Получи документы

Исследовательская работа с учащимися «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка»

Ольга Николаева
Исследовательская работа с учащимися «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка»
▼ Скачать + Заказать документы

«Мешают или помогают компьютерные игры общению подросткам

Рузиев Алексей Алексеевич

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 6 класс,

Муниципальное общеобразовательное учреждение : Средняя

общеобразовательная школа №42

Краткая аннотация

Публикация «Исследовательская работа с учащимися „Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка“» размещена в разделах

В данной работе автор провел исследование влияния компьютерных игр на общение подростков. В результате выполнения работы были выявлены следующие факты:

1. Существуют такие компьютерные игры, которые по своим характеристикам оказывают как негативное, так и позитивное воздействие на развитие личности подростка.

2. Взрослые никак не регулируют на выбор подростков компьютерных игр для просмотра.

В результате исследования автор на основе изучения литературы и материалов сайта составил сравнительные таблицы:

• «Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на подростков».

«Чему учат компьютерные игры подростков».

По окончанию исследовательской работы были составлены :

1. Для детей: рекомендации при работе с компьютером;

2. Для родителей – памятка «Компьютерные игры : польза или вред»

«Мешают или помогают компьютерные игры общению подросткам

Рузиев Алексей Алексеевич

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 6 класс,

Муниципальное общеобразовательное учреждение : Средняя

общеобразовательная школа №42

Аннотация

Исследовательская работа по теме «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростков» на сегодня актуальна, так как в современном, быстро меняющемся мире, насыщенном информацией очень легко потерять такое важное для человека свойство взаимоотношений как общение. Общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека любого возраста, особенно оно важно в подростковом возрасте.

Что же мы видим сегодня? Свободное от учебы время подростки проводят за компьютерными играми, полноценное общение заменяется интернет - общением.

Цель: Изучение влияния компьютерных игр на общение подростков.

Задачи:

1. Изучить материалы сайтов Интернета и литературу по данной теме;

2. Провести социологический опрос и интервью с учителями и родителями;

3. Рассмотреть влияние компьютерных игр на школьников;

4. Проанализировать точки зрения ученых по данному вопросу;

5. Систематизировать собранный материал;

6. Проанализировать результаты исследований и сделать выводы по теме.

В работе использовались методы исследования :

Теоретические: изучение теоретических материалов и работа с материалами сайтов интернета;

Практические: анкетирование сверстников, интервьюирование учителей и родителей по данной проблеме и анализ полученных результатов.

В ходе исследования были выявлены позитивное и негативное влияние компьютерных игр на подростков, составлены сравнительные таблицы «Положительные и отрицательные стороны влияния компьютерных игр на подростков».

Практическая ценность:

1. работа выполнена для того, чтобы рассказать о влиянии компьютерных игр на общение;

2. собранный материал представляет интерес для широкого круга людей, интересующихся данной проблемой.

В конце исследовательской работы был сделан вывод : большую часть времени подростки проводят за компьютерными играми, а это мешает их общению со сверстниками, что и подтвердило мою гипотезу.

«Мешают или помогают компьютерные игры общению подросткам

Рузиев Алексей Алексеевич

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 6 класс,

Муниципальное общеобразовательное учреждение : Средняя

общеобразовательная школа №42

План исследования

Проблема: Компьютерные игры рождают зависимость, которая ограничивает социальные контакты и мешает общению.

Гипотеза: компьютерные игры мешают общению, если большую часть времени подросток сидит за компьютером.

Актуальность нашей работы определяется тем, что компьютерные игры используются подростками разного возраста, и в зависимости от времени, места, продолжительности игр мешают живому общению.

Настоящее общение включает обмен информацией, идеями, оценками, чувствами и конкретными действиями. Общение предполагает установление взаимопонимания между его участниками. Участвующие в общении люди оказывают взаимное влияние на намерения, мысли, чувства друг друга, стратегию поведения. В подростковом возрасте потребность в общении очень высока. И оттого, каким оно будет - реальным или виртуальным, во многом зависит дальнейшая социализация личности. Ведь постоянно жить в придуманном мире невозможно. Подросткам необходимо общаться, знакомиться с другими ребятами, находить себе друзей и обмениваться информацией. А о чем можно разговаривать с геймером, помешанном на компьютерных играх?

Объект исследования – учащиеся 5-7 классов.

Предмет исследования – влияние компьютерных игр на подростков.

Знакомясь с материалами сайтов Интернета, выяснил точку зрения австралийский социолога Даниель Лотон, который отметил, что увлечение компьютерными играми не мешает людям общаться в реальной жизни. Однако, во многих статьях Интернета большинство опровергают точку зрения Даниеля Лотон: исследования материалов показали обратное – компьютерные игры мешают процессу социализации подростков. Было отмечено, что в компьютерные игры активно играют люди замкнутые, которые не имеют активных социальных связей в реальности.

Читая работы С. Симонович (1, В. И. Новосельцева (2) и анализируя статьи сайтов Интернета, выяснилось, что существует множество мнений о вреде и пользе компьютерных игр и о том, сколько по времени и в какие именно компьютерные игры можно играть подросткам для полноценного их развития. Меня это заинтересовало, и я решил провести исследование, чтобы выяснить влияют или мешают компьютерные игры процессу общения. Исследование включало в себя четыре этапа:

1. Изучение литературы и материалов сайта с целью выявления влияние компьютерных игр на подростка. На основе изученного материала составить сравнительную таблицу «Виды компьютерных игр и их позитивное и негативное влияние на подростка».

2. Интервьюирование с учителями и родителями о выяснении влияния компьютерных игр на процесс общения подростков;

3. Социологический опрос среди учащихся 5-7 классов школы №42 с целью выявления, в какие компьютерные игры предпочитают играть учащиеся 5-7 классов и мешают ли они в общении им со своими сверстниками.

4. Анализ исследования

Социологический опрос включал в себя семь вопросов:

1. Есть ли у тебя дома компьютер?

2. Играете ли вы в компьютерные игры?

3. Сколько времени вы тратите на компьютерные игры в среднем в неделю?

4. Контролируют ли родители время, проведенное вами за компьютером?

5. Как вы думаете, чем полезны компьютерные игры?

6. Какой вред, по-вашему, приносит увлечение компьютерными играми?

7. Мешают ли компьютерные игры вашему общению со сверстниками?

Анализ исследования показал, что большинство респондентов считают, что компьютерные игры мешают общению, если большую часть времени подросток сидит за компьютером – это и подтвердило мою гипотезу.

В конце исследовательской работы были составлены рекомендации для детей при работе с компьютером и памятка для родителей «Компьютерные игры : польза или вред»

«Мешают или помогают компьютерные игры подросткам

Рузиев Алексей Алексеевич

Российская Федерация, Забайкальский край, пгт. Шерловая Гора, 6 класс,

Муниципальное общеобразовательное учреждение : Средняя

общеобразовательная школа №42

Описание работы

Сам по себе компьютер, конечно, ни хорош и ни плох, он лишь инструмент, и весьма полезный. Плохой или хорошей вещью может сделать только воля человека. Сегодня нам сложно представить себе свой дом без компьютера. Такое явление как интернет настолько прочно вошел в нашу жизнь, что исчезни он, и многие люди испытали бы существенный дискомфорт. Ведь это кладезь полезной информации, а так же информации развлекательного характера: книги, музыка, фильмы, все это в неограниченном количестве можно найти в сети; способ общения с родными и близкими людьми, а так же онлайн игры.

Поскольку именно общение служит для подростков главным средством развития их личности, то общение вызванное компьютером, представляется наиболее драматичным. Большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют и такие нарушения, как снижение остроты зрения, утомляемость и др., которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

При превышении времени, допустимого для работы на компьютере, у большинства людей возникают проблемы с осанкой, мышечное напряжение и деформация позвоночника. Возникают нарушения зрения, спазм мускулатуры лица, головная боль. Световое мелькание на компьютерном дисплее навязывает свой ритм коре головного мозга.

В больших дозах компьютерные игры приводят к негативным последствиям, затрагивающим все уровни психической структуры личности подростка. Большинство из них сталкивается с проблемами в учебе, отсутствием взаимопонимания с родителями, друзьями. Постоянно играя в компьютерные игры, подросток отчуждается от реального мира, перестает интересоваться окружающими.

Итак, компьютерные игры – хорошо или плохо? На первом этапе исследования, чтобы ответить на этот вопрос, пришлось прочитать материалы сайтов и литературу (3-9). Компьютерные игры по содержанию и жанрам бывают разные:

• Есть игры, созданные для развития скорости реакции, внимания;

• Есть игры, представляющие собой логические задачи, которые необходимо решить;

• Есть игры, которые моделируют реальность и предлагают с этой реальностью взаимодействовать определенным способом.

Изучив литературу и материалы сайта, составил таблицу «Виды компьютерных игр и их влияние на подростка» :

Игры-приключения

Они созданы на основе мультипликационных фильмов. Эти игры очень красочны и эмоциональны. В них необходимо участникам каких-либо событий, выполнить важное задание, или, предлагают разгадать ряд головоломок, не используя оружие.

Обучающие и развивающие игры

Они тоже очень эмоциональны, сопровождаются веселой детской мелодией или песней. При их создании использованы красивые яркие краски. Эти игры очень познавательны : дети получают знания об окружающем мире, учатся писать, считать. Происходит развитие творческих способностей. Много игр, которые научат усидчивости, сосредоточенности, разовьют эмоции, интеллект, моторику рук, музыкальный слух.

Графические игры

Они учат рисовать, конструировать.

Многообразие сюжетов, жанров, количества игроков - все это позволяет найти для каждого ребенка что- то свое, что будет ему интересно и позволит достичь определенных успехов.

Анализ таблицы показал, что данные игры позитивно влияют не только на развитие интеллектуальных способностей подростка, увеличивая его кругозор, улучшая память и воображение, но и на развитие умения принимать самостоятельные решения, а также быстро переключаться с одного действия на другое. Компьютерные игры развивают и навыки общения, если подростки играют группами. И не стоит забывать, что без компьютера сегодня практически невозможно обойтись во взрослой жизни и все навыки, полученные подростком, будут ему необходимы в дальнейшем.

Однако есть игры совсем другого содержания:

Игры типа «стрелялок»

Эти игры с воинственными сюжетами. В них главная задача- уничтожить противника пока не убили вас. Естественно все это провоцирует вспышки гнева, зла и насилия у ребят. Подросток, проживая за день несколько десятков жизней, теряет уважение к своей собственной, притупляется чувство опасности

Игры типа «бродилок», «леталок», гонок. Эти игры тоже вредны. Хоть они и не агрессивны, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться.

Отсюда мы видим, что такие компьютерные игры не только угрожают здоровью подросткам, но и формируют неправильное восприятие реального мира. Кроме того, наличие виртуального мира, может так же и полностью заменить реальное общение (10). Это делает ребёнка замкнутым в общении со сверстниками. Конечно, большинство игр созданы по типу соревнования пользователя с компьютером или другим игроком; практически отсутствуют игры, требующие кооперативного взаимодействия. Негативную картину дополняют снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др., которые, как полагают, являются прямым следствием «компьютеризации» свободного времени подростков.

Чтобы проверить то, что интенсивное занятие с компьютером ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены учителя МОУ СОШ №42 и родители подростков 5-7 классов обучающихся в нашей школе.

На втором этапе взял интервью у родителей и учителей. В интервью участвовало 13 учителей и 41 родитель. Вопрос был один: «Мешают ли компьютерные игры живому общению подростков?». Ответы были разными, но все в итоге говорили, что компьютерные игры мешают общению подростков :

Ответы учителей:

«В этом возрасте они должны бегать, прыгать, общаться. Но, вместо того чтобы играть на улице, общаться со своими сверстниками, многие ребята предпочитают компьютерные игры. Думаю, это очень плохо, так как живого общения нет».

«Считаю, что чрезмерное увлечение компьютерными играми мешает живому общению, так как учащиеся перестают видеть друг друга и скудеет речевой запас».

«Компьютерные игры мешают живому общению, так как дети сегодня не умеют говорить, страдает монологическая, диалогическая речь, развивается комплекс ораторской речи».

«Да, компьютерные игры мешают общению. Человек много времени проводит за компьютером, однозначно отвечает на вопросы, когда к нему обращаются. Раздражается. Человек не всегда умеет переключиться на реальность, поэтому ему трудно с ровесниками».

«Конечно, мешают! Подростки, которые увлечены компьютерными играми практически на свое окружение не реагируют».

«Считаю, что не все компьютерные игры приносят вред. Есть много компьютерных игр, которые развивают логику и мышление. Так что нужно просто привить ребенку хороший вкус. Пусть играет в головоломки и логические игры, надо просто показать ему их. Ведь компьютерная игра – это не обязательно какая-нибудь «стрелялка» или «бродилка». Есть более интеллектуальные развлечения! Можно играть в игры с друзьями, например, в шашки или в шахматы. Играешь и общаешься, но надо знать меру. Ведь компьютер вредит здоровью. А если ребенок постоянно играет за компьютером – это плохо. Здесь нет никакого общения».

Родители эмоционально реагировали на вопрос интервью:

«Кошмар. Моего ребенка от компьютера не оторвать, домашние задание выполняет со скандалом. На улицу не выгонишь. Да и со своим сыном не поговоришь по-человечески, вечно за компьютером. Конечно, ему некогда общаться не только со мной, но и со своими одноклассниками. Считаю, что игры на компьютере мешают ему общаться со всеми».

«Пробовала запретить играть на компьютере. Но весь день на работе, он успевает играть. С работы прихожу, а уроки не сделаны. Какое ему общение, лучше на компьютере поиграет! Конечно, мешают».

«Да пусть играет, зато дома, никуда не залезет. И мне спокойно. Знаю, что мешают общению, да у него и друзей то нет, В школе пообщается со своими одноклассниками».

Проанализировав ответы родителей и учителей, была составлена диаграмма:

мешают лучше пусть играет

родители 93 7

учителя 100 0

Анализ ответов показал, что и учителя и родители считают, что компьютерные игры мешают живому общению подростков. Учителя также отметили, что компьютерные игры не только мешают общению подростков, но и у многих учащихся скудеет речевой запас, страдает монологическая, диалогическая речь, развивается комплекс ораторской речи.

На третьем этапе исследования был проведен социологический опрос. Социологический опрос проводился с целью выявления, каким играм отдают предпочтение школьники, сколько времени проводят за компьютером, контролируют ли родители время, проведенное за компьютером детьми, и как увлеченность компьютером влияет на процесс общения учащихся? Для проверки положения о том, что интенсивная игра в компьютерные игры ведет к обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, что мешают процессу общения подросткам, были опрошены учащиеся 5-7 классов школы №42. В опросе участвовало 53 ученика. Результаты социологического опроса показали:

вопрос Ответ в % Диаграмма

1. Есть ли у тебя дома компьютер?

Да – 98

Нет - 2

2. Играете ли вы в компьютерные игры? Да - 75

Иногда - 25

3. Сколько времени вы тратите на компьютерные игры в среднем в день? 1-2 часа - 39

3-4 часа - 36

Более четырех - 25

4. Контролируют ли родители время, проведенное вами за компьютером? Да – 36

Нет – 42

Они постоянно на работе (заняты) - 22

5. Как вы думаете, чем полезны компьютерные игры? 1. Развивают воображение - 8

2. Развивают логику - 12

3. Развивают быстроту реакции - 27

4. Тренируют память - 11

5. Успокаивают

нервы - 42

6. Какой вред, по-вашему, приносит увлечение компьютерными играми? 1. Воспитывает плохие качества (жестокость, агрессивность, несдержанность) - 7

2. Занимает много времени и мешает общению - 58

3. Плохо влияет на состояние здоровья - 35

7. Мешают ли компьютерные игры вашему общению со сверстниками? Да – 51

Нет – 39

Иногда - 10

Анализ социологического опроса учащихся 5-7 классов показал :

• 98% респондентов имеют компьютер, поэтому большинство учащихся имеют возможность играть в компьютерные игры, у 2% обучающихся нет такой возможности;

• 75% опрошенных учащихся играют в компьютерные игры, 25% - играют иногда

• 36% респондентов тратят на компьютерные игры 3-4 часа, 25% - более четырех часов в день;

• 64% родителей не контролируют время, проведенное детьми за компьютером; Родителям следует контролировать как тип компьютерной игры, так и продолжительность занятия ею во избежание её отрицательного воздействия.

• Анализ пятого и шестого вопросов позволяет судить о том, насколько сами учащиеся осознают значение игр в своей жизни. Пользу от компьютерных игр большинство видит в том, что игры успокаивают нервы (42%, развивают логику (12%), быстроту реакции (27%, тренируют память (11%). Осознают дети и тот факт, что компьютерные игры плохо влияют на здоровье – 35%; отнимают много времени и мешают общению – 49%; Отвлекают от других занятий – 9 %, 7% опрошенных согласны с тем, что некоторые игры воспитывают плохие качества личности: агрессивность, жестокость и др.

• 61% ребят осознают то, что игра в компьютерные игры мешает им общению со сверстниками.

На четвертом этапе были проанализированы результаты исследования и сделаны соответствующие выводы:

Изучив литературу и материалы сайтов, проведя интервьюирование с взрослыми (учителями и родителями) и социологический опрос с учащимися 5-7 классов МОУ СОШ №42, проанализировав результаты исследования, выяснилось:

не все компьютерные игры отрицательно влияют на подростков и мешают общению;

65% учащихся увлечены компьютерными играми. Их положительное и отрицательное влияние осознают и сами подростки;

97% родителей и педагогов относятся к увлечению подростков компьютерными играми отрицательно и считают, что чрезмерное увлечение компьютерными играми мешает общению подростка со своими сверстниками. Учителя также отметили и то, что игры влияют на речь подростка (скудеет речевой запас, страдает монологическая, диалогическая речь);

61% подростков играют в игры три и более часов в день

61% ребят осознают то, что игра в компьютерные игры мешает им общению со сверстниками.

Надо отметить, что подростки (61%, которые увлекаются компьютерными играми три и более часов в день, они и ответили (61%, что игры им мешают общаться со своими сверстниками. Отсюда мы видим, что компьютерные игры мешают общению тем подросткам, которые большую часть времени сидят за компьютером – это и подтвердило мою гипотезу.

Проводя исследование, я понял, что никакие компьютерные игры не заменят живого общения с друзьями и родителями. Однако, не стоит забывать, что без компьютера сегодня практически невозможно обойтись во взрослой жизни и все навыки, полученные подростком, будут ему необходимы в дальнейшем.

Запретить компьютерные игры невозможно, но принять необходимые меры нужно.

Поэтому в конце исследовательской работы были составлены рекомендации для детей при работе с компьютером и памятка для родителей «Компьютерные игры : польза или вред». (Приложение)

Список используемой литературы:

1. Симонович С. Компьютер в вашей школе – учебное пособие, Москва, 2001г.

2. Новосельцев В. И. Компьютерные игры : детская забава или педагогическая проблема?//Директор школы. - 2003. - № 9 - 13-18с.

3. Статья «В чём вред, а в чём польза от компьютерных игр : https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7264

4. Детские компьютерные игры под контролем родителей. Возрастные категории компьютерных игр : https://www.cybermama.ru/overview_pc_games.php

5. Возрастные ограничения по играм: https://4mmog.ru/articl_vozrastnie_ogranicheniya.htm

6. https://gorsun.org.ru/lib/children/researcher09/computer/04

7. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00135941_1.html

8. https://allnokia.ru/news/22284/

9. https://www.lovehate.ru/Computer-games/1/38552

10. Юрьева, Л. Н. Больбот, Т. Ю. Компьютерная зависимость. Днепропетровск, 2006.- 322с.

11. https://flashkin.ru/news_it/5852-issledovanie-kompjuternye-fanaty-ne.html

12. Игры Развивающие : https://multoigri.ru/igri-razvivaushie

13. Обучающие, развивающие компьютерные игры : https://detskieradosti.ru/load/25

Публикации по теме:

Исследовательская работа «Шоколад: польза или вред»Исследовательская работа «Шоколад: польза или вред» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 4. Выполнила: ученица 3 «Б» класса Яковенко.

Какие игры помогают развивать память ребенка? Память – это важнейший элемент интеллектуального развития. Не секрет, что качество памяти совершенствуется с возрастом: чем старше ребенок.

Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения.Компьютерные игры — новый вид развивающего обучения. 1 Игра — это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения. Вообще, игра является одним.

Конспект НОД по общению с взрослыми и совместные игры со сверстниками .

Консультация для родителей «Старший дошкольник и компьютерные игры» В наше время практически в каждой семье есть компьютер, планшет или мобильный телефон, позволяющий загружать компьютерные игры. И это прекрасно.

Исследовательская работа по географии «Потепление климата в Сумском Посаде: реальность или миф?» Муниципальное образовательное учреждение «Сумпосадская средняя общеобразовательная школа» Исследовательская работа Потепление климата.

Проект «Компьютерные игры-польза для развития» ПРОЕКТ «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ – ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ» Вид проекта: групповой, дидактически – игровой Продолжительность проекта: 1 месяц Участники.

Проектная работа «Пальчики помогают говорить» Изучить и систематизировать нормативно-правовые, практические, психолого-педагогические, технологические обоснования развития речи через.

Современные развивающие компьютерные игры в подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе. Актуальность и перспективность опыта. Актуальность работы в данном направлении продиктована самим временем. Современный мир сегодня предъявляет.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа с учащимися «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка»
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 06:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследовательская работа с учащимися «Мешают или помогают компьютерные игры общению подростка»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Николаева (УИ 999086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД