Лариса Морозова
Исследовательски-творческий проект с детьми младшей группы «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Автор проекта : воспитатель Морозова Лариса Владимировна, ГБУЗ РК «Дом ребёнка «Ёлочка», г. Симферополь, Республика Крым.
Классификация проекта :
по количеству участников: групповой;
по содержанию: интегративный;
по продолжительности: краткосрочный(3 недели);
по характеру доминирующей деятельности: исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы «Почемучки», воспитатель, музыкальный руководитель.
Публикация «Исследовательски-творческий проект с детьми младшей группы „В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла“» размещена в разделах
- Елочка, ёлки. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Интеграция с другими образовательными областями: познавательное развитие, развитие речи, ФЭМП, музыка, физическая культура, коммуникация, продуктивная деятельность.
Актуальность проекта.
Во время зимней прогулки рассматривала с детьми деревья, растущие на участке дома ребёнка. Внимание детей привлекла ель. Возникли вопросы: «Почему все деревья стоят без листьев, а елочка по-прежнему зеленая?», «Чем отличается елка от других деревьев?», «Почему елочку украшают на Новый год?», «Почему деревья зимой не распускают листья?». Таким образом, выявилось, что у детей недостаточно общих и экологических знаний о ели.
Цель проекта :развитие свободной творческой личности ребёнка, вовлечение каждого участника педагогического процесса в активный, познавательный и творческий процесс.
Задачи проекта.
Образовательные задачи:
• формирование познавательного интереса у детей, воспитание основ экологической культуры (эмоциональное, бережное отношение к природе);
• Формирование ценностного отношения к объектам живой природы на примере дерева ель.
Развивающие задачи:
• углубление и систематизация у детей знаний о живой и неживой природе;
• развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
опытным путем показать детям, что зимой деревья не умирают, а «спят»;
• активизировать словарь детей: еловый лес, ёль, ёлочка, колючая иголочка.
Воспитательные задачи:
• формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
• воспитывать аккуратность при работе; умение работать сообща;
• создание условий для детской познавательной деятельности;
• Воспитание экологической культуры.
Гипотеза исследования.
Огромную роль в экологическом образовании детей играет практическая, исследовательская деятельность. В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. Ель – очень красивое и полезное хвойное дерево, которое используется для озеленения, лечения и является символом Нового года.
Чтобы сохранить это дерево, необходимо знать его строение, особенности произрастания, способы выращивания, пользе для человека и животных. Познакомить детей с описанием ели в художественной литературе (потешки, стихотворения, сказки).
Ожидаемые результаты:
• развитие у детей наблюдательности (узнают и называют ёль на изображениях, в парке среди других деревьев, экологических знаний;
• обогащение активного и пассивного словаря детей за счет слов: «зеленая», «колючая», «растет», «низкая», «высокая» и т. д.
• воспитание нравственных и эстетических чувств;
• активизация у детей интереса к исследовательской деятельности;
• развитие личности ребенка, умение взаимодействовать друг с другом и педагогом;
• формирование у детей бережного отношения к окружающей среде.
Систематическая работа в данном направлении способствует развитию у ребенка таких качеств, как:
• Любознательность.
• Способность рассуждать и мыслить.
• Способность к оценке.
• Изобретательность.
• Настойчивость (целеустремленность).
• Требовательность к результатам собственной деятельности.
Предполагаемые продукты проекта :
открытое занятие «В гости к ёлочке».
выставка творческих работ детей, участие в новогоднем утреннике, презентация проекта.
Этапы реализации проекта :
1 этап — аналитический:
• формулирование проблемы, цели проекта;
• определение продукта проекта; составление плана деятельности, создание предметно-развивающей среды.
2 этап – поисковый:
• сбор, анализ и систематизация информации о строении и условиях произрастания ели, ее значении для человека и способах ее применения.
3 этап – практический:
• организация исследования в рамках проекта, организация НОД и совместной деятельности детей и педагога;
4 этап – заключительный:
• Организация выставки совместных работ воспитателя и детей «Ёлочка-красавица» (продуктивная деятельность);
• Презентация проекта коллегам.
Организационные формы работы над проектом :
Непосредственная образовательная деятельность:
• «Зайкина ёлка» (углубление и систематизация знаний детей об условиях для роста ели, её строении, использовании для новогоднего праздника);
• «Ёлочка-красавица» (формирование эстетических чувств и развитие художественных навыков в аппликации, лепке, рисовании).
Совместная деятельность педагога и детей:
• наблюдение за елочкой на участке дома ребенка, рассматривание ствола, веток, иголочек, сравнение с другими деревьями;
• проведение опытно-экспериментального исследования : наблюдение за веткой ели в стакане воды (показать детям, что деревья не «умирают зимой, а спят, пьют воду»); рассматривание ветки ели в группе, сравнение с веткой березы.
Развлечения: новогодний утренник.
Беседы с детьми :
• «О пользе ели» (расширение представлений о пользе ели для жизни животных и птиц, познакомить с традициями использования елки как символа Нового года);
• «Как елочку сберечь» (формирование представлений о правилах поведение в лесу с деревьями, расширять экологические представления об охране лесов, воспитывать любовь к родной природе);
• «Кто может обидеть нашу ель, и как мы можем ей помочь?» (Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут навредить живой ели).
Чтение и разучивание стихотворений о ели:
• «Ёлочка» С. Михалкова, «Елочка» О. Высотской, «Хороший подарок» И. Токмаковой, «Елка в лесу» А. Барто, «Наряжаем елку» Т. Тонина, (развивать желание сохранять красоту природы, воспитывать сочувствие к маленькой ёлочке)
• Просмотр мультфильмов:
• «Снеговик-почтовик», «Зима в Простоквашино».
Дидактические игры:
• «Сделаем елочке иголочки» (развивать мелкую моторику, с помощью прищепок сделать елочки иголочки);
• «Что есть у елочки» ( закрепление знаний о строении дерева: ствол, ветви, корни);
• «Сложи ёлочку» (упражнять детей в умении составлять ёлочку из треугольников разной величины, развивать внимательность, мелкую моторику);
• «Найди самую высокую ёлку» (развитие умения сравнивать несколько предметов по высоте)
Проведение пальчиковой гимнастики, физкультминуток:
• «Попади в ёлочку снежком», «Елочка», «Едем в лес за елочкой».
Выставка работ детей «Новогодняя елочка».
Спасибо за внимание.