Мария Муксунова
Исследовательская работа по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа школьников по краеведению
Привлечение учащихся к научно-исследовательской работе по краеведению – один из видов многогранной внеурочной деятельности учителя родного языка и литературы.
Краеведение нацеливает учащихся на познание истории и культуры своей малой родины и вводит региональный компонент образования. Краеведческие знания углубляют представления учащихся об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны, а вековые традиции народной культуры осмысливаются глубже именно на занятиях краеведением.
Публикация «Исследовательская работа по краеведению» размещена в разделах
Для исследовательских работ характерно использование научной методики и собственного экспериментального краеведческого материала. В работах содержатся обязательные элементы научного исследования : постановка цели, формулирование задач, определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотезы, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение наблюдений, опытов, экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, выводы (ответы на поставленные вопросы, презентация полученных результатов.
Следует отметить, что на современном этапе развития школьного образования исследовательский метод обучения необходимо рассматривать как средство развития познавательных возможностей школьника.
Исследовательская деятельность учащихся в современной школе приобретает все большую значимость, так как приобщает их к миру слова, развивает культуру мышления, интеллектуальный потенциал школьника через самостоятельную деятельность, свободное самовыражение, создание собственного продукта творчества. Для того чтобы ученик захотел участвовать в научно-исследовательской работе, необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию.
Исследовательские работы по краеведению ведутся по направлениям: культура, этнография, фольклор, литература и язык. Формы исследований : проектные, поисковые, информационные, творческие, прикладные. В процессе формирования исследовательских умений учащиеся получают: четкое представление о цикле познания, основных методах исследования (как теоретических, так и экспериментальных); возможность овладеть приемами самостоятельной постановки проблем и нахождения способов их решения. Тематика исследовательской работы зависит от возраста, интересов и способностей ученика.
В результате научно-исследовательской работы школьники должны быть знакомы с методами поиска научной информации, уметь делать обзор литературы по интересующемуся вопросу, систематизировать информацию, составлять план работы, применять теоретические навыки, анализировать и обобщать полученные результаты. Помимо теоретических знаний требуется от ученика творческий подход, усидчивость, упорство для достижения конечного результата, так как над темой приходится работать 2-3 года, постоянно совершенствуя и дополняя.
В воспитании исследовательской грамотности и культуры активную роль играет школьное научное общество учащихся, располагающее уникальными возможностями для школьников черпать исследовательские знания. Учителями-руководителями проводятся беседы, обзоры исследовательской литературы, исследования.
Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность выступающих учащихся, свободное владение необходимыми понятиями, готовность ответить на заданные вопросы – аспекты, над которыми должен работать руководитель научно-исследовательских работ.
Успехи в исследовательской работе приходят после скрупулёзной, обучающей работы, в тесном сотрудничестве с учащимися и их родителями, с сотрудниками краеведческого музея им. П. Х. Староватова, школьной и городской библиотекой. Результатом такого сотрудничества, к примеру, стало исследование учащихся Сыромятниковой Христины «Вооружение и доспехи Кыыс Богатырки Дьырыбына Дьырылыатта», Муксуновой Марии «Берестяные изделия – национальное творчество якутов», Унаровой Сардааны «Поэтика олонхо В. О. Каратаева «Могучий Эр Соготох», Михайловой Марины «Народная мастерица М. И. Михайлова», «Хаппар – нарядная сумочка якутов», «Туесок – комплект современной девушки», Андреева Виталия «Игры на хомусе», Кириллина Никиты «Выдающийся сын якутского народа П. А. Ойунский», Андреевай Агафьи «В. О. Каратаев «Модун Эр Соотох» олохото», Игнатьева Григория «Понятие о духах в якутском веровании» и др.
Ежегодно учащиеся нашей школы являются победителями и призерами научно-практических конференций «Шаг в будущее», «Тюркский мир», «Саха саарыннара» и др. Учащиеся являются участниками республиканских, всероссийских, международных научно-практических конференций тюркологических экспедиций в г. Москве, Санкт-Петербурге, Монголии, Республике Алтай.
В заключении хотелось бы отметить, что краеведение является наиболее эффективной формой работы организации исследовательской деятельности учащихся, так как: у учащихся формируется ценностно-смысловые, общекультурные, информационные и коммуникативные способности; углубляются краеведческие знания, представления об исторических и культурных связях родного края с жизнью страны. Осмысливаются вековые традиции народной культуры глубже на занятиях краеведением.