МААМ-картинки

Исследовательская работа «Юные исследователи — будущее науки». Экспериментирование в детском саду

Галина Кириенко
Исследовательская работа «Юные исследователи — будущее науки». Экспериментирование в детском саду

Оглавление 1 стр

1. Введение, актуальность.

Цель и задачи, работы, степень изученности проблемы в поисковой - исследовательской деятельности. 2 - 4 стр.

2. Методика исследований их формы. 4 - 10 стр.

3. Результаты исследований. 10 - 25 стр.

4. Выводы. 25 - 26 стр.

5. Заключение. 26 - 27 стр.

6. Список используемой литературы. 27 стр.

7. Приложение.

Введение.

Публикация «Исследовательская работа „Юные исследователи — будущее науки“, Экспериментирование в детском саду» размещена в разделах

Ребенок - дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую работу или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Китайская пословица гласит: «Расскажи -- и я забуду, покажи -- и я запомню, дай попробовать -- и я пойму».

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» В этой познавательной деятельности - экспериментировании, выделяют основную особенность: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Дети прирожденные исследователи, что подтверждает их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача моя, как педагога состоит в том, чтобы эту деятельность у детей активно поощрять.

Цель:

Развивать у детей познавательный интерес, наблюдательность, любознательность и способность к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

- раскрыть сущность процесса опытно-экспериментальной деятельности у детей;

- расширение представлений детей об окружающем мире через собственную экспериментальную деятельность;

- показать основные моменты и формы опытно-экспериментальной деятельности;

- в ходе опытно-экспериментального занятия повысить кругозор детей, развить наблюдательность, повысить уровень коммуникативных и творческих способностей дошкольников среднего возраста, развить память, внимание, воображение;

- воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении;

Методика исследований их формы.

Экспериментальная деятельность, продуктивная деятельность, познавательное чтение, наблюдения, конкурсы, викторины.

Опытно -экспериментальная деятельность тесно связанна со всеми видами деятельности, с такими, как наблюдение и труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование элементарных математических представлений.

Выделяют два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности у дошкольников.

Первый вид характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй вид ориентировочно-исследовательской деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

- делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы к новым данным;

-делает обобщения.

Существуют разные формы работы с детьми : группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

Поэтому познавательная исследовательская деятельность организовывается в форме диалога ребенка с взрослым (воспитателем, преподавателем, родителями) и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.

Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.

Важно создавать условия по организации самостоятельной поисковой исследовательской деятельности детей.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. На прогулке юные исследователи решают важные проблемы: что произойдет со снегом, если его положить на трубу теплотрассы и можно ли на ней высушить варежки, как освободить бусинки из ледяного плена и т. п.

Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Для организации детского экспериментирования в групповой комнате могут быть созданы мини-лаборатории в уголках природы. Это место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослыми исследовательскую деятельность, где решается одна из главных задач - научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Отношения воспитателей с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем? как? что будет? если, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый - не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в которые проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы.

Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. В костюмах героев появляются соответствующие детали: большой карман для вопросов у Зайчика-Любознайчика, рюкзачок для нужных и интересных вещей у Утенка-Удивленка - все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса к экспериментальной деятельности.

1. Формы образовательной работы с детьми :

• опыты, эксперименты

экспериментирование на прогулке

• индивидуальная работа с детьми

• самостоятельная экспериментальная деятельность

• дидактические игры

• подвижные игры

• труд в природе и в уголке природы

• чтение художественной литературы

• беседы

• просмотр презентаций, мультфильмов.

2. Формы работы с родителями :

• Мастер класс

• Консультация

• Буклеты, памятки

• Беседы

• Ручной труд

• Развивающая среда.

Результаты исследований.

Предполагаемый результат:

• Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

• Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

• Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;

• Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;

• В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.

Перспективы:

• Внедрить в работу группы данную исследовательскую работу по опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);

• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;

• Пополнять предметно – развивающую среду;

• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.

Новизна:

• Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.

Этапы проведения исследовательской работы.

Этапы Содержание деятельности Сроки

Организационно – диагностический Анализ научной и методической литературы. Педагогическая диагностика на начало исследовательской работы.

Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.

Организация предметно – развивающей среды Сентябрь 2018 г.

Практический Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.

Октябрь-февраль

2018-2019гг.

Заключительный Педагогическая диагностика на конец исследовательской работы.

Презентация исследовательской работы на родительском собрании. Февраль 2019 г.

Перспективный план исследовательской работы по опытно – экспериментальной деятельности на 2018 – 2019гг.

Месяц Вид деятельности Тема Цель

Октябрь Беседа - рассказ Экскурсия в детскую лабораторию Повышение интереса к исследовательской деятельности.

Познавательное видео. Волшебные стеклышки Познакомить детей с приборами для наблюдения.

ООД Свойства веществ Формирование представлений о свойствах веществ.

Опыт Строение веществ Расширение представлений о строении знакомых веществ

Опыт Растворяются, не растворяются Познакомить детей с таким свойством, как растворимость.

Ноябрь ООД «Воздух невидимка» Расширять знания о воздухе.

Опыт «Где теплее» Выявить что теплый воздух легче холодного.

Подвижная игра «Поймай воздух» Закреплять знания о воздухе в процессе игры.

Беседа «Органы дыхания» Расширить знания у дошкольников об органах дыхания человека.

Декабрь Презентация «Воды земного шара» Познакомить детей, что большую часть земного шара занимает вода.

Опыт «Куда делась вода» Выявить процесс испарения воды.

Опыт «Помощница вода» Использовать знания о повышении уровня воды для решения познавательной задачи.

Экспериментирование на прогулке «Свойства воды» Расширить представления о свойствах воды.

Январь Познавательный мультфильм «Фиксики» (магнит) Познакомить с происхождением магнита.

Опыт «Магнитные силы» Выявить свойства магнита.

Беседа -эксперимент «Сила тяготения» Дать детям представления о силе тяготения.

Опыт «Два магнита» Выявить особенность взаимодействия двух магнитов.

Д/игра «Поймай рыбку» Закреплять знания о магните в процессе игры.

Февраль Беседа «В мире электричества» Расширить представление детей о электричестве.

Эксперимент «Волшебный шарик» Установить причину статического электричества.

Игра - эксперимент «Чудо прическа»

Познакомить с проявлением статического электричества.

Презентация «Что такое молния» Выявить что гроза это проявление электричества в природе.

Март ООД «В мире цветов»

Труд в уголке природы «Пересадка цветов» Овладение навыками пересадки комнатных растений.

Опыт «Вершки корешки» Выяснить что раньше появляется из семени.

Опыт «Фильтрование воды» Познакомить с процессами очистки воды разными способами.

Чтение х/л «Цветок огонек» Закреплять знания детей о цветах в процессе чтения х/л.

Апрель презентация «Планеты Солнечной системы» Обогатить и систематизировать представление детей о космосе.

ООД «Космос»

Беседа «Далеко-близко» Познакомить детей с тем, как удаленность от солнца влияет на температуру воздуха.

Чтение х/л Ирис Ревю «Звездочка Алида Закреплять знания детей о космосе в процессе чтения х/л.

Май Наблюдение «Вода испаряется с помощью ветра» Доказать что ветер быстрее испаряет влагу.

Беседа «Растения и удобрения» Дать детям понятия, что рост растений зависит от почвы.

Труд на огороде «Животворное свойство воды» Выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

Д/игра «Что где растет» Уточнить и закрепить знания детей о принадлежности объекта к экологической системе «Луг»

Сентябрь Экскурсия «Парковый лес» Расширять представление детей о многообразии растительности и его обитателях в процессе экскурсии в парковый лес.

Опыт «Куда тянуться корни» Установить связь видоизменений частей растения с факторами внешней среды.

Опыт «Запасливые стебли» Доказать что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

презентация «Лес защитник и лекарь» Выявить защитную роль леса в лесостепной климатической зоне.

П\игра «Крылатые семена» Закрепить знания о семенах в процессе игры.

Октябрь Опыт «Крепкий спичечный коробок» Определить упругость воздуха.

Опыт «Сухой из воды» Продемонстрировать существование атмосферного давления.

Презентация «Мир металлов» Познакомить детей с разновидностями металлов.

Беседа «Роль металлов в жизни человека» Познакомить детей с ролью металлов в жизни человека.

Ноябрь Презентация «Жемчужина Урала» Познакомить детей с природными ископаемыми на территории РБ.

Опыт «Качества природных ископаемых» Познакомить с качествами природных ископаемых.

Опыт «Свойства песка и глины» Формировать знания детей о свойствах песка и глины.

ООД «Рисование на камне» Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Развивать фантазию, творческое воображение, образное мышление.

Д/игра «Гора и камешки» В игровых образах закрепить особенности полезных ископаемых.

Чтение х/л «Сказка про лежач-камень, под который вода не течет» Закреплять знания детей о камнях в процессе чтения х/л.

Декабрь Эксперименты на прогулке «Взаимодействие воды и снега» Закрепить знания детей о двух агрегатных состояниях воды.

Опыт «Воздух под водой» Выявить что воздух легче воды, имеет силу.

Опыт «Изменение объёма жидкости» Выявить изменение объема жидкости при замерзании.

Д/игра «Водоем» Расширять знания об экосистеме водоемов.

П/игра «Мы водные капельки»

Январь Опыт «Как быстрее» Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Опыт на прогулке «Звуки в воде» Выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Ручной труд «Спичечный телефон» Изготовить простейшее устройство для передачи звука.

Перспективный план работы с родителями

Форма работы Тема

Беседа дома с детьми: «Кто такие учёные», «Что такое эксперимент

Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Ручной труд:

Беседа:

- Изготовить с детьми водяной фильтр из разнообразных материалов.

- «Как организовать игры с водой».

Памятка:

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию

Консультация: «Играя, познаем».

Привлекать родителей к пополнению коллекции: «Разные ткани»

«Бумажная страна»

Мастер – класс: «Интересные опыты с детьми»

Результаты диагностики на начало исследовательской работы (сентябрь 2018).

Таким образом, результаты диагностики на начало исследовательской работы показали следующее :

С высоким уровнем развития – 26% (6) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.

Со средним – 53% (11)- в большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковые действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем ниже среднего – 21% (4). Дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Результаты диагностики на конец исследовательской работы (февраль 2019 г.)

Таким образом, результаты диагностики на конец исследовательской работы показали следующее :

С высоким уровнем развития - 58% (12)- дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем развития – 32% (7) -в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С уровнем развития ниже среднего – 10% (2)- включается в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Выводы.

В своей исследовательской работе мы пришли к выводу что, развитие исследовательских способностей дошкольников через новые педагогические технологии – такие как проектная деятельность, в образовательной практике способствуют развитию у детей поисково-исследовательской активности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения. Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Дальнейшее использование разработанной и предложенной модели позволит нам совершенствовать исследовательскую активность дошкольников и определить дальнейшие шаги в развитии детей и взаимодействии с родителями. Включение методов исследовательского обучения в образовательный процесс, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также согласованная совместная работа воспитателей, родителей и педагога-психолога способствуют качественной подготовке детей к обучению в школе.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны для нас, поэтому считаем, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!

Заключение.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от нас. Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Во время наблюдения и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций.

Методика проведения экспериментирования в педагогическом процессе не представляет особых сложностей. В детском саду не должно быть четкой границы между обычной жизнью и проведением опытов. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.

Список используемой литература:

1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы».

2. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М. : Мозаика-синтез, 2015.

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. СПб. : Детство-пресс, 2012.

4. Куликова И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. М. : Педагогическое общество России, 2005.

5. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М. : Сфера, 2001.

Публикации по теме:

«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе«Юные исследователи». Экспериментальное занятие в старшей группе Экспериментальное занятие в старшей группе. " Юные исследователи " Цель. Развивать у детей интерес к познанию нового на основе жизненных.

Фотоотчёт «Юные исследователи»Фотоотчёт «Юные исследователи» Фотоотчёт «Юные исследователи» В нашей группе прошло интересное занятие по развитию речи. На занятии дети были исследователями: каждый.

Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи»Фотоотчет ко Дню российской науки о работе детского объединения дополнительного образования «Юные экобиологи» Фотоотчет о работе детского объединения дополнительного образования "Юные ЭКОбиологи" (ко Дню российской науки). Автор: Седова Наталья Владимировна,.

Исследовательская деятельность детей в детском садуИсследовательская деятельность детей в детском саду Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Исследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментированиеИсследовательская деятельность детей в детском саду. Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем.

Познавательно-исследовательский проект «Юные исследователи» Проект «Юные исследователи"Актуальность проекта «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и.

Рисование-экспериментирование в семейном детском садуРисование-экспериментирование в семейном детском саду Мой малыш увлечен рисованием с раннего возраста. В свои три года он очень любит малевать в различных "раскрасках" (старательно и аккуратно).

Экспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДОЭкспериментирование в детском саду как необходимое условие реализации ФГОС ДО Давайте ответим на вопрос, какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка-дошкольника? С введением Федерального Государственного.

Экспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбруЭкспериментирование в детском саду. Рисование на воде. Техника эбру Уважаемые коллеги, разрешите представить вашему вниманию удивительный и очень занимательный эксперимент с водой и красками, который посчастливилось.

Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики.Экспериментирование в детском саду. Вулкан. Как пьют растения. Солевые кристаллики. Роль детского экспериментирования достаточно велика, т. к. детское экспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательская работа «Юные исследователи — будущее науки». Экспериментирование в детском саду
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 10:05
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД