Исследовательская работа «Музыка — лекарство для души. Музыкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы

Исследовательский работа.

«Музыка – лекарство для души. Музыкотерапия

1. Музыкотерапия и ее начало

2. Музыкотерапия и ее виды. Эффект «Моцарта»

3. Здоровье человека и воздействие на него музыки в зависимости от стилей и направлений

Публикация «Исследовательская работа „Музыка — лекарство для души, Музыкотерапия“» размещена в разделах

4. Анкетирование.

5. Взаимосвязь стилей музыки и характера человека

6. Проведение экспериментов и составление рекомендаций

Заключение

Люди с давних времен поклоняются музыке. Еще до того, как

появилась музыка в современном ее понимании, человек был окружен

всевозможными звуками природы. С их помощью он познавал мир и мог

оценить окружающую его обстановку.

У каждого человека есть свои любимые мелодии, а прослушивание

музыкальных произведений, самое распространенное хобби в мире.

Очень много людей, которые начинают и заканчивают свой день с

прослушивания музыки.

Тема исследовательской работы актуальной, ведь музыка существовала,

и будет существовать всегда. Она является неотъемлемой частью жизни

человека, даже больше – музыка является частью человеческой души.

Прослушивание музыки – это не только приятное

времяпрепровождение, но и метод, используемый в качестве лечебного

средства, или музыкотерапия.

Музыкотерапия уже давно используется для лечения заболеваний у

людей, ведь музыка влияет на здоровье, на настроение и на поведение

человека.

Цель:

изучение действия музыки на организм человека.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения музыкотерапии.

2. Рассмотреть ее виды.

3. Выявить воздействие музыки на здоровье человека в зависимости от

стилей и направлений.

5. Провести анкетирование по полученным результатам.

Гипотеза:

музыка – это благородное лекарство для человека.

Объект исследования :

музыкотерапия.

Предмет исследования :

влияние музыкотерапии на человека.

Методы исследования :

Анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.

Планируемые результаты:

выявление воздействия музыки и её направлений на человека.

Музыкотерапия и ее начало

Музыкотерапия — это контролируемое использование музыки в

лечении, реабилитации людей, страдающих от различных

заболеваний.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в

переводе означает «исцеление музыкой». Большинство ученых и врачей

считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии,

средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных

терапевтических методов.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Музыкально –

медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств,

заболеваний сердечно – сосудистой системы. Понятие «Музыкальная

терапия» родилось в середине ХХ века.

Установлено, что музыка влияет на интеллектуальное развитие. Не

случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки

музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

Музыкой можно ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Об этом

свидетельствуют древнейшие документы, дошедшие до нас. Писали о

целебной силе музыкального воздействия, и античные философы Пифагор,

Аристотель, Платон, Плутарх. Пифагор вообще рекомендовал музыку как

панацею для тела и души.

Музыка — могущественный источник энергии, который влияет на

эмоциональный мир человека, пробуждая в нём всё прекрасное, делая его

чище и добрее. Бессмертные произведения великих композиторов Моцарта,

Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические

процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление

О воспитательной роли музыки писали многие музыканты, педагоги,

учёные и философы. Ещё в Древней Греции было отмечено эстетическое и

воспитательное влияние музыки на человека, которой отводилась роль

учителя, воспитывающего душу.

Считалось, что с помощью определённой музыки можно воспитать

мудрость, мужество и другие качества характера. Во все времена музыка

воспринималась как атрибут культуры и воспитательного процесса детей,

которым взрослые стремились привить понятия о красоте и гармонии мира.

Музыкотерапия и ее виды. Эффект «Моцарта».

Различают три основные формы музыкотерапии : пассивную

(рецептивную, активную, интегративную (объединенную).

Пассивная (рецептивная) музыкотерапия отличается тем, что пациент

в процессе музык терапевтического сеанса не принимает в нём активного

участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать

различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные

звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу

лечения.

Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе

с музыкальным материалом : например, инструментальная игра (флейта,

различные ударные или клавишные инструменты, пение.

Интегративная (объединённая) музыкотерапия наряду с музыкой

задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку,

музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под

музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки

и другие творческие формы.

Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются

индивидуально.

В музыкотерапии различают две фазы :

ретроспективную и проспективную.

Задача ретроспективной фазы – натолкнуть участника на переживание

необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта.

Слушая музыку, человек должен войти в противоречие со своей внутренней жизнью,своими переживаниями. Конфликты, которые до этого были неосознанные человеком, преобразуются в конкретные представления.

В проспективной фазе возможны два направления.

Первое основывается на снятии психического напряжения, которое обычно

выражается мышечным напряжением. Второе направление предполагает

развитие потребности в слушании музыки, расширении круга переживаний и

стабилизации самочувствия человека.

Специалисты по музыкотерапии считают произведения Моцарта

феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Существует

такое понятие, как «эффект Моцарта». Учёные провели эксперимент, и

установили, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех

участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому

она не нравится. В ходе эксперимента ученые так же установили, что:

Ученики под музыкальное сопровождение произведений Моцарта более

внимательно слушают и эффективнее запоминают новый материал

Музыка Моцарта обладает универсальным расслабляющим эффектом,

поэтому она является эффективным средством помощи тревожным детям.

Звуки музыки Моцарта укрепляют микроскопические мышцы среднего

уха, улучшая слух.

Музыка Моцарта улучшает память и стимулирует мышление

Произведения Моцарта рекомендуются для снятия головной боли, а также

во время восстановительного периода, например, после экзаменов,

контрольных работ, конфликтов.

Музыка Моцарта вызывает у детей прилив творческих сил, приводя к

повышению деятельности на 40-50%.

Здоровье человека и воздействие на него музыки в зависимости от стилей и направлений.

Поп-музыка, пожалуй, это единственный стиль музыки, который

совсем не влияет на человека. Такую музыку включают чаще всего для того,

чтобы создать фон. Обычно любителями такой музыки являются люди,

которые привыкли относиться к жизни с лёгкостью. Большая часть событий в

их жизни является всего лишь фоном для чего-то более важного, как и их

любимая музыка.

Джаз – очень уникальный и самобытный стиль, он не оказывает

никакого негативного влияния на психику. Под звуки джаза человек просто

расслабляется и получает удовольствие от музыки, которая как волны океана

накатывает на берег и оказывает положительное влияние.

Ученые одного из медицинских институтов провели исследования по

поводу влияния джаза на самого музыканта, исполняющего мелодию, в

особенности импровизационную игру. Когда джазмен импровизирует, его

мозг отключает некоторые области, а некоторые наоборот активизирует,

попутно музыкант погружается в некий транс, в нём он с лёгкостью творит

музыку, ранее которую никогда не слышал и не играл. Так что джаз

оказывает влияние не только на психику слушателя, но ещё и на самого

музыканта, исполняющего некую импровизацию.

Рэп музыка способна поднять настроение, вызвать желание

общаться с другими людьми, подтолкнуть к активным действиям.

Наиболее свойственна склонность к рэпу людям в подростковом

возрасте. Агрессивные треки воспринимаются подростком как символ бунта

и противопоставления себя окружающему миру. Очень часто поклонниками

рэпа и хип-хопа становятся люди, которые не могут найти пути для

самовыражения.

Научные исследования говорят о том, что во время рок-концертов

человек теряет самообладание и впадает в состояние транса. Были случаи,

когда переизбыток высоких или низких частот серьёзно травмировал мозг.

На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, временная потеря слуха

и памяти. Исследования показали, что подростки, после получасового

пребывания на дискотеке, часто теряют над собой контроль.

Но, по мнению психологов, тяжёлая музыка благоприятно влияет на

людей, особенно - подростков, помогает справиться с напряжением и

давлением. Согласно проведённым среди подростков исследованиям,

большинство отличников предпочитают именно рок, а это опровергает

теорию об ухудшении памяти.

Также психологи считают, что предпочтение тяжёлой музыке часто

отдают люди с богатым внутренним миром, интересные в общении. Они

довольно амбициозны, а иногда склонны проявить агрессию, но в то же

время ценят искренние отношения с людьми.

Считается, что классическая музыка наиболее благотворно, чем любая

другая, влияет на организм человека и его психоэмоциональное состояние.

Специалисты утверждают, что в большинстве классических произведений

содержится огромный заряд положительной энергии, которая благотворно

влияет на сердечно-сосудистую, нервную и даже пищеварительную системы.

Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка – анальгетик в

мире звуков. Наибольший эффект на человека оказывают мелодии Моцарта.

Таким образом, в результате теоретического этапа мы узнали историю

музыкотерапии, ее виды и фазы. Также ознакомились с влиянием различных

стилей музыки на организм человека.

По данному материалу можно сделать следующие выводы:

- музыка способна порождать особую энергетику множественного

воздействия;

- музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе

оздоровительной;

- терапевтические возможности музыкального искусства известны с

древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.

Анкетирование.

Было проведено анкетирование, целью которого было проанализировать, какие стили музыки наиболее популярны у детей.

Анкета:

1. Любишь ли ты слушать музыку?

2. Любимый стиль музыки?

3. Согласны ли вы с тем, что музыка может влиять на организм человека?

4. Как классическая музыка влияет на твой кругозор?

Взаимосвязь стилей музыки и характера человека

По результатам анкетирования, мы можем рассмотреть связь между характером человека и его любимым стилем музыки.

Первый пример:

любимый стиль - поп-музыка. В различных источниках написано, что если человек слушает, например, Селену Гомес то есть вероятность, что это честный и открытый человек. Любители данного стиля обладают высокой самооценкой, они трудолюбивы, общительны. И правда, девушка очень общительная, трудолюбивая, душа компании. Она знает себе цену и не дает себя обижать.

Второй пример:

нет любимого стиля, но часто слушает классическую музыку. В источниках написано, что любитель классической музыки имеет тихий характер. Он интроверт, творческая личность с адекватной самооценкой. Ценители этой музыки часто замкнуты, однако находятся в гармонии с окружающим миром и собой. И правда, мой одноклассник иногда бывает замкнут в себе; он прекрасно рисует и умеет играть на гитаре.

Третий пример:

любимый стиль-рок музыка. В источниках сказано, что для любителей рок-музык характерен, как ни странно, мягкий характер. Несмотря на грубый имидж, такие люди очень приветливы, общительны, всегда придут на помощь.

Рассмотрев несколько примеров, а также прочитав дополнительные

источники информации мы можем убедиться, что характер человека связан с

предпочтениями в музыке. Можно многое узнать о людях, лишь зная, какой

они предпочитают стиль музыки.

Эксперимент

Влияние различных стилей музыки на организм и поведение человека.

Влияние классической музыки.

Перед проведением эксперимента, замерили пульс у детей.

Затем дали прослушать произведения классической музыки, и снова измерили пульс детей.

Вывод: у большинства пульс не изменился. А у некоторых стал даже

спокойнее.

Впечатления детей: музыка светлая, спокойная, нежная.

Влияние поп-музыки.

Включили несколько популярных современных мелодий. Было заметно, как у всех приподнялось настроение, на лицах многих появилась улыбка, некоторые даже начали пританцовывать на местах. После выключения мелодий мы повторно измерили пульс.

Вывод: пульс участился, но незначительно, у многих улучшилось настроение.

Впечатления детей: музыка весёлая, лёгкая, хочется танцевать и

подпевать.

Влияние рок-музыки.

Включили несколько композиций тяжёлого рока.

Вывод: пульс у детей участился, поведение некоторых стало развязным, а некоторые просто затыкали уши во время прослушивания.

Впечатления детей: музыка давит на мозги, возбуждает, бесит, болит голова.

Вывод:

проведенный эксперимент доказал, что различные стили музыки могут по-разному влиять на поведение и настроение человека.

Эксперимент

Влияние классической музыки на умственные способности у детей.

Для второго эксперимента мы выбрали детей и разбили на группы. Составили варианта задач, а также подобрали композиции классической музыки Моцарта, Шопена, Баха, Бетховена.

Каждая группа участвовала в эксперименте по несколько раза.

Первый раз –выполняли задания на логическое мышление в полной тишине.

Второй раз – решали рисовали во время проигрывания классической музыки.

Вывод:

классическая музыка положительно влияет на умственную деятельность учащихся, улучшает память, помогает сосредоточиться.

Рекомендации по использованию музыкотерапии :

Музыка помогает только тогда, когда ее слушают, а не просто обеспечивают тревожным мыслям музыкальное сопровождение. Музыка должна как бы проходить сквозь человека, всецело заполняя сознание и мысли.

Регулируйте громкость! Даже стимулирующую музыку не стоит включать на всю катушку – это опять-таки раздражает и напрягает организм.

Даже если вы не обнаружили любимую музыку в списках, но звучащая мелодия будит приятные чувства и воспоминания, это обязательно благотворно отразится на вашем состоянии.

Слушая музыку, всегда представляйте, что она звучит только для вас.

Если у вас не так много свободного времени, достаточно выделить на

это несколько минут в день, желательно вечером. Даже они окажут на

вас положительное влияние. Меняя репертуар, уже через месяц вы

ощутите, что стали увереннее и спокойнее.

Слушайте, пойте и будьте здоровы!

Заключение.

В результате работы сделаны следующие выводы:

- терапевтические возможности музыкального искусства известны с

древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время;

- музыкотерапия является интереснейшим и перспективным

направлением, которое используют во многих странах в лечебных и

оздоровительных целях;

- музыка оказывает заметное воздействие на частоту пульса, кровяное

давление, поведение и настроение, стимулирует появление эмоций;

- улучшает вербальные, арифметические и логические способности;

- стимулирует процессы восприятия и памяти;

- активизирует творческое мышление.

После проведения экспериментов, можно с уверенностью сказать, что

произведения различных музыкальных стилей действительно по-разному

влияют на эмоциональное состояние человека; а классическая музыка

особенно положительно влияет на умственную деятельность и поведение

школьников.

Итак, полезна ли музыкотерапия для здоровья человека?

После проведения исследовательской работы, у нас не осталось сомнений, что значение музыки и ее воздействие на человека очень велико. Музыка – как метод терапии воздействует на самые глубокие процессы в организме,

укрепляет защитные силы, освобождает сознание от «психического мусора»,

напитывает положительной энергетикой жизненные силы.

Слушайте музыку и будьте здоровы!

Публикации по теме:

Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос»Детская исследовательская работа «Мой замечательный нос» Автор: С. Дарья воспитанница подготовительной группы Руководитель: Шарова Валентина Николаевна воспитатель высшей квалификационной категории.

Исследовательская работа «Близко к сердцу» Управление народного образования администрации Каракулинского района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Галановский.

Исследовательская работа учащегося 3 класса «Я и моё имя» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя Общеобразовательная Школа №7» села Долиновка Новоселицкого района Ставропольского.

Исследовательская работа «Мыльная история»Исследовательская работа «Мыльная история» Паспорт проекта Тип проекта: познавательно – исследовательский Продолжительность проекта: краткосрочный (с 06.12.2021 по 17.12.2021).

Исследовательская работа «Наш любимый снеговик»Исследовательская работа «Наш любимый снеговик» Мы его слепили сами: Разукрасили углями, Сделали ему животик, Улыбающийся ротик, Нос – морковка, глазки – льдинки. На протоптанной тропинке.

Исследовательская работа «О вреде пыли» Исследовательская работа «О вреде пыли» Участник: Еремина Анна (6 лет) Руководитель: Харитонова Наталья Геннадьевна (воспитатель) МБДОУ.

Исследовательская работа «Живая аптека» Слайд 1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, меня зовут – Кокина Ангелина, мне 6 лет. Я хожу в детский сад «Гвоздика». Сегодня я хотела бы.

Консультация для родителей «Классическая музыка — «лекарство» для всей семьи» Учёными доказано, что классическая музыка благотворно влияет на организм человека. Еще в древности медики полагали, что музыка способна.

Конспект мастер-класса для воспитателей «Музыкотерапия: музыка как лекарство» Цель: ознакомление с музыкотерапией как средством здоровьесбережения детей и взрослых. Задачи: • Показать, как музыка воздействует на человека.

Эссе «Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Работа с детьми с ОВЗ»Эссе «Жизнь в педагогической профессии — это неустанный труд души. Работа с детьми с ОВЗ» XXI век можно назвать временем переосмысления человеком своего места и роли в мире. Наблюдается тенденция развития таких процессов, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Музыка — лекарство для души. Музыкотерапия»
Опубликовано: 13 января 2023 в 11:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа «Музыка — лекарство для души. Музыкотерапия»» (включая файлы) размещена пользователем вероника георгиева (УИ 1054274) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД