Исследовательская работа «Мы в ответе за тех, кого приручили» на участие в НОУ «Зерде»

Айна Смагулова
Исследовательская работа «Мы в ответе за тех, кого приручили» на участие в НОУ «Зерде»

Оглавление

1. Аннотация исследовательской работы стр 2

2. Введение стр 3

3. Из истории зоотерапии стр 4-6

4. Виды зоотерапии стр 6- 12

5. Осуществление зоотерапии в нашем городе стр 13-16

6. Опрос общественного мнения стр 16- 18

7. Заключение стр 18- 19

8. Список изученной литературы стр 20

Аннотация исследовательской работы

В работе изложены сведения из истории зоотерапии, а также о видах зоотерапии, применяемых в мире. Приведены доводы о положительном воздействии животных на человека. Подведены и проанализированы результаты опроса участников клуба юных защитников животных «Верный друг». Обоснована необходимость широкого применения зоотерапии как психоэмоционального и физиологического фактора реабилитации людей с ограниченными возможностями.

Введение

На какие только шаги не идёт человечество для того, чтобы сохранить своё здоровье и найти исцеление от своих недугов. Одним из таких направлений в медицине, где человек пытается найти выздоровление, обращаясь за помощью к братьям нашим меньшим, стала зоотерапия. Зоотерапия – на самом деле достаточно древнее направление в медицине. Еще в древнем Китае мудрецы говорили о том, что поскольку животное испытывает главные пять чувств, которые испытывает человек – это голод, жажда, страх, боль и любовь, именно поэтому животное может помочь человеку и понять его, и даже вылечить. Но кому особенно показана такая терапия, какие заболевания она лечит и есть ли у неё противопоказания?

Эти вопросы отражают актуальность моего исследования.

Целью является доказать, что общение с животными оказывает положительный терапевтический и эмоциональный эффект на человека.

Считаю, что результаты моего исследования могут быть полезны нашему обществу. Для достижения этих целей я поставил перед собой задачи:

1. Изучить историю зоотерапии;

2. Изучить виды зоотерапии;

3. Содействовать в качестве волонтера и участника клуба защитников животных в организации зоотерапии для детей с ДЦП;

4. Провести общественный опрос о влиянии животных на психологическое и физическое состояние человека;

5. Доказать, что применение зоотерапии в жизни человека имеет положительный эффект.

Из истории зоотерапии

Термин Пет-терапия (англ. pettherapy, от англ. pet— обобщенное название домашних животных, дословно «любимое животное» или англ. animalassistedtherapy) так называют терапию больных с помощью животных (собак, лошадей, дельфинов, кроликов, кошек, птиц и пр.) появился сравнительно недавно. В СНГ пет-терапия больше известна под названием зоотерапия или анималотерапия (от лат. animal — животное).

Зоотерапия – на самом деле достаточно древнее направление в медицине. Так, в древней Иудее, с особым благоговением относились к домашней птице, которая помогала достигнуть скорейшего выздоровления, а вот в Греции даже верили, что психические расстройства нервной системы лучше всего лечатся конными прогулками.

Затем зоотерапия была предана забвению, чтобы вновь возродиться уже в конце восемнадцатого века. Именно тогда, в одной из английских психиатрических лечебниц было создано специальное отделение, где параллельно с лекарственными препаратами и медицинскими процедурами, больные имели возможность общаться с животными. Это были кошки и собаки, птицы и кролики. У людей с психическими расстройствами наблюдалось улучшение общего состояния и прояснение сознания, осознание того, что они заботятся о ком –то, кто слабее их, кто нуждается в их помощи, придавало этим людям силу и надежду на выздоровление.

В 1964 году американским детским психиатром была даже издана книга, в которой Борис Левинсон рассказывал о том, как общение с собакой помогло мальчику –аутисту, если не полностью исцелиться, то стать более адаптированным к окружающему миру и общению с людьми. Положительная динамика и выздоровление этого мальчика дали толчок доктору для внедрения в свою практику зоотерапии. Положительные отзывы о таком лечении, динамика выздоровлений вновь сделали зоотерапию популярной и востребованной, и в конце восьмидесятых годов терапия общения с животными стала применяться для лечения многих нервных расстройств и депрессий.

Психологами из университета Оклахомы были сделаны сенсационные открытия – владельцы домашних животных отличаются большей степенью коммуникабельности и социальной активности, чем те люди, которые избегают общения с животными. Английские учёные заявили, что зоотерапия – помогает понизить

артериальное давление. А калифорнийские врачи сообщили о том,

что продолжительность жизни тех людей, кто держит дома домашних любимцев – на десять лет больше, и такие люди меньше болеют.

Зоотерапия эффективна и полезна для здоровья человека, хотя науке до конца не известны её механизмы действия. Одной из гипотез лечебного эффекта была выдвинута версия, что во время тактильного контакта между человеком и животным происходит обмен энергией, животное забирает негативную энергию, а вместе с нею болезнь, отдавая человеку взамен здоровье. Не секрет, что животные очень тонкие психологи, которые безошибочно определяют наше настроение, место локализации боли в нашем теле. Кто-то может сказать, что всё это попахивает окультизмом и магией, но даже современные психологи приходят к выводу о том, что именно кошки и собаки, не люди! – являются наилучшими психотерапевтами, которые умеют слушать и понимать.

Известный писатель Джером К. Джером однажды сказал:

«Собака никогда не перебивает своего хозяина, никогда не переводит разговор на свои проблемы и всегда изо всех своих сил старается понять своего хозяина…»

Американским психиатром Элеонорой Воллой была даже выдвинута теория о том, что любовь животного к хозяину – это прототип безусловной материнской любви. Такой любви не нужны причины, она просто существует, и будет существовать всегда. Такая безусловная любовь животного к своему хозяину поднимает человеческую самооценку и помогает человеку чувствовать себя увереннее в этой жизни.

Есть ли у зоотерапии противопоказания? Только одно – аллергические реакции на животных.

Для всех остальных такое общение с братьями нашими меньшими

принесёт и позитивные эмоции, и улучшение состояния здоровья.

Животные помогают человеку добиться поставленной перед ним цели, даря любовь и общение.

Виды зоотерапии

Широкое распространение зоотерапия нашла в западных странах.

Ученые выявили благотворное действие на человека при общении с животными, а также возможности использования сенсорных свойств (обоняние) собак для диагностики недугов человека. На сегодняшний день проводится множество различных исследований, посвященных изучению влияния животных на людей.

Различают следующие виды зоотерапии:

Иппотерапия - (от греч. hippos - лошадь и therapeia - уход,лечение).

О пользе верховой езды для человека известно со времен Древней Греции. Высказывания на эту тему можно найти у Аристотеля, Гиппократа, Ксенофонта. Дени Дидро в середине XVIII века написал трактат «О верховой езде и ее значении для того, чтобы сохранить здоровье и снова его обрести».

В наше время интерес к лечению верховой ездой возродился благодаря спортсменке Лиз Хартел - чемпионке Дании по конному спорту. Более полувека назад ее постигло несчастье: в двадцать лет она перенесла полиомиелит и стала инвалидом. Казалось бы, спортивной карьере наступил конец. Однако Лиз возобновила упорные тренировки в верховой езде и через восемь лет стала серебряным призером Олимпийских игр. Этот феномен привлек к себе внимание медицинской науки и послужил толчком для широкого применения верховой езды при лечении многих заболеваний, особенно в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Еще Гиппократ говорил о пользе легкой прогулки верхом и рекомендовал воинам почаще ездить на лошади. Точно установлено, что за 1 минуту всаднику от лошади передается до 100 естественных колебаний и толчков, так что лошадь - это идеальный

вибромассажер. Удержаться в седле непросто, поэтому у пациента вынужденно начинают работать все группы мышц и вестибулярный аппарат. После такого сеанса улучшается координация движений, мышечный тонус, нормализуется давление и усиливается кровообращение. Кроме того, прокатиться на большом добром животном просто приятно. Поэтому конные прогулки - отличный антидепрессант. Немецкие ученые пытались создать тренажер, который бы один в один повторял колебательные движения лошади. Тренажер изобрели, но такого эффекта, как при иппотерапии, не получилось.

Иппотерапия рекомендована для детей с ДЦП, при ампутации, артритах, нарушениях мозгового кровообращения, черепно-мозговых травмах, потере органов чувств, миопатии, рассеянном склерозе, эпилепсии.

Секрет эффективности иппотерапии объясняется в первую очередь притягательностью и мощной энергетикой лошади - друга и помощника человека на протяжении нескольких тысячелетий. Ребенку-инвалиду, лишенному многих радостей жизни, полезно даже просто покататься верхом.

Существуют противопоказания для занятий иппотерапией. Это гемофилия, эпилепсия, аллергия на лошадиную шерсть, ломкость костей (остеопороз, остеомиелит, а также заболевания почек.

Помимо этого, конная прогулка - это прекрасная разгрузка от стрессов нашей жизни и масса положительных эмоций.

Канистерапия (от лат. canis — собака; англ. Therapydog) — терапия с использованием собак; является одним из самых востребованных видов анималотерапии из-за своей доступности и социального поведения животных. Применяется как вспомогательная психотерапевтическая методика при работе с пациентами, которые тяжело идут на контакт, помогает развитию эмоциональных, умственных способностей, а также развитию двигательных функций.

Канистерапию применяют для улучшения состояния детей больных аутизмом, синдромом Дауна, церебральным параличом (ДЦП, страдающих олигофренией. У детей улучшается координация движений, уменьшается спастика, улучшается память. Присутствие животных помогает больным преодолеть больничное одиночество и отчуждение, лучше подготовиться к предстоящей операции.

Канистерапия помогает детям с ограниченными возможностями. Они начинают дружелюбнее относиться к окружающему миру, снижаются их нелюдимость и агрессия. Причём «ключик» к сердцу малышей собаки находят значительно быстрее взрослых специалистов. Конечно, речь здесь идёт об очень терпеливых и умных животных с устойчивой психикой.

Известны случаи, когда собака предсказывала наступление грозной болезни, например, эпилептического припадка. За несколько минут до него животное начинало сильно нервничать и старалось не упускать хозяина из виду.

Дельфинотерапия — вид медико-психологической реабилитации. Дельфинотерапия и плавание с дельфином рекомендуется для оздоровления и медико-психологической реабилитации тем людям, кто перенес тяжелые психологические травмы (попавшие в экстремальные условия, пережившие землетрясения, ураганы, аварии и любой другой сильный стресс).

Фелинотерапия (лат. felis — кошка) — это методы профилактики и лечения различных заболеваний при помощи контактов с кошками. Кошки оказывают серьёзную помощь людям, страдающим психическими заболеваниями, сердечными расстройствами, повреждениями мозга и даже способствуют полному исцелению зависимых от алкоголя и наркотиков. Люди с

нарушениями психики воспринимают присутствие кошки без малейшего раздражения. Общения с кошками показаны при депрессии, неврозах, маниях и шизофрении. Кошка, по сути, не делает ничего необычного, она просто ластится к больному, лижет ему руки, лицо. Её тепло, расслабляющее урчание позволяют пациенту расслабиться. Кошачье мурлыканье помогает заживлять раны и укреплять кости, к такому выводу пришли ученые из Института общения животных в Северной Каролине, которые исследуют звуки семейства кошачьих.

В американском Институте общения выявили, что кошачье мурлыканье не только расслабляет и успокаивает, но и способствует обновлению клеток, помогает заживлять раны, укрепляет кости. Физики из Северной Каролины установили, что звук «мур-мур» издается в частотном диапазоне от 25 до 150 Гц. Медицина эти частоты использует для заживления повреждений костной ткани. А японские исследователи рекомендуют записывать этот звук на диктофон и слушать при возникновении любого недомогания. Были проведены научные исследования целительских способностей кошек, которые потрясли учёных. Так, например, научно доказано, что если в течение нескольких минут гладить кошку, у человека нормализуется кровяное давление, сокращается риск повторного инсульта и инфаркта, заметно снижается содержание холестерина. Постоянное общение с «мяукающими» влияет на долголетие их владельцев: у любителей кошек оно выше на десять лет. Кстати, состояние пациентов после экспериментов было схоже с самочувствием после сеанса медитации и релаксации.

Известен ряд случаев, когда кошки предотвращали сердечный приступ или помогали при гипертоническом кризе, спасая хозяина от инсульта. Они не отходили от своего хозяина по нескольку часов, ничего не пили и не ели, старательно урчали и успокаивались только тогда, когда больному становилось лучше.

Иногда сознание того, что человек кому-то нужен, может сохранить ему жизнь. Многие пожилые люди совсем не выходят из дома — мешают недомогания или страх, что на улице с ними может что-то случиться. В таком случае кошка становится в буквальном смысле единственным собеседником, даря не только любовь и общение, но и ощущение того, что ты можешь быть полезен кому-то, а значит, что жизнь не лишена смысла. Кошка охотно прыгает на колени к этому человеку, приходит на зов и даже "отвечает", когда с ней разговаривают.

Осуществление зоотерапии в нашем городе

Являясь волонтером общества защиты животных «Камкор», а также вице-президентом детского клуба «Верный друг»,я имел возможность сотрудничать с реабилитационным кабинетом «Ассоциации семейных врачей Казахстана» и наблюдал за осуществлением зоотерапии для детей с ограниченными возможностями. Мы вместе выезжали в крестьянское хозяйство «Алабай», где детям предоставлялись услуги по иппотерапии, фелинотерапии и канистерапии.

Известно, что человеку, сидящему на лошади, передаются двигательные импульсы, которые аналогичны движениям при ходьбе. А движения мышц спины лошади массируют и разогревают мышцы ног и органы малого таза. По причине того, что лошадь совершает разнообразные колебательные движения, человек напрягает свои мышцы, чтобы иметь правильную посадку. При этом у больного человека в работу включаются мышцы, которые обычно бездействуют. Стимулируется развитие мелкой моторики, что важно для детей. В реабилитации принимали участие дети с диагнозом ДЦП. Например, Пелипенко Арина и Амирбеков Жасулан с нетерпением ждали каждую поездку к лошадкам. И, хотя они лишены возможности самостоятельно передвигаться, на лошади эти ребята чувствовали себя героями.

Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми ребенок взаимодействует.

Лошадь - очень красивое и доброе животное. Она смотрит на человека огромными умными глазами, тянется к нему мягкими губами за угощением, уютно фыркает и приветливо кивает головой.

Она такая высокая, что, сидя в седле, ребенок кажется себе большим и сильным. И лошадь слушается его, подчиняется движениям его тела, она ведь не ощущает различий между здоровым человеком и инвалидом. И больной ребенок забывает о своей болезни, ощущает себя здоровым, сильным - и постепенно становится таковым!Вот такое комплексное воздействие и позволяет достичь наибольшего эффекта. Общение с животными вызывало такой эмоциональный всплеск у детей, что чувства радости общения передавались и взрослым.

Положительное влияние методов зоотерапии я почувствовал на себе и видел по результатам состояния детей – пациентов реабилитационного кабинета. Я был очень рад, что дети, с которыми я подружился, смогли ощутить все те переживания и чувства, что испытывают обычные дети.

О сотрудничестве общества защиты животных «Камкор» и реабилитационного кабинета – как возможности осуществления

методов зоотерапии в нашем городе говорилось в сюжете программы «Новости» на телеканале «Хабар» 23.08.2012г.

Я был очень рад, что стал участником такого замечательного и нужного проекта.

Опрос общественного мнения

В клубе юных защитников животных проводилось много занятий о роли и значении животных в жизни человека. Будучи вице-президентом клуба «Верный друг», я предложил ребятам ответить на вопросы анкеты. Участниками опроса стали 20 человек.

Анкета участника «Верный друг»

Тема: Роль животных в жизни человека

Ф. И. О. участника___

Место учёбы ___

Что Вы узнали в ходе тренингов?___

1. Оказывает ли влияние на человека общение с животными? ___

2. Есть ли разница между обычной собакой и собакой-поводырем?

Да; Нет;

3. Значение собак-поводырей в жизни людей с ограниченными возможностями? ___

___

4. Как называется вид зоотерапии с участием кошек?

иппотерапия;

фелинотерапия;

канистерапия;

5. Какой вид зоотерапии осуществлялся при вашем участии? ___

6. В чем заключается эффект иппотерапии для людей с нарушением осанки?

В работу включаются все группы мышц всадника и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм;

человек полностью излечивается от своих недугов.

7. Каких животных в качестве не только друга, но и целителя вы хотели бы иметь дома? ___

___

Проанализировав результаты анкеты, можно сделать следующие выводы:

50 % участников, учитывая все изученное на тренингах, пожелали иметь дома кошку;

30% - собаку;

20% - и кошку, и собаку.

Безусловно то, что зная о животных как о целителях, люди будут более благосклонны и дружелюбны по отношению к животным.

Заключение

Иппотерапия стимулирует детей к преодолению трудностей, играет очень важную роль для оздоровления многих людей, особенно тех, чьи возможности ограничены.

Иппотерапия помогает справиться с гиподинамией, восстановить нарушенные функции организма и центральной нервной системы; развивает физическую активность и помогает людям с ограниченными возможностями социально адаптироваться. Трудно передать самоощущение человека, который обычно сидит в инвалидной коляске и смотрит на всех снизу вверх. И вдруг он оказывается на несколько голов выше самого высокого из окружающих и может независимо от всех передвигаться. Человек начинает гордиться своими успехами, у него повышается самооценка, появляется уважение к себе, улучшается самоконтроль, он не чувствует себя социально отсталым. Аналогов иппотерапии в мире по силе воздействия и эффективности на детей-инвалидов с ДЦП и другими нарушениями практически не существует.

Опыт занятий канистерапией показывает отличные результаты: расслабляются мышцы рук, при танце с собакой ребёнок выполняет сложные движение, какие не делал раньше, а дети, больные аутизмом, начинают говорить. Шаг лошади равен шагу человека, дельфин дышит так, как дышим мы. И лошадь, и дельфин, и собака помогают нам бескорыстно, а это даёт ещё нравственные уроки. Они передают удивительный опыт толерантного принятия всех детей. На занятиях зоотерапией родители и их больные дети не ощущают себя изгоями. Это среда, где все разные, но ощущается абсолютная ценность каждого. Зоотерапия переживает бум во всем мире. Сейчас во многих странах созданы специальные научные центры по изучению влияния животных на организм человека и специальные клиники, где лечат методами зоотерапии.

Я хочу, чтобы моя работа внесла свой вклад в широкое применение зоотерапии и в нашей стране. В моем родном городе никогда раньше дети с ограниченными возможностями не участвовали в такой терапии. В этом году это стало возможным благодаря гранту Общественного фонда «Бота», который выделил деньги на реабилитацию детей по проекту «Наш путь осилим вместе».

Мое участие в этом проекте научило меня по- иному смотреть на людей, именуемых в обществе инвалидами.

Список литературы

1. П. Т. Гурвич. «Какие заболевания лечат верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №1 за 1997 г. – стр. 22-23.

2. П. Т. Гурвич. «Центр лечения верховой ездой». Журнал «Коневодство и конный спорт» №2 за 1997 г. – стр. 26-27.

3. Д. А. Гуревич. «Лечебная верховая езда». Журнал «Коневодство и конный спорт» №5 за 1997 г. – стр. 27-28.

4. П. Т. Гурвич. «Верховая езда как средство лечения и реабилитации в неврологии и психиатрии». Журнал «Неврология и психиатрия» №8 за 1997 г. – стр. 65.

5. О. Иванцова «Мой кошачий словарь» ,издательство «Амфора», 2009г. стр. 424-431 «Фелинотерапия»

6. Н. И. Ионатамишвили, Ц. Ш. Чхиквишвили. «Особенности зоотерапии при детском церебральном параличе» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр зоотерапии и реабилитации).

7. Н. И. Ионатамишвили. «Реабилитация детей с гипокинетической формой детского церебрального паралича» (Кафедра ЛВК и ВК Тбилисской Медицинской Академии, Центр райтрерапии и реабилитации).

8. М. М. Рухадзе. «Патофизиологическое обоснование зоотерапии» (Кафедра ЛВК и ВК, кафедра неврологии Тбилисской Медицинской Академии, Центр зоотерапии и реабилитации).

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия «Мы в ответе за тех, кого приручили» Цель мероприятия: • уточнить и расширить представление о кошке и собаке как о домашних животных и друзьях человека; • развивать речь,.

«Мы в ответе за тех, кого приручили!» Конспект НОД во второй младшей группе Цель: познакомить детей с видами домашних животных. Помочь выявить разницу между дикими и домашними животными. Помочь детям понять, что.

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Стенгазета «Мои домашние питомцы»«Мы в ответе за тех, кого приручили». Стенгазета «Мои домашние питомцы» Любовь к животным — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Отзывчивость, милосердие, доброта,.

Детская исследовательская работаДетская исследовательская работа Структурное подразделение детский сад «Золотой петушок» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней.

Исследовательская работа «Волшебница вода» Здравствуйте, меня зовут Дарья, мне 6 лет. Я выполнила работу по теме «Волшебница вода». Перед собой я поставила цель: - Узнать свойства.

Исследовательская работа «Баба-яга: добро или зло?» Отдел образования, спорта и туризма Ивьевского райисполкома Липнишковский детский сад-средняя школа БАБА ЯГА: ДОБРО ИЛИ ЗЛО?.

Исследовательская работа на тему «Ловись, рыбка!» 1 слайд. Здравствуйте! Меня зовут Никита Брюханов. Мой папа рыболов. Он часто берет меня с собой на рыбалку. 2 слайд. Мне папа рассказал,.

Исследовательская работа «Свойства воды» Секция: естествознание (неживая природа) Исследовательская работа на тему: «Свойства воды» Автор: Безгодова Виолетта Воспитанница.

Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Мы в ответе за тех, кого приручили»Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе «Мы в ответе за тех, кого приручили» Конспект интегрированной ООД в подготовительной к школе группе: «Мы в ответе за тех,кого приручили"Соавторство:Иванова О. Н. и Ткачик А. А.

Экспериментально-исследовательская работа в ДОУ «То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю» К. А. Тимирязев Дошкольники – прирожденные исследователи.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Цветы
  • Космос
Автор публикации:
Исследовательская работа «Мы в ответе за тех, кого приручили» на участие в НОУ «Зерде»
Опубликовано: 13 мая 2016 в 20:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
ООД «Мишка в гостях у ребят»
Конспект занятия по сенсорному воспитанию в младшей группе Тема: «Мишка в гостях у ребят» Образовательная область: Познание. Цель: закрепить у детей...
Спортивная тренировка по футболу с детьми от 3-х лет и до 7.
На базе нашего Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада №11 9 августа 2018 года прошел...
«Береги здоровье с детства»
Ход развлечения: ( Дети приглашаются в зал. Каждый проходит на свой стульчик под музыку. Сразу звучит следующая музыка и "влетает" Фея Чистоты. Фея:...
Знакомство с Санкт-Петербургом через его достопримечательности
Дидактическая игра «Знакомство с Санкт-Петербургом» Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций ( фотоальбома) : « Мой город»; беседы о Санкт-...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме: «Волшебная книга о...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждения детский сад комбинированного вида № 30 города Ейска муниципального образования Ейский район...