Папки-передвижки

Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 3

юлия королева
Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 3

Глава 2. Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

2.1. Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям

Для того чтобы ребенок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в детский сад.

Публикация «Исследовательский проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“, Часть 3» размещена в разделах

Многие родители стремятся правильно воспитывать детей, но у них не всегда хватает на это знаний и опыта. В одних семьях излишне опекают детей, считая, что в раннем возрасте ребенок ничего самостоятельно делать не может. Родители предупреждают каждое его действие, любую попытку самостоятельности, ублажают любой каприз. В других семьях бытует мнение, что воспитывать ребенка просто рано, необходим только уход за ним. Есть такие родители, которые относятся к детям раннего возраста как к маленьким взрослым, предъявляя к ним большие и часто непосильные требования. Наконец, встречаются и такие родители, которые считают, что основная роль в воспитании принадлежит яслям, саду, а они только могут оценивать, хорошо или плохо работают воспитатели.

Успешная адаптация ребенка к условиям детского сада во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

Детский сад является тем педагогическим учреждением, которое может и должно дать родителям квалифицированные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания. Но, к сожалению, нередко родители встречаются с персоналом детского сада лишь тогда, когда впервые приводят своего ребенка в группу. Подготовка ребенка в семье порой ограничивается словами: “Тебе там будет хорошо!”. Родители не всегда в должной мере осознают, что, приходя в детский сад, ребенок попадает в иные условия, существенно отличающиеся от семейных.

В семье родители для ребенка являются постоянными воспитателями. В детском саду же воспитатели сменяют один другого, могут быть различны по характеру, требованиям, по тону общения.

Если ребенок дома капризничает, совершает нежелательные поступки, одни родители все прощают, другие – наказывают, третьи – внимательно анализируют причины такого поведения. При этом каждый рад и готов забыть все прегрешения ребенка, если он проявит какое-то новое умение, навык, хотя это является закономерным для развития малыша.

В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОУ индивидуальный подход к ребенку обусловливается, с одной стороны знанием психических и физических его особенностей, да с учетом его эмоционального настроения в данное время, состояния здоровья. С другой стороны, воспитатель строго согласует свои действия с программными задачами воспитания и развития малыша. Различный характер реагирования на поступки ребенка - также важная черта, которая отличает условия воспитания в семье от условий в детском саду.

Часто ребенок раннего возраста не может быстро и безболезненно привыкнуть к изменениям, особенно если ему в этом не помогает взрослые.

Ведь в группе, как правило 20 и более человек, а он привык видеть не более 5-6 чел. в своей семье. Поэтому непременным условием благополучной адаптации ребенка является единство требований, приемов и методов воздействия, согласование тактики введения ребенка в систему общественного воспитания.

При поступлении ребенка в детский сад особое значение имеет его физическая подготовленность. Организм детей первых лет жизни больше, чем в старшем возрасте подвержен заболеваниям, родители должны закалять их. Необходимо обеспечить малышу пребывание на свежем воздухе в любое время года, проводить с ребенком гимнастику, учить выполнять физические упражнения, развивать навыки ходьбы, бега, лазанья. Важным средством закаливания являются воздушные ванны и водные процедуры, но их нужно выполнять в соответствии с существующими правилами.

Одежде ребенка также следует уделять внимание. Если его излишне кутать, то вследствие несовершенства терморегуляции малыш может легко вспотеть, а это ведет к охлаждению организма и простудным заболеваниям. А слишком легкая одежда также может стать причиной заболевания.

Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.

Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др., между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться.

Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, педагог должен обращать их внимание на эту сторону воспитания, раскрыть основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность. Он может показать характерные ошибки, дать советы, как отучить малыша от нежелательных привычек, раскрыть значение своевременного формирования необходимых навыков и полезных привычек для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период [5].

Воспитатель сам должен проявлять терпение и настойчивость в воспитании навыков и привычек. Но нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, необходимо время.

Необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам.

Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания.

Научить ребенка вступать в общение с взрослыми и детьми - одна из основных задач родителей при подготовке малыша к поступлению в детское учреждение. На это должна быть направлена работа детского сада с семьей.

В период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывание, кормление и т. д., а также стереотипов общения.

Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его [7]

Поэтому, знакомясь, с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, воспитатель узнает особенности его развития и поведения, и, если необходимо, вносит соответствующие коррективы в форме совета и убеждения родителей.

2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей ГБОУ школа №368 «Лосиный остров» Подразделение №3 1 мл. гр.

Цель: определить особенности привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения; определить группу адаптации.

Организация исследования: работа проводилась на базе ГБОУ школа №368 «Лосиный остров» Подразделение №3 1 мл. гр. Педагогический процесс организуется в соответствии с программой Парамоновой «Истоки» с детьми работают воспитатели Бутримова Н. А. и Савельева Ж. С.

В 1-ой мл. гр. 21 ребёнок.

Для проведения исследования выбрана подгруппа детей:

Корнев Серёжа, 2 года 5 месяцев

Иванов Виталик, 2 года

Кузьмина Людмила, 2 года 6 месяцев

Шкляев Евгений, 2 года 3 месяца

Трущенков Виталий, 2 года

Баранова Надя, 2 года 5 месяцев

Шишова Наташа, 2 года 2 месяцев

Богданова Лариса, 2 года 6 месяцев

В ходе исследования проведено наблюдение поведения детей в период адаптации, беседы с воспитателями, родителями, психологом, мед. сестрой.

Характеристика поведение детей:

Корнев С. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Отлично влился в коллектив.

Иванов В. Речь менее активная, в деятельности подражает взрослым, со взрослыми в общении не проявляет инициативы. С детьми малоактивен.

Кузьмина Л. Эмоциональное состояние стабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми проявляет инициативу; речь активная. Во взаимоотношении с детьми сама проявляет инициативу.

Шкляев Е. Эмоциональное состояние нестабильное, навыки предметной деятельности сформированы; со взрослыми не всегда вступает в контакт, речь активная. Со сверстниками не общителен.

Трущенков В. Эмоциональное состояние нестабильное, речь пассивная, в деятельности проявляет наблюдение за действиями взрослых и сверстников.

Баранова Н. Эмоциональное состояние стабильное, не общительная с детьми, часто рядом с воспитателем, речь плохо развита.

Шишова Н. Эмоциональное состояние стабильное, речь активная, предметная деятельность слабо развита, во взаимоотношении со взрослыми – ответная реакция, с детьми – проявляет инициативу.

Богданова Л. Эмоциональное состояние- стабильное, речь активная, навыки предметной деятельности сформированы, во взаимоотношении со взрослыми проявляет инициативу. Со сверстниками неохотно взаимодействует.

В целом адаптация детей проходила неплохо. Оценка эмоционального состояния, деятельности детей, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, сна, речи детей позволили определить группы адаптации:

– к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека;

– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека;

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.

Данные результаты групп адаптации детей ГБОУ школа №368 «Лосиный остров» Подразделение №3 в 1-ой мл. гр. занесены в таблицу (Презентация)

2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей к условиям к дошкольного образовательного учреждения

Цель: спроектировать психолого-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей 1-ой мл. гр. к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанников.

Первоочередным является сбор сведений о ребенке, семье. Для этого родителям предлагаются анкеты (Приложение А, где родители, отвечая на предложенные вопросы, дают исчерпывающую характеристику своему ребенку. В свою очередь сотрудники ДОУ анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребенка, сформированности его навыков, об интересах и т. п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный период, помочь детям легче привыкнуть к новым для них условиям.

Для оптимизации процесса успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения также необходимо провести работу с семьей – дать квалификационные рекомендации по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания (соблюдение режима дня в семье, сформированности необходимых культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания, умение ребенка вступать в общение со взрослыми и детьми). Проводя беседы с родителями будущих воспитанников детского сада, раскрываются основные закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность; значение своевременного формирования необходимых навыков для общего развития ребенка и для его хорошего самочувствия в адаптационный период. Воспитатели знакомят родителей с картами нервно-психического развития детей, объясняя, что должен уметь ребенок этого возраста (Приложение Б, Приложение Д).

До приема детей в группу необходимо проводить родительское собрание, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп детей раннего возраста. Специалисты раскрывают особенности работы детского сада, групп детей раннего возраста, знакомят с направлениями педагогической деятельности образовательного учреждения, отвечают на вопросы родителей.

Для организации успешной адаптации детей раннего возраста, воспитатели составляют план воспитательно-образовательной деятельности воспитателей 1 мл. гр. ГБОУ школа №368 «Лосиный остров» Подразделение №3 (Приложение Г). При этом выбирают разнообразные направления работы: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические игры, подвижные игры, способствующие возникновению положительных эмоций у детей, элементы устного народного творчества. Использовались различные методы, приемы и формы организации детей, как в групповой комнате, так и на свежем воздухе.

А также для того чтобы прошла успешная адаптация детей раннего возраста, необходимо следовать следующим рекомендациям для воспитателей и родителей:

Рекомендации для воспитателей:

- любите детей и относитесь к ним как к своим;

- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;

- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;

- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;

- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;

- по возможности посетите семью ребенка, узнайте о привычках и интересах детей;

- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.

В своей работе воспитатели должны использовать анкетирование, папки-передвижки, наглядные формы педагогической пропаганды (стенды, консультации для родителей, беседы с родителями, родительские собрания.

Рекомендации для родителей:

- любите своего ребенка таким, какой он есть;

- радуйтесь своему ребенку;

-разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном;

- слушайте ребенка, не перебивая;

- установите четкие и определенные требования к ребенку;

- не устраивайте для ребенка множество правил;

- будьте терпеливы;

- каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное;

- в разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними;

- поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы;

- чаще хвалите ребенка;

- поощряйте игры с другими детьми;

- интересуйтесь жизнью и деятельностью вашего ребенка в детском саду;

- не позволяйте себе неподобающего поведения в присутствии ребенка;

- помните, что авторитет родителей основан на достойном образце поведения;

- прислушивайтесь к советам педагогов в период адаптации детей к условиям ДОУ;

- посещайте групповые собрания.

Таким образом, совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей является залогом успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения.

На основании проведённых теоретических исследований был разработан примерный план по адаптации детей в ДОУ:

1. этап – Подготовительный

1. Сбор информации о потенциальных воспитанниках. Посещение семьи будущего воспитанника, беседа о детском саде, его традициях, режиме работы. Показ видеоролика о детском саде, группе раннего возраста, сотрудниках группы. Извещение родителей о том, какую помощь может оказать детский сад их ребёнку. Приглашение родителей и ребёнка в гости прогулку на участке детского сада.

2. Приглашение родителей в группу, знакомство с условиями пребывания детей, режимом дня. Беседа о ребёнке, его индивидуальных особенностях, навыках, привычках, любимых игрушках, способах воздействия на него. Знакомство родителей с особенностями адаптационного периода, факторами, от которых зависит его течение. Выработка единых требований к режиму дня и организации воспитательно – образовательного процесса в семье и группе.

3. Анкетирование родителей (Анкета «Давайте познакомимся»).

II этап – Организационный

1. Составление индивидуальной программы подготовки ребёнка в организованном детском коллективе, психолого-педагогического сопровождения его развития в яслях. Оговариваются сроки поступления в группу, разработка (по дням) совместно с родителями режима жизни ребёнка в адаптационный период. Консультация «Ваш ребёнок поступает в детский сад», подготовить памятку для родителей «Собираем малыша в детский сад».

2. Максимальное сближение режима ребёнка в семье и режима группы, приучение малыша к системе требований в ДОУ. Организация «Дня открытых дверей» для малышей и родителей с целью формирования положительных ассоциаций, связанных с группой и детским садом. Памятка для родителей «Режим дня в ДОУ»

3. Практические рекомендации родителям по оздоровлению детей и формированию у них коммуникативных навыков перед поступлением в ДОУ. Памятки для родителей: «Профилактика простудных заболеваний», «Простые правила общения». Родительское (организационное) собрание.

III этап - Адаптация детей к условиям ДОУ

1. Поступление ребёнка в группу (1-2 часа с мамой, другими значимыми родственниками) Консультации: «Адаптация – что это такое», «Что происходит с ребёнком в адаптационный период», «Игра в период адаптации». Постепенное увеличение времени пребывания ребёнка в группе.

2. Наблюдение за поведенческими реакциями ребёнка. Диагностика навыков и умений. Заполнение индивидуального листа адаптации на каждого ребёнка.

3. Проведение индивидуальных и подгрупповых игр и забав с детьми в группе.

4. Консультирование родителей по ходу адаптации ребёнка «Идём в детский сад: нелёгки эти первые шаги».

IV этап – Аналитический

1. Диагностика умений и навыков детей, определение степени адаптации ребёнка. Выводы и рекомендации. Родительское собрание.

Структура работы по адаптации детей к условиям ДОУ

1. Работа с семьёй.

1. Знакомство с семьёй (социальный статус, тип воспитания, традиции, привычки).

2. Информационно – методическая поддержка родителей:

3. Практические занятия.

4. Индивидуальные консультации, беседы.

5. Родительское собрание «Итоги адаптации»

2. Работа в группе.

1. Знакомство с ребёнком (индивидуально –психологические особенности, навыки, привычки, любимые игрушки, способы воздействия).

2. Диагностика навыков при поступлении детей.

3. Игры - забавы по сближению воспитателя с детьми и друг с другом

4. Игры - забавы с учётом проведения индивидуально – психологических особенностей.

5. Диагностика навыков после адаптационного периода.

6. Определение степени адаптации, выводы, рекомендации.

Вывод по главе 2

Для успешной адаптации детей раннего возраста в ДОУ подготовку необходимо начинать в семье.

Необходимо провести родительское собрание, что способствовало бы успешному осуществлению связи между родителями и воспитателями.

Воспитателям необходимо находить индивидуальный подход к каждому ребёнку, создавать комфортные условия и приятную атмосферу для более лёгкой адаптации.

В процессе исследования было установлено, что в целом адаптация проходила неплохо. Были определены группы адаптации:

– к первой группе (сложная адаптация) относятся 2 человека;

– ко второй группе (средняя адаптация) относятся 3 человека;

– к третьей группе (легкая адаптация) относятся 3 человека.

Также, на основе исследований был сформулирован приблизительный план адаптации, который позволил бы детям проходить этот этап более быстро и легко.

Заключение

Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Именно сотрудники детского сада и родители, объединив свои усилия, обеспечивают малышу эмоциональный комфорт.

Поэтому на сегодняшний день актуальна тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н. Д. Ватутина, Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская, В. А. Сухомлинский.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьей ребенка.

Проведения комплексных медико-педагогических мероприятий до поступления ребенка в ясли и в период адаптации к детскому учреждению способствует более легкому привыканию к новым условиям.

Рассмотренные аспекты в ходе дипломной работы доказывают, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению.

Важным фактором, влияющим на характер поведения ребенка в процессе привыкания, является личность самого воспитателя, который должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребенку, уметь привлечь его внимание. Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий, должен уметь управлять поведением детей в сложный для них период привыкания к условиям детского учреждения.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Таким образом, можно сказать, что цель исследования: психолого-педагогическая оптимизация успешной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения, была достигнута, задачи реализованы.

Данная дипломная работа имеет практическую и теоретическую значимость для воспитателей детского сада.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада. Рекомендации родителям «Особенности адаптационного периода детей раннего возраста" Адаптация – это приспособление организма к новым условиям. Во время адаптации.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Родительское собрание на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Цель: содействовать.

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством,.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Консультация для родителей. «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада». Уважаемые родители, вам предстоит сделать важный.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Поступление в дошкольное образовательное учреждение важный этап в жизни ребёнка, который изменяет почти все условия жизни малыша: режим.

Консультация для воспитателей «Адаптация детей дошкольного возраста к условиям образовательного учреждения» Хорошее настроение – лучший Рецепт против плохого поведения. Не осуждайте малышей за плохое поведение – то есть за плохое настроение. Ищите.

Презентация к проекту «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Актуальность проекта: период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. В связи с этим реализация проекта,.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «По дороге в детский сад»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения «По дороге в детский сад» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №5 «Звездочка» г. о.

Родительское собрание во второй младшей группе «Адаптация детей к условиям детского дошкольного учреждения» Цель: установление контакта между родителями и педагогами; моделирование перспектив взаимодействия. Задачи: 1. Познакомить с трудностями.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения». Часть 3
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 21:31
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД