Зоя Сенькина
Исследовательская работа на тему «Первый заслуженный учитель Республики Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство образования Республики Башкортостан
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Кельтеевская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа на тему
«Первый заслуженный учитель Республики Башкортостан»
Руководитель: учитель начальных классов Сенькина З. И.
с. Калтасы
2013 г.
Содержание:
1. Аннотация
Публикация «Исследовательская работа на тему „Первый заслуженный учитель Республики Башкортостан“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Исследовательская деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Тезис выступления
3. Описание работы :
А) вступление
Б) исследовательская часть
В) выводы
4. Использованная литература
5. Приложение №1 (фотоснимки)
6. Приложение №2 (видео – и аудиозаписи)
7. Приложение №3 (презентация)
8. Приложение №4 (электронный вариант)
9. Приложение №5 (анкета участника)
10. Приложение №6 (ксерокопия архивных документов)
Аннотация
Данная исследовательская работа раскрывает жизнь и деятельность первого заслуженного учителя БАССР в Калтасинском районе Петрова Николая Николаевича. Это работа о человеке, который свою жизнь посвятил благородной профессии – Учитель. Приобщение к истории родного края необходимое условие для воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения. Дети узнают о событиях прошлого, народных традициях и обычаях, но они не всегда знают о жизни тех, кто по крупицам собирал и сохранял для потомков эти сведения.
Наш край богат знаменитыми именами людей, стремившихся обратить свои взоры на историю родного края, приобщая к этому других. Один из них Петров Н. Н. Он изучал историю села и школы, записывал, собирая сведения. Прожил Николай Николаевич долгую и прекрасную жизнь, оставив добрую память о себе в сердцах сотен людей. В музее хранится краеведческий материал, собранный им. Его жизнь и деятельность является показателем богатства истории нашего края. Мы глубоко убеждены, что школьникам интересно узнать новое о своей малой родине, на примере известного педагога, принесшего славу своему народу, он вызывает у ребят чувство гордости и восхищения.
.
1. Тезис
«Первый заслуженный учитель Калтасинского района»
Каждый человек любит то место, где он родился. Наша малая родина – это деревня Кельтей, это наша школа, наши первые учителя. Родина – это наши родные и жители нашей деревни. Родная сторона становится еще более близкой и родной, когда знаешь ее историю. Наша деревня Кельтей славится своей богатой историей. Она существует более двух веков. За это время здесь родились, выросли и прославили ее такие люди, как первый заслуженный учитель БАССР в Калтасинском районе Петров Николай Николаевич, первый марийский комиссар Алексеев Николай Алексеевич, марийский писатель Эсай Чапай, офицер царской армии Сергей Николаевич Боголюбов.
Каждый человек помнит своего первого учителя. Они нас учат не только писать и читать, но и уважать старших, дружить, помогать друг другу. Они достойны того, чтобы мы, повзрослев, не забывали их, вспоминали добрым словом. Ведь многие из них всю жизнь посвятили делу воспитания молодого поколения. К таким учителям относится Николай Николаевич Петров. Он 50 лет своей жизни отдал воспитанию детей. Участник гражданской войны. Николай Николаевич изучал историю сел и деревень, записывал, собирал сведения. Наряду с работой в школе он одновременно вел общественную работу. Заслуги Николая Николаевича были отмечены Президиумом Верховного Совета БАССР, ему присвоено звание Заслуженный учитель школы республики. За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» Его жизнь является добрым примером преданности своей профессии и служения своему народу.
Тема выступления «Первый заслуженный учитель Калтасинского района»
Актуальность исследования : Рассказать о земляках, внесших значительный вклад в развитие деревни, заслуживших уважение своих земляков.
Цель: Воспитание духовно – нравственных качеств подрастающего поколения на примере героической жизни заслуженного учителя Башкирской АССР Петрова Н. Н.
Перед нами стояли задачи:
1. Воспитывать патриотизм, уважение к культурным ценностям своего народа.
2. Познакомить с жизнью и творчеством Петрова Н. Н.
3. Раскрыть разные стороны его одаренной личности.
Объект исследования : жизнь и творческий путь Петрова Н. Н.
Предмет исследования : история и культура родного края
Нами использовались методы: сбор исторического материала, работа с литературными источниками, собеседование с пожилыми людьми, наблюдение, фотографирование, аудио и видеозаписи, анализ собранного материала.
Практическая значимость: Пробудить чувства патриотизма и гордости за свою малую родину, земляков, которые прославили ее своим ратным и трудовым подвигом, как в прошлом, так и в настоящем.
Выводы:
В Калтасинском районе проживают люди разных национальностей, их культура разнообразна и интересна. История развития нашего села, судьбы односельчан очень интересны. В ходе исследования мы узнали о событиях прошлого, о земляках, внесших значительный вклад в развитие деревни, заслуживших уважение односельчан. Они оставили добрую память о себе в сердцах сотен людей. Их жизнь и деятельность является показателем богатства истории нашего края. Мы глубоко убеждены, что нашим сверстникам интересно узнать новое о своей малой родине, на примере известного педагога, принесшего славу своему народу, он вызывает у ребят чувство гордости и восхищения.
Форма применения:
*выступление на научно – практических конференциях;
*использование в учебной и внеучебной деятельности;
*участие в конкурсах и фестивалях, проводимых в школе и деревне.
Использованная литература:
1. Сторона моя калтасинская. Историко – краеведческие очерки Уфа: АО Издательство «Восток», 1993.
2. Газета «Заря» - орган Калтасинского райкома КПСС и районного Совета народных депутатов Башкирской АССР, № 117- 119, 1986 г.
3. Архивный материал краеведческого музея деревни Кельтей.
4. Петров Юрий Николаевич, сын Петрова Н. Н. (информатор)
5. Алексеев Адольф Николаевич, учитель деревни Кельтей (информатор)
6. Изибаева Татьяна Исинбаевна, жительница деревни Кельтей (информатор)
Описание работы
Вступление
Чем дольше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому и принадлежим.
Вадим Шафнер.
Если посмотреть на синее небо в ясный день, то можно увидеть где-то высоко маленький самолетик. За самолетиком по всей синеве тянется белый след. Подобно этому самолету есть люди, которые оставляют после себя след добрых дел и доброй памяти.
К таким людям принадлежит бывший учитель нашей школы Николай Николаевич Петров. Он является заслуженным учителем школы БАССР. Когда знакомишься с его биографией, удивляешься его мужеству и терпению. Не сломили его трудности и беды, выпавшие на его долю.
В ходе исследовательской работы посетили старожилов деревни Изибаеву Татьяну, Алексеева Адольфа Николаевича. Изучили архивный материал краеведческого музея школы, рукописи и автобиографию Петрова Н. Н., переданные его семьей на хранение в школьный музей.
Исследование
Петров Николай Николаевич родился в 1886 году в семье бедного крестьянина Плиева Ямбатыра. Он родился в деревне Большие Варангуши Моркинского района Марийской АССР. Для того чтобы получить образование он должен был принять христианскую веру. До принятия крещения он был Якием Ямбатыровым. Так Який Ямбатыров стал Николаем Николаевичем Петровым.
В четырехлетнем возрасте остался без отца. Вскоре мать оставила ребенка у двоюродного брата Ямия Плиева и переехала в другую деревню. Голод и холод испытал мальчик. В шестилетнем возрасте он был отдан в сыновья чужим людям. Но после смерти главы семьи мальчику пришлось уйти к дяде Янтереку.
Когда Якию исполнилось восемь лет, дядя отдал его учиться в Уньжинскую двухклассную учительскую школу. После ее окончания в 1901 году поступил в Казанскую учительскую семинарию. Учился он хорошо. Но не хватало денег на одежду и на еду. Поэтому продолжить учебу не смог. Весной 1904 года выбыл из семинарии.
Но он страстно желал учиться и мечтал стать учителем. Он занимался самостоятельно. В этом же году сдал экзамены при учительской семинарии и получил свидетельство, которое давало право на работу в начальном училище (школе). Так Николай Николаевич стал учителем.
С 20 сентября 1904 года начинается трудовая деятельность Николая Николаевича Петрова. В течение пяти лет он работал помощником учителя первого класса в Камско - Березовской двухклассной школе. Затем работал учителем в Кориевской, Армяниновской (удост. от 18. 11 1927г. Армяниновский сельский совет Калегинской волости Бирского кантона, Амзибашевской (удост. №34 от 4.12.1925г. Амзибашевский сельский совет Калегинской волости Бирского кантона, Кояновской, Нижнее-Качмашевской школах Калтасинского и Краснокамского районов.
В октябре 1926 года назначен заведующим Кельтеевской неполной школы. В данной школе на протяжении многих лет был учителем русского языка, завучем (пр. Калтасинского РОНО №6 от 26.03.1940 г., директором Кельтеевской школы (приказ Калтасинского РОНО №77 от 1.09.1943г.).
Петров Н. Н. не только служил учителем, но и принял активное участие в гражданской войне. Николай Николаевич 3 года прослужил в дореволюционной (старой) армии. 20 ноября 1917 года вернулся домой на прежнюю работу в Армяниновскую начальную школу.
Летом 1918 года в Башкирии свирепствовали белогвардейцы и восставшие чехословацкие части. Вскоре деревню Армяниново заняли белые. В деревне Армяниново председателем волисполкома Косотухиным Д. А. был организован кружок большевиков. Ему пришлось скрываться. Но он имел хорошую связь с Косотухиным Димитрием Андреевичем. Белые разыскивали его. В школе занятий нет, она закрыта. Вот что пишет Николай Николаевич в своих воспоминаниях. Был со мной такой случай. Я пошел в село Калегино по делу службы в Калегинскую волостную управу. Выхожу из деревни. Вдруг вижу, едут сорок кавалеристов. Отлично знаю, что эта конница не наша – красная, а другая. Они остановились около меня и спросили: «Где проживает Косотухин Димитрий и местный учитель Петров?» Я ответил им: «Не знаю, где находятся они». Я стоял перед ними ни жив, ни мертв. Был я одет в плохую одежду и они не приняли меня за учителя. Оставили меня и уехали по направлению к Кырпам. Я спокойно пошагал дорогой в село Калегино.
В январе 1919 года в селе Калегино был организован отряд красных партизан. И одним из 70 человек был Н. Н. Петров. (удост. №4599 от 5.10. 1928г. Калегинский Волостной исполнительный комитет Бирского кнатона)
Задачей отряда была защита Калегинской и Касевской волостей от белогвардейцев. Отряд партизан с января по март месяц храбро сражался против колчаковцев. Но 27 марта был вынужден отступать к Николо- Березовке. Калегинский отряд партизан принял участие в двух боях, под Каракулином и городом Мензелинском. Потери были велики. Свирепствовали различные болезни.
Весной записался добровольцем в первый стрелковый полк Первой отдельной Приволжской татарской бригады (удостоверение Первого Татарского стрелкового полка № 569 от 17.05.1920г.) Полк формировался в Казани. В дни формирования бригады Петрову посчастливилось не только увидеть, но и услышать речь председателя ВЦИК Михаила Ивановича Калинина. Он произнес ее с балкона городского театра и призывал солдат к защите Республики Советов. Приволжская бригада формировалась спешно, ее перебросили к реке Уралу. Около реки Урал было первое сражение с уральскими казаками, затем освобождение города Новосергиевска.
Это было в июле 1919 года. Из города Самары я приезжал домой на десять дней, чтобы узнать о здоровье своей семьи – жены и троих детей, потому что семья была оставлена на произвол судьбы. Много терзаний имела семья со стороны солдат – колчаковцев. Шестимесячную дочурку едва не закололи штыком. Только вмешательство хозяйки квартиры сохранило жизнь дочери.
В сентябре месяце 1919 года на станции Ак - Булак полк встречал командующего вторым Восточным фронтом Михаила Васильевича Фрунзе. Он призывал всех присутствующих защищать Родину от колчаковской армии. В это время в России было опасное и тревожное положение. Враги со всех сторон окружали молодую Советскую республику.
Н. Н. Петров прошел славный путь солдата революции и защиты ее завоеваний.
17 мая 1920 года после увольнения из части он сразу же вернулся к своей мирной профессии. В первое время состоял членом Калегинского волисполкома (уд. №5432 от 18.11.1927г. Калегинский ВИК Бирского кантона, заведовал отделом народного образования. В течение пяти месяцев учился на партийно - советских курсах в Бирске (удостоверение № 474 от22.05.1921г. г. Бирск Уфимской губернии). Затем заведовал Николо - Ивановским детдомом. (Удостоверение №40 от 25.12.1925г. Никольский с/с Калегинской волости Бирского кантона). Одновременно вел большую общественную работу. Был председателем ревизионной комиссии Кельтеевского сельского Совета (удостоверение №8 п от 20 05.1937г. Большо – Кельтеевский Сельский Совет, избирался депутатом Калтасинского райсовета.
За хорошую работу и активную общественную деятельность он неоднократно премировался ценными подарками.
За долголетнюю плодотворную работу в деле коммунистического воспитания молодого поколения, за активное участие в общественной жизни ему присвоено звание «Заслуженный учитель БАССР» (г. Уфа, 21 февраля 1941 г. № 693). Тогда в 1941 году, он был единственным учителем в Калтасинском районе, имеющим звание «Заслуженный учитель». Он так же награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г.
Педагогический стаж Николая Николаевича составляет 50 лет. Несколько поколений наших односельчан научил он читать, считать, писать, думать.
В 1956 году ушел он на пенсию. Но и на пенсии он активно участвует в общественной жизни колхоза «Родина». Позднее Николай Николаевич вместе со своей семьей переехал в город Киев.
Учитель нескольких поколений кельтеевцев Н. Н. Петров умер в Киеве, там и похоронен.
«О своем первом учителе, Николае Николаевиче моя памятьхранит самые теплые и добрые воспоминания, - рассказывает бывшая ученица Изибаева Т. И. - В наши школьные годы одно только слово «учитель» создавал образ для подражания, вызывало чувство уважения. Помню, как сейчас, его уроки. Рассказывал Николай Николаевич не торопясь, выделяя каждое слово, а мы слушали его раскрыв рот. А после уроков бежали домой, чтобы быстрее рассказать папе и маме о том, чему новому и полезному научил нас любимый учитель».
Вывод:
Наша школа хранит добрую память о Н. Н. Петрове. Его жизнь является добрым примером для подрастающего поколения. Мы должны стремиться быть достойными продолжателями их славных традиций, уважительно относиться к своим духовным корням.