МААМ-картинки

Исследовательская работа учащейся начальной школы «Полезные свойства мёда»

Досумбетова Виктория
Исследовательская работа учащейся начальной школы «Полезные свойства мёда»

Оглавление

Введение___3- 4

Цели и задачи исследования;

Объект исследования;

Предмет исследования;

Методы исследования;

Гипотеза;

Актуальность темы.

Глава 1. Теоретическая часть___5-12

1.1 История пчеловодства

1.2 Классификация мёда

1.3 Полезные свойства мёда и продуктов пчеловодства

Глава2. Практическаячасть___13-15

2.1 Социологическое исследование

Публикация «Исследовательская работа учащейся начальной школы „Полезные свойства мёда“» размещена в разделах

2.2 Проверка качества меда

Заключение___16

Литература и информационные ресурсы___17

Приложение___18-22

Введение

Мёд – уникальный продукт природы, богатый ценными питательными веществами, целительно влияющий на организм. Японцы называют мёд королем натуральных продуктов. Его можно есть с молоком и творогом, хлебом и кашами. Истинное наслаждение пить чай с божественным сотовым медом. А сколько сладостей готовят с медом и из меда. Мёд издавна считался отличным средством для продления жизни, улучшения самочувствия, восстановления сил и лечения от различных заболеваний.

Мой дедушка занимается пчеловодством. Когда я простудилась, и у меня болело горло, мама мне давала тёплое молоко с мёдом, натирала грудь и спину мёдом, чтобы я не кашляла. И я быстро поправилась! Я задумалась, действительно ли мёд такое чудодейственное лекарство, почему его хвалят? Мне захотелось больше узнать о полезных свойствах мёда.

Цель работы : узнать о полезных свойствах мёда.

Задачи исследования :

1. Изучить литературу.

2. Выяснить из чего состоит данный продукт.

3. Узнать полезные свойства мёда и использование продуктов пчеловодства.

4. Провести анкетирование

5. Проверить качество мёда

Объект исследования :мёд.

Предмет исследования : свойства мёда

Методы исследования :

изучение;

анкетирование;

эксперимент;

наблюдение;

анализ;

Гипотеза: если я изучу дополнительную литературу, то узнаю о целебных свойствах мёда и смогу дать полезные советы своим одноклассникам.

Актуальность темы: в зимний период, люди часто болеют простудными заболеваниями, а чаще всего дети, так как у них слабый иммунитет и не хватает витаминов. Сейчас все актуальнее становится тема об использовании природных продуктов, одними из которых являются продукты пчеловодства. Они помогают нам вылечить болезни, а так же оставаться здоровыми и энергичными.

Теоретическая и практическая значимость работы : мои исследования расширят мой кругозор, помогут узнать о полезных свойствах мёда.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1История пчеловодства

Пчеловодство к нам пришло еще из древних времен. Впервые пчеловодство появилось в Египте. Сохранились древнейшие летописи на большой плите, которая хранится сейчас в Сицилии. Из этих свитков можно было прочесть, что пчеловодство в Египте было уже во II-тысячелетие до нашей эры. При раскопках также находили эмблемы, гробницы фараонов, где была изображена пчела. Отсюда мы видим, что Египтяне преклонялись перед пчелой, она у них считалось священной. Древние люди разыскивали дупло диких пчел и собирали так мед. Со временем, в Египте научились плести улья из прутьев, также использовали керамические улья из обожженной глины. Египтяне хорошо знали полезность меда и даже лечебные свойства воска, прополиса. В V веке из Египта пчелы были завезены в Грецию. Греки,более глубже стали изучать разведение пчеловодства. Они научились отличать матку от рабочей пчелы и трутня. В VI тысячелетие до нашей эры пчеловодство заняло большей части Европы. Греки, Египтяне стали применять перевозку пчел на медосбор. У Греков вели государственный закон Солона, в нем указывалось, на каком расстояние нужно расставлять пасеки.

В X – XI в. пчеловодство появилось на Руси. На Руси пчел держали в колодах, потом появились разобранные дуплянки. Пасеки устанавливали около жилья, а когда начиналось цветение, вывозили в поле. Размножение пчел стало контролироваться. В 1814 года был изобретен рамочный улей. Изобрел его, знаменитый русский пчеловод Прокопович П. И. Первый в мире рамочный улей сделал в 1815 году. Это еще не все его заслуги, в 1828 году он открыл первую в России школу пчеловодства. С 1827 года стали появляться его статьи. После его смерти в 1866 году была опубликована его книга по разведению и уходу пчел. В 1889 году открылась фабрика в Вятке по изготовке рамочных ульев. Много лет вывозился мед и воск в огромных количествах в другие страны. [2]

На Руси мёд считался уникальным целебным продуктом. Русская кухня предлагает мёд, как самостоятельное блюдо и как дополнение ко многим блюдам. Ломти сотового мёда и плошки мёда были желанным угощением на праздничном столе. Медовые пряники, медовый квас, пироги медовые, плиточный мёд, блины с мёдом — список можно продолжать и продолжать.

Одно из первых, дошедших до наших дней, упоминаний о мёде в древней Руси есть в записях греческого историка Геродота, жившего 2500 лет назад. Он писал, что народы, населявшие территорию нашего государства, обширно торговали воском и мёдом. Следующее и более позднее упоминание о русском мёде содержится в торговом договоре 911 года. Русь в средние века поставляла мёд в другие страны, и получала годовой доход, равный пяти тоннам золота!

Поначалу, пчеловодство на Руси было примитивным. Славяне селились по берегам рек и водили пчёл в бортевых лесах. Слово «борть» означает дупло дерева, отсюда и названа одна из первых форм пчеловодства – бортничество. Это, когда пчелиные семьи населяют дупла деревьев. Пчёл в этих лесах было очень много, так как славяне помимо естественных дупел деревьев использовали искусственно вырубленные дупла и лёгкие подвесные улья – кошы — для заселения пчёл. Часто в лесу можно было найти дупла с 240-320 кг (или 15-20 пудами по старым меркам) превосходного сотового мёда.

Обширные лесные угодья (пчёлы не водятся в хвойных лесах) назывались бортным ухожеем. Все это способствовало появлению на Руси крупных пасек, некоторые из которых содержали более 1000 ульев. Такие большие пасеки разводили в царских и княжеских поместьях.

Русские люди ценили мёд и за его лечебные свойства. В одном старинном русском лечебнике есть запись: «Мёд есть сок с росы небесной, который пчёлы забирают во время доброе с цветов благоуханных, многу и угоден бывает к лекарству от многих болезней». Мёду приписывали магические свойства и применяли в обрядовых ритуалах.

С той поры прошло несколько веков, но и в наше время мёд активно применяют в народной медицине. И он по-прежнему является любимым лакомством для большинства людей. Привычный продукт имеет такую большую историю. Нам стоит прислушаться к опыту предков и вернуть мёду его ценность и важность на нашем столе. [3]

1.2 Классификация мёда

Мё д различают:

• по ботаническому происхождению

• по географическому происхождению

• по товарному виду

• по консистенции (густоте)

• по цвету и прозрачности

• по вкусу и запаху.

Виды мёда по происхождению

По происхождению натуральный мёд может быть цветочный и падевый.

Цветочный мёд производится пчёлами в процессе сбора и переработки нектара, выделяемого нектарниками растений как цветковыми, так и внецветковыми.

Падевый мёд пчёлы вырабатывают, собирая падь (сладкие выделения тли и некоторых других насекомых) и медвяную росу с листьев или стеблей растений. Падевый мёд содержит повышенное количество минеральных веществ, поэтому его не оставляют для зимовки пчел.

Виды цветочного мёда

В зависимости от медоносного растения, нектар которого был собран пчёлами, мёд различается по цвету, вкусу и запаху. Если мёд получен с одного определённого вида растения, то его называют монофлорным, обычно ему придают название этого растения — например, липовый, кипрейный, гречишный, подсолнечниковый. Если пчёлы собрали нектар с разных растений, то такой мёд обычно называют полифлорным (смешанным, или просто цветочным. Необходимо осознавать, что получить мёд с одного медоносного растения практически невозможно — рядом с пасекой обычно одновременно цветёт несколько медоносов, а при откачке вместе с самым свежим мёдом могут попадать старые запасы пчелиной семьи, собранные ранее с других растений.

Известные виды мёда по медоносам :

• акациевый мёд

• дягилевый мёд

• высокогорный мёд

• кориандровый

• каштановый мёд

• молочайный мёд

• подсолнечный мёд

• рапсовый мёд

• гречишный мёд

• донниковый мёд

• клюквенный мёд

• ивовый мёд

• липовый мёд

• кипрейный мёд

• клёновый мёд

• лопуховый мёд

• люцерновый мёд

• мелиссовый мёд

• майский мёд

• морковный мёд

• мятный мёд

• мёд с верблюжьей колючки

• одуванчиковый мёд

• огуречный мёд

• осотовый мёд

• падевый мёд

• пустырниковый мёд

• разнотравный мёд

• резедовый мёд

• рябиновый мёд

• сурепковый мёд

• серпуховый мёд

• синяковый мёд

и другие.

Менее точные, но достаточно популярные, названия видов мёда могут происходить по тому угодью, с которого мёд собран пчёлами. Луговой, полевой, степной, лесной, горный, плавневый, таёжный. Нередко мёд называют и по географической местности, связанной с его происхождением. [7]

Виды мёда по консистенции

По консистенции центробежный мёд может быть жидким или закристаллизовавшимся («севшим»).

Жидкий мёд — нормальное состояние свежего мёда после откачки из сот (обычно мёд текущего пчеловодного сезона). Жидкий мёд имеет разную степень густоты (вязкости). Вязкость мёда зависит от большего или меньшего содержания в нём воды и отчасти от температуры окружающего воздуха. Жидкий мёд может получаться также нагреванием закристаллизовавшегося мёда, при этом могут теряться некоторые полезные свойства мёда. Слишком жидкий мёд может свидетельствовать о недостаточной выдержке его в сотах, его называют «незрелым».

Закристаллизовавшийся («севший») мёд — образуется естественным путём из жидкого мёда. Мед с цветов одуванчика «садится» наиболее быстро (примерно от 2-3 дней до 1 недели, разнотравье (в зависимости от медоносов, с которых он был собран) «садится» через два—три месяца после откачивания из сот. Севший мёд не теряет своих свойств в результате кристаллизации. В севшем мёде в зависимости от величины кристаллов различают крупнозернистую, мелкозернистую и салообразную садку. В крупнозернистом мёде сростки кристаллов сахара бывают более 0,5 мм в диаметре, в мелкозернистом — менее 0,5 мм, но ещё различимы невооружённым глазом. Иногда закристаллизовавшийся мёд имеет настолько мелкие кристаллы, что масса мёда кажется однородной, салообразной.

Виды мёда по цвету, прозрачности, вкусу и запаху

По цвету мёд делят на светлый и тёмный с многочисленными переходными оттенками от белого до красновато-коричневого. Цвет мёда зависит от растений, из нектара которых получен мё д: относительно светлые виды мёда получаются из соцветий липы, подсолнечника, акации, относительно тёмные — из гречихи, молочая.

Прозрачность жидкого мёда,зависит прежде всего от количества попавшей в мёд при откачке перги. Мёд может мутнеть и в результате начавшегося процесса его кристаллизации.

Натуральный мёд, как правило, имеет сладкий вкус. Резкий кисловатый привкус присущ только испорченному, забродившему мёду. Аромат (запах) мёда обусловливается особенностями того или иного растения. Мёд, собранный пчёлами с одного определённого растения, имеет обычно свой характерный вкус и аромат. При известном опыте можно, например, безошибочно определить гречишный мёд. Своеобразный аромат имеет мёд липовый, бодяковый, собранный с цветков подсолнечника. Аромат смешанного мёда отличается чрезвычайным разнообразием и часто не даёт возможности определить его происхождение. Для получения желаемого цвета и аромата разные виды мёда могут смешиваться. [4]

1.3Полезные свойства мёда и продуктов пчеловодства

Мед – продукт, который широко известен всем. Он обладает замечательным вкусом и необычайно ароматен. Его любят представители разных возрастных категорий. Но помимо того, что он вкусен, мед обладает массой полезных свойств, для человека. Его используют как в кулинарии, так и в лечебных целях.

У меда богатая история. Его ценили и употребляли еще в глубокой древности. В частности, один из талантливейших медиков, который творил в древние времена – Авиценна, пропагандировал мёд, как продукт, который способен принести огромную пользу для организма и сохранить молодость.

Мед является продуктом жизнедеятельности пчел – медоносов. Получают его из переваренного нектара. Однако, помимо меда, широко используются и другие продукты жизнедеятельности пчел, в частности воск, перга, маточное молочко, прополис и. Все те продукты, которые вырабатываются пчелами, таят в себе массу полезных свойств, для нашего организма.

Благодаря наличию калия, мед обладает свойством уничтожать бактерии. Он образует среду, в которой бактерии просто не могут жить. Бактерии существуют во влажной среде, в ней же они активнее всего развиваются, а калий лишает их этой влаги, что приводит к их скорейшему уничтожению.

В то, что мед способен уничтожать бактерии долгое время никто не верил. Но проживающий в Колорадо и работающий в местном сельскохозяйственном колледже доктор – бактериолог исследовал это полезное свойства меда. Он проводил множество испытаний, в ходе которых в мед помещались бактерии. Результаты исследования оказались положительными. Мёд действительно убивал микробы. Более слабые микробы, такие как тифозные микробы и подобные им, не выдерживали и суток. Более сильные – возбудители брюшного тифа, держались двое суток. Те микробы, которые находились в воде и в кишечнике умирали через пять часов, а те, кто вызывал хроническую бронхопневмонию, исчезали уже на четвертый день. Микробы, которые вызывают такие заболевания как: плеврит, гнойный абсцесс и перитонит погибают по прошествии десяти часов, как и дизентерийные микробы. Впоследствии, опыты которые были проведены ученым, были повторно проведены другими, но результаты неизменно оставались прежними.

Мед содержит следующие полезные вещества : магний, железо, фосфор, марганец, калий, хлор, кальций. Это все – природные элементы, ведь они происходят из почвы, затем попадают в растения, из которых пчелы добывают нектар. Соответственно, чем богаче почва этими минералами, тем больше их содержится в составе меда. [5]

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. [5]

Мёд - продукт жизнедеятельности растений, состоящий из переработанного пчелами нектара цветков с добавлением ферментов и цветочной пыльцы. Для того чтобы произвести 500 г меда, одной пчеле необходимо 10 млн. раз слетать от улья к цветку и обратно. А чтобы получился 1 кг меда, пчеле надо собрать нектар с 19 млн. цветов. Конечно, килограмм меда собирает много пчел. Но и у одной пчелы немало работы : в день рабочая пчела посещает в среднем 7 тысяч цветов. За сезон улей заготовляет от 15 до 30 кг меда.

Прополис - это пчелиный клей, которым пчелы заделывают щели в улье. У прополиса приятный аромат, горьковатый вкус. Установлено, что прополисом можно лечить многие заболевания кожи и слизистых оболочек. Под воздействием прополиса хорошо заживают простые резаные и долго не заживающие раны. Прополис содержит эфирные масла, воск, пыльцу. Лечебные свойства : обезболивающее, противозудное, противомикробное, тонизирует организм, повышает иммунитет, укрепляет эмаль зубов.

Воск пчелиный-Этот продукт вырабатывается восковыми железами пчелы. Выделяют его только молодые пчелы. Состав воска сложный и до конца не выяснен. Воск очень богат витамином А, необходимым для развития эпителия кожи, слизистой бронхов, горла, носа, желудка и кишечника, для остроты зрения. Пчелиный воск находит применение в медицине. Он входит в состав некоторых пластырей, мазей, кремов.

Пчелиный яд - это своеобразный продукт жизнедеятельности пчел, весьма древнее целебное средство. Пчелиный яд прозрачен, имеет резкий запах, напоминающий запах меда, горький и жгучий вкус. В последнее время в медицинской практике стали применять препараты пчелиного яда для подкожных инъекций, а также мази для втирания. Лечебное действие: противовоспалительное, обезболивающее, противомикробное.

Маточное молочко вырабатывается молодыми рабочими пчелами и предназначается для кормления личинки, из которой развивается молодая матка, и самой матки. Маточное молочко в свежем виде представляет желеобразную массу, по консистенции похожую на крем или кисель. «Королевское желе» содержит минеральные соли, микроэлементы, витамины. Лечебное действие: повышает содержание эритроцитов и гемоглобина в крови,повышает аппетит, стимулирует рост волос, улучшает память и зрение, повышает иммунитет.

Пыльца используется в медицине для лечения малокровия у детей. Она повышает содержание эритроцитов и гемоглобина. А ещё пыльца – биологический стимулятор. Пыльцу собирают при помощи специальныхпыльцеуловителей.

Забрус - это срезанные полоской верхние крышечки запечатанных медовых сотов. Исследования показали, что забрус, является высокоэффективным средством при лечении бактериальных и вирусных заболеваний носоглотки и верхних дыхательных путей, при этом не вызывает аллергии. [8]

Глава II. Практическая часть

2.1Социологическое исследование50 человек (см. Приложение1)

С целью изучения информированности учащихся о мёде, нами была проведена анкета. И вот какие результаты мы получили. На вопрос:

АНКЕТА

1. Любите ли вы мед?

да -80%

нет -20%

2. Знаете ли вы, чем полезен мед?

Укрепляет здоровье -26 %

От простуды –30%

От кашля – 24%

Не знаю -20%

3. Где вы приобретаете мед?

на рынке-16%

в магазине – 24%

у знакомого пчеловода-60%

4. Часто ли вы сталкиваетесь с некачественным медом?

да -12%

нет -48%

иногда- 40%

5. Как вы распознаете качество меда?

по вкусовым качествам -60%

по сертификату соответствия –10%

никак-30%

6. В каких целях вы используете мед и продукты пчеловодства?

как лакомство -38 %

в качестве лекарства - 60%

для приготовления пищи - 2%

7. Какие продукты пчеловодства вы используете чаще всего?

мед- 94 %

прополис – 6%

ВЫВОД:Большинство опрошенныхлюбят мед. Некоторыеучащиеся не знают о полезных свойствах меда. В основном мёд приобретают у знакомых пчеловодов и распознают по вкусовым качествам. Многие используют мёд в качестве лекарства.

2.3 Проверка качества меда (см. Приложение 2)

Чтобы получить больше меда и быстрее, чем обычно, некоторые недобросовестные пчеловоды ставят вблизи ульев сахарный сироп, и пчелы тогда уже не отправляются на поиски нектара, а перерабатывают сахар. Такой же мед является фальсифицированным и, конечно же, не обладает лечебными свойствами. Для фальсификации меда, к нему подмешивают самые различные продукты: сахарный сироп (обыкновенный сахар, сахарин, свекловичная или крахмальная патока, картофельную, кукурузную и другие каши, муку, мел, песок, и т. д.

Мы приобрели пятьобразцов мёда. Образец №1- мёд моего папы, образец № 2-мёд моего дедушки, образец №3-мёд пчеловода изс. Алексеевка,образец№4-мёд купленный на Ярмарке мёда (Алтайский мёд, образец №5 – мёд, купленный на рынке у неизвестного пчеловода.

1. Цель: определение аромата и вкуса и цвета мёда.

Цвет меда лучше определять при дневном освещении. Различают светлый, средний и темный мед. Светлые сорта считаются лучшими. Однако это не всегда справедливо. К примеру, мед темной окраски, например гречишный, может содержать больше железа, меди и марганца и других важных веществ и быть более ценным для организма, чем светлый. Цвет меда не является стабильным признаком, на основании которого можно определять качество этого продукта. На цвет оказывают влияние многие факторы, которые не снижают его качества. Мед, собранный с одних и тех же медоносов, может иметь разную окраску, поэтому он не может быть забракован только по показателю цвета.

Рассмотрим наши образцы, №1 и №3 самые тёмные. Образец № 2 немного светлее, а №4 и №5 почти белого цвета.

Аромат меда - важный признак его качества. Ценные сорта меда отличаются обычно нежным, приятным ароматом.

Мы понюхали мёд, и сравнили все образцы. Более сильный аромат оказался у образца № 1и №3, у образца №4 запах более нежный, а у № 2 и №5 запах еле уловимый.

Вкус меда может служить объективным показателем. В соответствии со стандартом он должен быть сладким, приятным на вкус, без посторонних привкусов. Мы попробовали мёд на вкус все образцы мёда. Все образцы сладкие, приятные на вкус.

Вывод: Исследуя все образцы, мы пришли к выводу, что самый светлый образец № 4 и №5, а самый тёмный № 3 и №1. Самыми ароматными оказались образцы №1 и № 3, на вкус все весь мёд очень приятный и сладкий.

2. Цель: Определение посторонних примесей.

Нерастворимые посторонние примеси установить легко. В пробирку или колбочку кладут пробу меда и заливают водой. Мед размешивают до полного растворения. Если мед чист, раствор получается слегка мутный, без осадка. При наличии примесей - на дне пробирки образуется осадок, или на поверхности воды появится примесь.

Мы взяли стакан с водой, затем добавили мед и все перемешали до полного растворения.

Вывод: Все образцы мёда полностью растворились, не оставив примесей на дне. В представленных образцах посторонних примесей нет.

3. Цель: Выявление примеси мела.

Примесь мела легко обнаружить, прибавляя в уже растворенный в пробирке мед нескольких капель кислоты или уксуса. В этом случае произойдет вспенивание. Смесь начинает кипеть вследствие выделения углекислого газа, что доказывает наличие мела (известковой воды).

Мы проделали этот опыт со всеми образцами, вспенивания и кипения не произошло.

Вывод: В наших образцах примеси мела нет.

4. Цель: Выявления примеси муки и крахмала.

К пробе меда, разбавленного водой, мы добавили несколько капель обыкновенного йода (настойки). Синяя окраска смеси указывает на положительную реакцию - наличие примеси. Добавим к небольшому количеству разбавленного водой меда, каплю йода. Наши образцы под номерами 1,2,3,4. проверку прошли. А вот образец под №5 проверку не прошёл, раствор посинел.

Вывод: Образцы под номерами 1,2,3,4 при добавлении йода не посинели. Раствор №5 посинел, значит, в этом мёде есть мука или крахмал.

5. Цель: Проверить, добавлены ли в мёд вода и сахар.

Для этого на промокательную бумагу капнем мед и подождем 3-5 минут. Мед не растекся по бумаге, образуя влажное пятно. Мы проделали этот опыт со всеми образцами и поняли, что воды и сахара в наших образцах нет.

Вывод: В наших образцах сахар и вода не содержится.

Пчел, приносящих нектар, подкармливают еще и сахарным сиропом. Они перерабатывают сахар так же, как нектар. В этом случае подделку трудно установить даже лабораторным путем.

Заключение

Мы познакомились с историей пчеловодства, узнали о полезных свойствах мёда. Провели анкетирование и эксперимент по определению качества меда. В моей работе я постаралась использовать сведения из жизненного опыта моего дедушки и папы, полученные лично, занимаясь пчеловодством. Я познакомилась со свойствами меда и его особенностями, научились отличать настоящий мед от меда с добавками. Пчелиные продукты употребляются как в медицине, так и в кулинарии они очень полезны.

Литература

1. Васильков И. А. «Путешествие в страну нектара», 1985г.

Изд. Детская литература.

Ресурсы Интернет

2. https://az-priroda.ru/tajnaya-istoriya-pchelovodstva.html

3. https://ligauspexa.ru/istoriya-pchelovodstva-na-rusi/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki

5. https://www.likefoods.ru/sladosti/myod-poleznye-svojstva-i-vred.html

6. https://zdorovja.com.ua/content/view/130/255/1/2/

7. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/14814

8. https://vkys-jzizni.ru/produkty-pchelovodstva-poleznye-svoystva-i-primenenie/

Публикации по теме:

«Преемственность ДОО с учителями начальной школы в условиях ФГОС» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №1 «Cветлячок» с приоритетным осуществлением.

Исследовательская работа «Свойства песка» Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развитие исследовательских способностей. Задачи: 1. Познакомить со строением песка и его особенностями;.

Коллективная работа с пожеланиями учителю к выпускному начальной школыКоллективная работа с пожеланиями учителю к выпускному начальной школы Плакат я задумала к выпуску сына из 4 класса. Хотелось сделать что-то необычное и запоминающееся. Ребята в классе сына поддерживают любую.

Открытый просмотр НОД для учителей начальной школы Цель занятия. Закрепление и обобщение полученных за учебный год знаний и умений. Задачи занятия. - Развивать познавательный интерес и мотивацию.

Положение о портфолио учащихся начальной школы Положение о портфолио для учащихся начальной школы (составлена на основе государственного стандарта начального общего образования).

Сценарий новогоднего утренника для начальной школы Сценарий новогоднего утренника для начальной школы. Автор : Корабельникова Галина Серафимовна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 30 г.

Сценарий утренника «Последний звонок» для начальной школы Сценарий утренника «Последний звонок в начальной школе» Звучит Гимн Ведущий: Дорогие ребята, родители, учителя, наши гости! Мы все немного.

Сценарий выпускного для начальной школы Вступление. 1Светло и нарядно сейчас в нашем зале, И пышные всюду букеты стоят. Сегодня мы праздник весёлый встречаем, И каждый событию.

Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы Технология взаимодействия семьи, детского сада и начальной школы: описание, анализ и оценка опыта. Раиса Ширяйкина Аналитическая справка.

Сценарий праздника «Выпускном из начальной школы» Яндекс. Диск Первая часть: Выпускной в 4 классе. 2017г. Ведущий: Уважаемые учителя и гости! Мы Вас очень рады видеть на нашем празднике.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа учащейся начальной школы «Полезные свойства мёда»
Опубликовано: 6 января 2018 в 23:06
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД