Исследовательская работа по биологии учащегося 7 класса «Сохраним водяной орех»

Титова Лилия Николаевна
Исследовательская работа по биологии учащегося 7 класса «Сохраним водяной орех»

Доклад

Исследовательская работа: «Сохраним водяной орех»

Выполнила: Кузнецова Мария, учащаяся 7 класса, МБОУ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа».

Руководитель: Титова Лилия Николаевна, учитель химии, биологии

Актуальность темы.

Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности не только приспосабливается к окружающей природной среде, но и изменяет ее. При этом многие виды животных и растений или исчезают совсем, или находятся на грани исчезновения. В нашем районе к таким исчезающим растениям относится водяной орех плавающий (чилим, рогульник, занесенный в Красную книгу Республики Алтай. Категория статуса редкости -1. Орех является реликтовым растением. Произрастает это растение на озере Манжерокском. Ежегодно на этом озере отдыхают сотни местных жителей и гостей нашей Республики. Из-за необычной формы плодов водяной орех срывают на сувениры, из него изготавливают амулеты, обереги. Следовательно, проблема экологии и сохранения водяного ореха очень актуальна.

Цель исследования:

Основная цель исследования -изучение экологического состояния озера Манжерокского, причин исчезновения водяного ореха и привлечение внимания к восстановлению и сохранению чилима.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Исследовать экологическое состояние о. Манжерокское;

3. Исследовать территорию распространения и условия необходимые для произрастания водяного ореха;

4. Выяснить причину исчезновения водяного ореха у местных жителей;

5. Озвучить проблему и пути решения по восстановлению реликтового вида.

Объект исследования

Исследование экологии Манжерокского озера, распространение ореха, причин его исчезновения проводилось с июня по октябрь 2018 года. Использован метод наблюдения за озером, опрос местного населения, знакомство с информацией в СМИ, посещение Национального музея им. Анохина.

В начале летанаблюдали, что группировка водяного ореха находилась по правому берегу озера, озеро было заилено. Берега озера необлагорожены, местами встречался мусор, бытовые отходы. Из беседы с местными жителями выяснено, что озеро еще каких то 15 лет назад озеро намного лучше, чище. Водяной орех активно произрастал и распространялся по правому берегу озера. В настоящее время идет массовое истребление этого растения на сувениры как местными жителями, так и отдыхающими. В конце лета была проведена очистка озера и благоустройство его берегов. Произведена выемка иловых отложений, которая позволила очистить воду и увеличить глубину озера примерно на 1,5 метра, при этом специалисты смогли сохранить места произрастания белых лилий и занесенного в Красную книгу России водного ореха чилим, был облагорожен берег, появилась аллея. В осенью наблюдали, что стало меньше водяных лилий, а ореха не было видно на глади озера. Местные жители говорят, что орех не любит грязную воду, и растет в иле, а после очистки, вода стала мутная и орех ушел. Для восстановления ореха нужно время. Я, как и местные жители, обеспокоена вопросом сохранения водяного ореха. По этому свое наблюдение за восстановлением численности ореха планирую продолжить 2019-2020 годах.

Выводы:

1. Озеро Манжерокское - уникальный природный объект, где произрастает реликтовое растение- водяной орех чилим.

2. Необходимыми условиями произрастания являются чистая, теплая вода и наличие ила на дне озера.

3. Растение находится под угрозой исчезновения, занесено в Красную книгу Республики Алтай. Загрязнение водоёма и массовое истребление растения может привести к его исчезновению в озере.

4. Необходимо проводить природоохранную работу среди учащихся нашей школы и местного населения.

Заключение.

Я надеюсь, что благоустройство, очистка и поддержание чистоты озера и его берегов благоприятно скажется на экологии озера в целом и численность чилима сохранится и даже приумножится. Природоохранная работа поможет привлечь внимание жителей нашей Республики к исчезающему виду растения и заставит задуматься о необходимости бережного отношения к окружающей природе. Надо приложить все возможные усилия для того, чтобы сохранить это ценное редкое уникальное растение.

Тезисы

Исследовательская работа: «Сохраним водяной орех»

Выполнила: Кузнецова Мария, учащаяся 7 класса, МБОУ «Соузгинская средняя общеобразовательная школа».

Руководитель: Титова Лилия Николаевна,учитель химии, биологии

Актуальность темы.

Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности не только приспосабливается к окружающей природной среде, но и изменяет ее. При этом многие виды животных и растений или исчезают совсем, или находятся на грани исчезновения. В нашем районе к таким исчезающим растениям относится водяной орех плавающий (чилим, рогульник, занесенный в Красную книгу Республики Алтай. Категория статуса редкости -1. Орех является реликтовым растением. Произрастает это растение на озере Манжерокском. Ежегодно на этом озере отдыхают сотни местных жителей и гостей нашей Республики. Из-за необычной формы плодов водяной орех срывают на сувениры, из него изготавливают амулеты, обереги. Следовательно, проблема экологии и сохранения водяного ореха очень актуальна.

Цель исследования:

Основная цель исследования -изучение экологического состояния озера Манжерокского, причин исчезновения водяного ореха и привлечение внимания к восстановлению и сохранению чилима.

Задачи:

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Исследовать экологическое состояние о. Манжерокское;

3. Исследовать территорию распространения и условия необходимые для произрастания водяного ореха;

4. Выяснить причину исчезновения водяного ореха у местных жителей;

5. Озвучить проблему и пути решения по восстановлению реликтового вида.

Объект исследования

Исследование экологии Манжерокского озера, распространение ореха, причин его исчезновения проводилось с июня по октябрь 2018 года. Использован метод наблюдения за озером, опрос местного населения, знакомство с информацией в СМИ, посещение Национального музея им. Анохина.

В начале летанаблюдали, что группировка водяного ореха находилась по правому берегу озера, озеро было заилено. Берега озера необлагорожены, местами встречался мусор, бытовые отходы. Из беседы с местными жителями выяснено, что озеро еще каких то 15 лет назад озеро намного лучше, чище. Водяной орех активно произрастал и распространялся по правому берегу озера. В настоящее время идет массовое истребление этого растения на сувениры как местными жителями, так и отдыхающими. В конце лета была проведена очистка озера и благоустройство его берегов. Произведена выемка иловых отложений, которая позволила очистить воду и увеличить глубину озера примерно на 1,5 метра, при этом специалисты смогли сохранить места произрастания белых лилий и занесенного в Красную книгу России водного ореха чилим, был облагорожен берег, появилась аллея. В осенью наблюдали, что стало меньше водяных лилий, а ореха не было видно на глади озера. Местные жители говорят, что орех не любит грязную воду, и растет в иле, а после очистки, вода стала мутная и орех ушел. Для восстановления ореха нужно время. Я, как и местные жители, обеспокоена вопросом сохранения водяного ореха. По этому свое наблюдение за восстановлением численности ореха планирую продолжить 2019-2020 годах.

Выводы:

1. Озеро Манжерокское - уникальный природный объект, где произрастает реликтовое растение- водяной орех чилим.

2. Необходимыми условиями произрастания являются чистая, теплая вода и наличие ила на дне озера.

3. Растение находится под угрозой исчезновения, занесено в Красную книгу Республики Алтай. Загрязнение водоёма и массовое истребление растения может привести к его исчезновению в озере.

4. Необходимо проводить природоохранную работу среди учащихся нашей школы и местного населения.

Заключение.

Я надеюсь, что благоустройство, очистка и поддержание чистоты озера и его берегов благоприятно скажется на экологии озера в целом и численность чилима сохранится и даже приумножится. Природоохранная работа поможет привлечь внимание жителей нашей Республики к исчезающему виду растения и заставит задуматься о необходимости бережного отношения к окружающей природе. Надо приложить все возможные усилия для того, чтобы сохранить это ценное редкое уникальное растение.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Соузгинская средняя общеобразовательная школа»

Исследовательская работа

«Сохраним водяной орех»

Выполнила: Кузнецова Мария,

учащаяся 7 класса

Руководитель: Титова Л. Н.

учитель химии, биологии

с. Соузга,2018год

Содержание

Введение…3

I.Обзор литературы…. 4-6

1.1. История названия…4

1.2. Уникальность чилима…. 4

1.3. Биологическое описание…. 5

1.4. Особенности экологии и фитоценологии…. 5

II. Результаты исследования….6-7

III. Выводы…8

IV. Заключение…. 9

Используемая литература…. 10

Приложение…11-14

Введение.

Актуальность темы.

Человек в своей жизни и хозяйственной деятельности не только приспосабливается к окружающей природной среде, но и изменяет ее. При этом многие виды животных и растений или исчезают совсем, или находятся на грани исчезновения. В нашем районе к таким исчезающим растениям относится водяной орех плавающий (чилим, рогульник, занесенный в Красную книгу Республики Алтай. Категория статуса редкости -1. Орех является реликтовым растением. Произрастает это растение на озереМанжерокском. Ежегодно на этом озере отдыхают сотни местных жителей и гостей нашей Республики. Из-за необычной формы плодов водяной орех срывают на сувениры, из него изготавливают амулеты, обереги. Следовательно, проблема экологии и сохранения водяного ореха очень актуальна.

Цель исследования:

Основная цель исследования -изучение экологического состояния озера Манжерокского, причин исчезновения водяного ореха ипривлечение внимания к восстановлению и сохранению чилима.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Задачи:

6. Изучить литературу по данному вопросу;

7. Исследовать экологическое состояние о. Манжерокское;

8. Исследовать территориюраспространения и условия необходимые для произрастания водяного ореха;

9. Выяснить причину исчезновения водяного ореха у местных жителей;

10. Озвучить проблему и пути решения по восстановлению реликтового вида.

I. Обзор литературы

1.1. История названия.

Латинское название чилима появилось не просто так. Римляне применяли против вражеской конницы коварное оружие – calcitrapa, "ловушка для пятки". Это были небольшие железные шары с четырьмя коническими шипами; как бы такой шар ни лежал, один шип всегда торчал вверх. Их разбрасывали по дну реки на бродах и переправах. Внешнее сходство ореха чилима и "ловушек для пятки" было столь велико, что слово trapa стало названием растения. (Приложение. Рис. 1)

1.2. Уникальность чилима.

Водяной орех (Trapanatans L.) — растение уникальное. Еще фракийцы изготавливали из него хлеб. Кроме того, это ценное лекарственное сырье. В Китае и Индии его применяли как вяжущее, закрепляющее, тонизирующее, спазмолитическое, седативное, потогонное, желчегонное средство.

Свежий сок листьев и цветков в народной медицине использовали для лечения глазных болезней, как антисептик при укусах змей и насекомых. Лекарственным сырьем является все растение, но чаще плоды.

В древности плоды ореха служили и для украшения одежды, и как талисманы. Водяной орех— растение таинственное. Жизнь его полна загадок. Например, не вполне ясно, как опыляются его цветы. Чаще всего происходит самоопыление, причем иногда даже в нераскрывшихся цветах и под водой. (Приложение. Рис. 2)

А некоторые исследователи считают, что над опылением водяного ореха трудятся пчелы, осы, которые рано утром в изобилии над ним летают. Орех необычной формы, как бы с рогами, откуда и пошло его второе название «рогульник». Этими "рогами" чилим зацепляется за почву. Твердых орехов чилима с острыми рогами не решаются коснуться ни рыба, ни утка, ни водяная крыса. Когда зеленая часть растения отомрет, с первыми заморозками орехи опустятся на дно. Всхожесть семян не утрачивается у чилима в течение нескольких десятилетий (40-50 лет, дожидаясь подходящего случая.

Чилим – растение реликтовое. Как почти все цветковые, он появился в начале кайнозойской эры, во времена господства могучих зубастых млекопитающих, многие из которых были растительноядными и обожали кормиться на речных мелководьях. От них-то, способных разгрызать камни, и приходилось чилиму держать оборону. Но травоядные гиганты вымерли, а чилим сохранил свою боевую экипировку до наших дней. (Приложение. Рис. 3)

1.3. Биологическое описание.

Водяной орех плавающий (рогульник, чилим) – Trapanatans L. Семейство Рогульниковые – Trapaceae. Категория и статус. 1. Вид, находящийся под угрозой исчезновения. Однолетнее растение с розеткой плавающих листьев, с тонким ветвистым стеблем 1–2 мм диаметром, обычно сохраняющем на нижнем конце прошлогодний плод. Подводные листья супротивные, линейные, рано опадающие. Плавающие листья широкоромбические, в нижней половине цельнокрайные, в верхней по краю неравнокрупнозубчатые, пластинки 3–4 см длины, 3– 4,5 см ширины, черешки 3–10 см длины, с продолговато-эллиптическим вздутием вблизи листовой пластинки. Цветки белые, в пазухах плавающих листьев. Чашечка колокольчатая, с 4 зубцами, лепестки обратнояйцевидные, выемчатые или цельные, около 10 мм длины, 5 мм ширины, тычинок 4. Плоды около 3 см длины, 3,5– 5 см ширины, ореховидные, с коническим основанием, с 4 попарно супротивными мощными выростами. Цветет в июле, плодоносит в августе-сентябре.Прорастание семени у чилима идет в несколько этапов: появляется толстая и длинная, как канат, семядоля, затем развивается стебель и только после этого - корень. Корень сначала поднимается вверх и только потом опускается вниз, образуя небольшую дугу. (Приложение. Рис. 4)

Летом (июль-август) в пазухах листьев появляются цветки с четырьмя белыми лепестками. Цветки появляются только в утренние часы или вечером, немного выступая над водой. (Приложение. Рис. 5)

Когда из завязей начинают формироваться тяжелые орехи, у листовых черешков увеличиваются воздушные полости, удерживающие растение на поверхности воды.

Во второй половине лета, ближе к осени, листья рогульника краснеют, созревают плоды - орехи. На одном растении их может быть до десятка. (Приложение. Рис. 6,7)

Когда к осени орехи созревают, розетка листьев плывет, словно корабль, нагруженный орехами. Крупные плоды висят в воде, как якоря. Уже поздней осенью листья и стебель чилима сгнивают, а орехи падают на дно, закрепляясь в нем своими рожками. Зацепившийся за дно плод-якорь долгое время удерживает чилим, и течение воды не в силах оторвать и унести растение. (Приложение. Рис. 8,9)

1.4. Особенности экологии и фитоценологии.

Встречается в Майминском районе на озереМанжерокском. Это единственная экологическая ниша распространения на Алтай водяного ореха гребенчатого. Ближайшее местонахождение – в Алтайский край и Кемеровская область. Обитает в пойменных стоячих или слабопроточных водоемах. Иногда выступает в качестве доминанта. Численность и состояние локальных популяций не изучены. Лимитирующим фактором является активная хозяйственная деятельность (строительство гидросооружений, разбор воды на полив, очистка дна от ила, чрезмерная рекреационная нагрузка.

1.5. Процесс распространения

Зрелые плоды почти не способны переноситься водой – они слишком тяжелые и мгновенно тонут. У чилима на «рогах» расположены особые щетинки и зазубрины, которые весьма способствуют тому, чтобы плод прочно прикрепился к шерсти. Основными распространителями водяных орехов являются крупные копытные. Однако в последнее время численность копытных за время господства человека катастрофически снизилась, что стало одной из причин сокращения ареала водяных орехов. А второй причиной стало загрязнение водоёмов.

II.Результаты исследования

Исследование экологии Манжерокского озера, распространение ореха, причин его исчезновения проводилосьс июня по октябрь 2018 года. Использован метод наблюдения за озером, опрос местного населения, знакомство с информацией в СМИ, посещение Национального музея им. Анохина.

Озеро относится к малым озерам Алтая. Название его от алтайского и монгольского слов «Манин саягоноро» «огороженная котловина» и Доингол «Князь-озеро». Расположено в древней долине реки Катунь в 40 км от с. Майма. Озеро имеет форму, близкую к эллипсу, длинной 1112 м, шириной до 240 м. Площадь 376000м2 с водной массой 8000м3. Дно озера ровное, плоское, глубина нарастает от берегов к середине озера. Берега озера низкие, заболоченные. Питание атмосферное, поземное. Прозрачность воды 1,0-1,5 м. Температура воды в июне-июле +20 +24 С, а в при донном слое от +10 до +13. Вода озера является гидрокарбонатной-кальциево-магниевой, слабоминерализованной, мягкой.

Растительность озера представлена 21 родами и 17 семействами.Представители водной растительности озера: водяной орех, кувшинка, гидрилла, камыш, тростник, рогоз, белокрыльник болотный, вахта трехлистная, осоки. Берега заболоченны, с угнетенным лесом и кустарником. (Приложение. Рис. 10)

Животный мир представлен околоводными видами: ондатрой, полевками. Из рыб водятся карась, линь, окунь, щука.

В начале лета я видела, что озеро было заилено. Группировка водяного ореха находится по правому берегу озера. Озеро является местом отдыха для местных жителей и гостей Республики. Отдыхающие оставляют мусор по берегам озера, вырывают водяной орех и кувшинки. (Приложение. Рис. 11)

Из беседы с местными жителями выяснено, что озеро еще каких то 15 лет назад озеро намного лучше, чище. Водяной орех активно произрастал и распространялся по правому берегу озера. В настоящее время идет массовое истребление этого растения на сувениры как местными жителями, так и отдыхающими.

В конце лета была проведена очистка озера и благоустройство его берегов. Из местной газеты я узнала, что завершили экологическую реабилитацию Манжерокского озера, уникального природного объекта, в Республике Алтай, произвели выемку иловых отложений, которая позволила очистить воду и увеличить глубину озера примерно на 1,5 метра, при этом специалисты смогли сохранить места произрастания белых лилий и занесенного в Красную книгу России водного ореха чилим. По словам главы региона, озеро необходимо было спасти от антропогенного воздействия и варварского пользования. После завершения работ по реабилитации этого уникального памятника природы здесь в короткие сроки был облагорожен берег, появилась аллея. (Приложение. Рис. 12)

Восенью на озере я наблюдала, что стало меньше водяных лилий, а ореха не было видно на глади озера. Местные жители говорят, что орех не любит грязную воду, и растет в иле, а после очистки, вода стала мутная и орех ушел. Для восстановления ореха нужно время.

Я, как и местные жители, обеспокоена вопросом сохранения водяного ореха. По этому свое наблюдение за восстановлением численности ореха планирую продолжить 2019-2020 годах. Кроме того я хочу выступить на школьной конференции о сохранении водяного ореха, и обратиться к населению нашего района о необходимости сохранения этого уникального растения через газету «Сельчанка».

Выводы:

Таким образом, проводя исследование по данной теме,я пришла к следующим выводам:

1. Озеро Манжерокское- уникальный природный объект, где произрастает реликтовое растение- водяной орех чилим.

2. Необходимыми условиями произрастания являютсячистая, теплая вода и наличие ила на дне озера.

3. Растение находится под угрозой исчезновения, занесено в Красную книгу Республики Алтай. Загрязнение водоёма и массовое истребление растения может привести к его исчезновению в озере.

4. Необходимо проводить природоохранную работу среди учащихся нашей школы и местного населения.

Заключение.

Я надеюсь, что благоустройство, очистка и поддержание чистоты озера и его берегов благоприятно скажется на экологии озера в целом и численность чилима сохранится и даже приумножится. Природоохранная работа поможет привлечь внимание жителей нашей Республикик исчезающему виду растения и заставит задуматься о необходимости бережного отношения к окружающей природе. Надо приложить все возможные усилия для того, чтобы сохранить это ценное редкое уникальное растение.

Рогульник так, живя средь вод спокойных,

Пускает листья в виде нитей стройных;

Но волоски ветвятся много раз

И пьют они, как жабр,жизни газ;

Когда ж до водной глади достигает,

Широкие он листья распускает,

Сожженный солнцем, испаренья шлет

И радостно струи эфира пьет.

Э. Дарвин «Храм природы»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Исследовательская работа по английскому языку учащейся 3 класса «Ложные друзья» .

Исследовательская работа учащегося «Исчезнувшие буквы русского языка» СОДЕРЖАНИЕ I. ВВЕДЕНИЕ II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1. Теоретическая часть. 2. Практическая часть. III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. IV.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..

Исследовательская работа учащегося 4 класса «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Тезисы к исследовательской работе по теме «Современный взгляд школьника на здоровый образ жизни» Автор: Лапачков Ярослав Обучающийся 4 класса.

Исследовательская работа учащихся 4 класса «Мы — волонтёры» КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ОТКРЫТИЕ» Тема работы: «Мы-волонтёры» Секция особых работ Авторы: учащиеся 4 «А».

Исследовательская работа учащейся 4 класса «Рождение глиняной игрушки» КОНФЕРЕНЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ «ОТКРЫТИЕ» Тема: «Рождение глиняной игрушки» Секция «Технология» Выполнила Фролова.

Научно-исследовательская работа учащихся 4 класса «Цветущая клумба» Тема работы: «Цветущая клумба» Секция «Юный природовед» Авторы: учащиеся 4 «А» класса МБОУ СОШ №30 Холова Александра Заробиддиновна.

Научно-исследовательская работа учащихся 4 класса на тему «Разведение фиалок на подоконнике» Научно-исследовательская работа на тему: «Разведение фиалок на подоконнике» Выполнили: ученицы 4 «А» класса, МБОУ №30 Г. о. Подольск,.

Научно-исследовательская работа по астрономии учащегося 5 класса «Верить ли гороскопам?» Акмолинская область город Степногорск средняя школа № 8 имени А. П. Гайдара Кавяцкас Дайнюс 5 класс Верить ли гороскопам? Секция:.

Образец психологической характеристики на учащегося 1 класса Психологическая характеристика воспитанника Ф. И. О. 23. 01. 2009 г. р. Ф. И. учится в 1 классе общеобразовательной школы. Мальчик из неполной.

Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7»Проектно-исследовательская работа ученика 1 класса «Магическая цифра 7» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа села Аркадьевка» Архаринского района Амурской.

Библиотека изображений:
  • Овощи
  • Птицы
  • Дикие животные
Автор публикации:
Исследовательская работа по биологии учащегося 7 класса «Сохраним водяной орех»
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 08:46
+96Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки