Дежевая Виктория Сергеевна
Исследовательская работа «Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ «ОБЩЕНИЕ», «КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ», «КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ», «СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ»
Публикация «Исследовательская работа „Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Исследовательская деятельность
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
ФГОС ДО сохраняет и поддерживает возможности интеграции, но добавляет к ним новые ориентиры (акценты, стимулируя достижение нового, более высокого качества дошкольного образования. С нашей точки зрения, относительно интеграции образовательных областей, ориентиры состоят в следующем: она должна включать не только интеграцию целей, содержания, методов и приемов работы, но ориентироваться на достижение ведущей цели образовательной программы согласно ФГОС ДО: «создание условий для развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». Другими словами, обеспечение позитивной социализации дошкольника, его личностного развития (включая развитие детской инициативы и творческих способностей, а ведущими средствами – сотрудничество со взрослыми и сверстниками, а также организация соответствующих возрасту видов деятельности. Стандарт ориентирует нас на обеспечение индивидуализации развития ребёнка, отсюда в интеграционных процессах должно рассматриваться также создание условий для развития ребё нка как активного субъекта воспитательно-образовательного процесса: его активности, самостоятельности, инициативы, творчества и ответственности. Если в этом контексте вспомнить известный принцип холизма «целое всегда нечто большее, чем простая сумма его частей», то можно понять, что интеграция образовательных областей в условиях ФГОС ДО – это действительно особый, качественно иной вид объединения. [2, с. 63]
Именно такое понимание принципа интеграции закладывается нами в осуществление образовательной деятельности ДОО. Исходя из того, что важным направлением социально-коммуникативного развития является развитие общения и взаимодействия ребёнка со сверстниками, формирование его готовности к совместной деятельности, а значимым целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования – активное взаимодействия старшего дошкольника с сверстниками и взрослыми, умение договариваться и сотрудничать с ними, в центре нашего педагогического внимания оказалось развитие у дошкольников умение взаимодействовать в паре и в группе сверстников. Значимость этого умения в жизни взрослого чрезвычайно существенна, поскольку большинство видов деятельности человека (игра, учеба, труд, общение) протекает в парах или группах.
А. Г Асмолов определяет коммуникативные умения, как умения непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации, умения общения. [А. Г. Асмолов] Коммуникативная компетентность – это умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, способность устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, умение определять целим. [2, с. 56]
Коммуникативное социальное развитие, по мнению Г. В Бурминской включает в себя формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений; строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. [6, с. 75]
По мнению В. В Давыдов доктора психологических наук, профессора, дошкольный возраст - это значимый период в жизни ребенка, который выделился учеными исторически сравнительно недавно. Безусловно, этот период стал выделяться с появлением системы всеобщего и обязательного среднего образования. Сущность среднего общего образования и его задачи еще окончательно не сформировались, поэтому сложно судить о психологических особенностях дошкольного возраста как начального этапа дошкольного детства, также неуместно рассматривать их неизменными.
По мнению Д. Б. Эльконина, у дошкольника имеется две сферы социальных отношений «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти системы связаны игровой деятельностью. [16, c. 75]
Игровая деятельность дошкольника не влияет на взаимоотношения с родителями, а также отношения внутри детского коллектива не влияют на отношения с родителями. Эти отношения находиться параллельно, они не взаимосвязаны иерархически, важно учесть, что благополучие ребенка зависит от гармонии в семье.
Если рассматривать взаимоотношения в семье, то имеется не равенство, родители выступают «идеальным эталоном», так же и в детском саду, взрослый – воспитатель — это эталон, в школе же в учители воплощены требования общества, где существуют общие правила как в поведении, так и в оценивании знаний и умений. Например, в дореволюционной школе учитель играл роль представителя государства не только по своей функции, но и по стилю одежды. В любую эпоху в школе необходима система четко определенных отношений, основанных на принятых правилах. Выстроить данную систему отношений нелегко. По мнению Гегеля, приход в школу - это приведение человека к общественной норме. В свою очередь Д. Б. Эльконин отмечал в школе одни правила для всех, младших школьник очень восприимчив к поведению учителя, и, если у учителя появляется «любимчик». То авторитет в глазах ребенка теряется неизбежно. Стоит отметить, что дети, которые впервые пришли в детский сад стараются строго следовать правилам воспитателя, и если воспитатель по отношению к правилу допускает лояльность, то правило разрушается. Ребенок начинает относиться к другому ребенку с позиции той, как этот ребенок относится к правилу, который вводит учитель, появляются «ябеды». [1, c. 85]
Система отношений «ребенок – воспитатель» пронизывает всю жизнь ребенка и откладывает отпечаток на его дальнейшую судьбу. Детский сад является неотъемлемым фундаментом для становления личности ребенка. Следовательно, особое внимание в процессе развития ребенка необходимо уделять коммуникации, так как именно общение ребёнка с родителями, воспитателями, сверстниками способствует формированию регуляции деятельности. Процесс общения, способы, содержание формируют у дошкольника картину мира, отношение к себе. Таким образом, затруднения коммуникативного характера или несформированность коммуникативных умений, которые можно наблюдать в детском саду, и об этом свидетельствуют исследования И. Н Агафонов, А. Ф. Ануфриева, Э. И Александрова, Г. В. Бурменской, и других, влекут за собой не только трудности в усвоении материала, но и в личностном развитии ребёнка. [1, c. 77]
Организация и планирование учебного сотрудничества с воспитателем и сверстниками по мнению В. Ю Разуваева влепляет следующие аспекты: определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы; обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность); разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать; умение работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы; умения устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу через анализ её условий Безусловно, для достижения продуктивной коммуникации необходимо следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества. Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других (напр., эмоциональная поддержка партнёров в процессе достижения общей цели совместной деятельности); стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания, способность к эмпатии. [8, c. 22]
С. В. Дьячкова в своих трудах выделяет речевые действия как средства регуляции собственной деятельности, к которым относятся следующие аспекты. Использование адекватных языковых средств для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира; речевое отображение (описание, объяснение) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки (планирование, контроль, оценка) в предметно-практической или иной деятельности, как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи (внутреннего говорения, служащей этапом интериоризации; процесса переноса во внутренний план в ходе усвоения новых умственных действий и понятий. [7, c. 26]
В психологической и педагогической литературе часто употребляются как тождественные, термины «коммуникативная компетентность», «коммуникативные навыки» и «коммуникативные умения». Однако следует обозначить разницу между ними.
Под коммуникативными умениями подразумеваются умения, которые связанны с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умением выбрать нужную интонацию, жесты, умением разбираться в других людях, умением сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбрать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения. [3, c. 75]
Коммуникативные навыки чаще всего подразумевают уровень владения знаниями и умениями из лингвистики и риторики (знание и умение правильно использовать в речи различные риторические приёмы, соблюдение норм орфоэпии и т. д.). Эти умения относятся, как правило, к умениям исполнения речи. [3, c. 95]
В термин «коммуникативную компетентность» обычно вкладывают три компонента: эмоционально-мотивационный, когнитивный и поведенческий.
Эмоционально-мотивационный компонент образуют потребности в одобрении собеседником и осознание ценности общения и цели.
В когнитивный компонент входит общественное восприятие, воображение и мышление, рефлексивные и аналитические способности личности. В когнитивный компонент включены знания из области взаимодействия людей и особые психологические знания, полученные в результате обучения, социально-перцептивные способности, характеристики личности, включающие коммуникативный потенциал личности.
Поведенческий компонент представляет собой всю наблюдаемую деятельность дошкольников, которая имеет социальное значение, вне зависимости от того, какой конкретно она носит характер.
Итак, рассмотрев понятия «общение», «коммуникативные умения и навыки», «коммуникативное развитие», «социальные отношения» можем сделать вывод, что данные определения связанны с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека, умением выбрать нужную интонацию, жесты, сопереживать собеседнику, предугадать реакцию собеседника. Далее мы выполним анализ программного содержания Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ОДНОГО ИЗ СРЕДСТВ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Коммуникативные игры - важное условие нормального психологического развития ребенка, это средство социализации дошкольников. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни в социуме. Коммуникативная компетентность детей дошкольного возраста, включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.
Воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.» С. Т. Шацкий считал игру «жизненной лабораторией». По мнению В. А. Сухомлинского «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.» [15, c.82]
Рассматривая роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольников, необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста в игровой деятельности, согласно Г. М. Бреслав, формируется пространственно-временное смещение, позволяющее не только оценивать ситуацию «чужими глазами», но и в соответствии с этим моделировать данную ситуацию в прошлом и будущем. Благодаря этому складывающийся «образ мира» во многом определяет ожидания ребенка в отношении своей собственной жизни, служит ее своеобразной моделью. Став взрослым, он в соответствии с этой моделью создает свою семью и систему взаимоотношений с внешним миром, повторяя проигранный социокультурный цикл и примеряя к себе наиболее понравившиеся роли. Образ мира, который формируется в старшем дошкольном возрасте, определяет его гармоничность или не гармоничность. [5, c. 21]
Игру необходимо использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.
Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений :
- реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
- рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
- коллективный характер игр на основе добровольного участия детей;
отсутствие соревновательности в играх.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, и она является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных навыков дошкольников, предлагаю подборку игр, которые помогают детям учиться общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные игры педагоги включают в повседневную работу, как средство социализации дошкольников.
В процессе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста особую роль играет сюжетно-ролевая игра. Ценность ее как средства и действенного метода воспитания состоит в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели. В ролевой игре отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного воспитания, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы «взрослого» общества. Сюжетно-ролевая игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований:
действие в воображаемом плане (развитие символической функции, наличие воображаемой ситуации, формирование плана представлений);
умение ребенка определенным образом ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение;
формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми (согласование действий).
Вместе с тем в современных исследованиях и педагогической практике отмечается, что в последнее время идет тенденция увеличения времени на занятия, как следствие, сокращается время для свободной игровой деятельности, дошкольники не всегда успевают полноценно поиграть. Игра перестает быть центром построения воспитательно-образовательного процесса в ДОО, отходит на второй план. [5, c. 21]
Творческие игры, развиваемые самими детьми, имеют особое значение для воспитания. В них наиболее полно формируется личность ребенка. Творческая игра влияет на ребенка всесторонне; она является первой ступенью в самостоятельном общении ребенка с другими детьми. В игре ребенок входит в коллектив ровесников, который начинает определенным образом влиять на его развитие. В силу особой привлекательности игры дошкольники оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни.
По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущими любой самостоятельной деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата, что является основным для формирования социально-нравственных качеств. На данном этапе использовались прямые указания взрослого выполнить работу, комплексные занятия по ознакомлению с нравственными нормами и правилами поведения на материале художественной литературы, иллюстраций, наблюдения, игры с правилами.
При помощи игр с правилами можно решать самые разные задачи, направленные на:
развитие способностей детей познавать себя и других людей («Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» и другие);
развитие эмоциональной осведомленности: «Цветовое настроение», «Маски», «Мы артисты» и другие; 23 овладение детьми невербальными средствами общения : «Угадай кто я», «Зоопарк», «Скульптор», «Где мы были вам не скажем, а что делали – покажем» и другие;
овладение детьми вербальными средствами общения «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор», игра интонациями;
направленные на овладение правилами пользования речью в различных социальных ситуациях «Разговор по телефону», «Как нам быть», «Как с тобой разговаривают» [5, c. 22-23]
Игры на развитие внимания к другим людям способствуют развитию умения детей проявлять внимательность к другим людям, концентрироваться на других людях, что является важным умением для застенчивых детей.
Игры :
• «Сломанный телефон»;
• «Сломанный телевизор»;
• «Кто спрятался?»;
• «Чей предмет?»
Игры для повышения детской самооценки.
Побуждают детей говорить друг другу комплименты, что способствует созданию и укреплению товарищеских отношений в коллективе. Несомненно, все дети любят слушать предназначенные для них комплименты, это повышает их настроение и придает чувство собственной значимости.
Игры и упражнения на развитие речи способствуют развитию языка жестов, мимики и пантомимики. Они помогают понять, что кроме речевых, существуют и другие средства общения. Развитие последних помогает избежать множества комплексов и неуверенности в себе.
К категории этих игр относится практически весь детский фольклор (потешки, песенки, прибаутки, переклички). Детский игровой фольклор можно рассматривать как уникальное средство социального развития ребенка, поскольку он учитывает возрастные психофизиологические особенности ребенка, его интересы и творческие возможности. («Ладушки», «Ай, гугу, не кружись на лугу», «Сорока – белобока» и др.)
Возможность выражать свои мысли и чувства посредством мимики способна заменить нам обычную речь. Использование и постоянное развитие мимических средств позволяет не только лучше понимать своего собеседника, но и приносит определенную живость в общение детей друг с другом.
Для преодоления застенчивости в практике использую игры-пантомимы. Такие игры способствуют сближению воспитанников и устанавливают благоприятный эмоциональный контакт игроков. Это всем известные игры «Где мы были, не скажем – а что делали, покажем», «Через стекло», «Изобрази сказку», «Расскажи стихи без слов». Любима детьми игра «Иностранец», в которой участники изображают иностранцев, незнающих местного языка, а один из игроков должен показать им свои игрушки, дом, пригласить пообедать, естественно, не говоря ни слова.
В играх: «Сломанный телевизор», «Чей предмет», «Что изменилось», «Эхо», «Зеркало» дети учатся проявлять внимательность к другим людям, замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонации своих сверстников. Игра «Испорченный телефон» направлена на понимание важности правильной грамотной речи для общения с собеседником.
Для формирования положительных навыков общения необходимо развивать в детях эмоциональное восприятие окружающего. Эмоции – одна из составляющих частей человеческой натуры. Они - отражение индивидуальности ребенка, его внутреннего состояния (грусть, радость, удивление, гнев, отвращение, страх). Доминирование отдельных эмоций у ребенка определяет характер его поощрения. Воспитание способно ослабить отрицательное эмоциональное восприятие у детей, а положительное, наоборот, усилить.
Таким образом, использование коммуникативных игр в детском саду способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим - факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.