Получи документы

Исследовательский проект «Чудо — лимон»

Соколова наталья Леонидовна
Исследовательский проект «Чудо — лимон»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад №46 «Зоренька»

Исследовательский

проект

«Чудо – лимон».

для детей старшего дошкольного возраста

Автор:

Соколова Наталья Леонидовна

воспитатель высшей

квалификационной категории

г. Новосибирск

Публикация «Исследовательский проект „Чудо — лимон“» размещена в разделах

Данный проект о полезных свойствах лимона познавательный и развивающий, способный заинтересовать детей старшего дошкольного возраста в изучении окружающего их мира. Работа направлена на ознакомление детей с разнообразными свойствами лимона, выделение его достоинства и полезных свойств, которые можно использовать в быту и другой деятельности человека.

Цель проекта : Расширение знаний детей о полезных свойствах лимона для здоровья человека, его применении в быту, парфюмерии, кулинарии.

Задачи:

Собрать сведения о полезных свойствах лимона, о веществах, которые содержатся в его плодах;

Изучить историю происхождения лимона.

Формировать умение получать сведения о свойствах лимона экспериментальным путем;

Побуждать детей к практическому применению полученных знаний в повседневной жизни: помня о полезности лимона, употреблять его в пищу;

Активизировать в речи термины: кислота, реакция, окисление, углекислый газ.

Провести серию опытов по изучению свойств лимона и взаимодействию его с другими веществами.

Вырастить из косточки фруктовое деревце в условиях группы.

По доминирующему методу проект носит : исследовательский, творческий характер.

Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

По продолжительности: среднесрочный (март-апрель 2019г.)

Объект исследования : лимон

Предмет исследования : неживая природа.

Проблема: Многие люди испытывают зимний и весенний авитаминоз, т. е.

нехватку витаминов. Хорошим профилактическим средством являются лимоны. Они не теряют свои полезные свойства в течение долгой зимы и содержат довольно много витамина «С» (аскорбиновой кислоты, которая поддерживает наш организм в рабочем состоянии, укрепляет иммунитет. И это лишь одно из достоинств этого «чудо–фрукта»! Когда кто-то болеет, то всегда пьют чай с лимоном. Интересно, чем же полезен лимон при простуде? (убивает микробы в организме человека). Какими ещё полезными свойствами обладает лимон и есть ли у него другие достоинства? Чем же еще полезен и интересен лимон?

Актуальность: В настоящее время на прилавках наших магазинов можно встретить всевозможные виды овощей и фруктов, в том числе и экзотические для нашей местности. Детей привлекает все самое интересное и необычное. Каждую весну, организуя в своей группе мини - огород на окне, дошкольники с интересом наблюдают за появлением из семени растения: огурцы, помидоры, перец и др., за дальнейшим их развитием, появлениям плодов. Но у старших дошкольников появляются более интересные предложения, о том, что можно вырастить на окне, кроме овощных культур?

Основные принципы реализации проекта

Схема интеграции проекта с образовательными областями

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие Расширять знания детей о лимоне, как о продукте, необходимом в жизни человека; познакомить детей с интересными фактами и полезными свойствами лимона; стимулировать познавательную активность и самостоятельность.

Социально-коммуникативное развитие: Учить устанавливать причинно-следственные связи, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, желание участвовать в совместной трудовой деятельности; приучать соблюдать технику безопасности при проведении опытов.

Речевое развитие: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, обращать внимание на выразительные средства (образные слова и выражения); учить отвечать на вопросы, формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми.

Художественно-эстетическое развитие: Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности: продолжать знакомить детей с нетрадиционными приёмами рисования (лимоном); развивать творческие способности, эстетическое восприятие.

Физическое развитие: Развивать мелкую моторику пальцев рук; формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности (физ. минутки); расширять представления о роли лимона в жизни человека и его влиянии на здоровье.

Ожидаемые результаты: Собрать много интересной информации о лимоне; выяснить с помощью экспериментов, что лимон «удивительный» фрукт и его можно самим вырастить в домашних условиях, и можно использовать в разных видах деятельности.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап: (I – II неделя марта)

Подготовка материалов для проведения исследовательской работы : сбор дополнительной информации о лимоне, его свойствах, подбор литературы, посуды, инструментов для организаций опытной деятельности.

Основной этап: (III – IV неделя марта; I – III неделя апреля)

Опыты с лимоном;

Выращивание лимона из косточки;

Чтение художественной и научной литературы.

Заключительный этап: (IV неделя апреля)

Презентация проекта "Волшебник - лимон"

Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с лимоном»

Формы работы

Рассматривание энциклопедии «Мир растений»;

Беседы с детьми по теме;

Чтение художественной литературы;

Просмотр презентации «Удивительный лимон»;

Рассматривание растения;

Беседа с медсестрой;

Экспериментальная деятельность с лимоном;

Демонстрация фотоальбома «Наши опыты с лимоном».

Выводы:

В ходе проведенной работы мы изучили роль лимона в жизни человека, выделили его полезные свойства, узнали его историю. Лимонные свойства многогранны. Лимон служит как профилактическое, отбеливающее, ароматизирующее, общеукрепляющее вещество. Лимон имеет широкое применение как в кулинарии, косметологии, в быту. Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами и может активно использоваться человеком в разных видах деятельности. Поистине, лимон полезный фрукт, таинственный фрукт, волшебный и загадочный фрукт. Изучили условия выращивания лимона в закрытом грунте. Прорастили косточку лимона, посадили пророщенное семя в грунт. Вели наблюдение за ростом и развитием лимона.

Картотека опытов с лимоном

Опыт №1 «Спасательный жилет».

Оборудование: Две емкости и два лимона (один в кожуре, второй очищен).

Ход проведения: Опустили лимон в кожуре в воду. Но он не утонул, хотя дети пытались его опустить на дно, а лимон без кожуры сразу упал на дно. Рассмотрев лимон в кожуре увидели, что в ней много дырочек. В этих дырочках есть воздух, который держит лимон на воде. У очищенного лимона таких дырочек нет, поэтому он сразу тонет.

Вывод: выяснили, что в лимонной кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают лимон на поверхность воды. Без кожуры лимон тонет, потому что он тяжелее воды, которую вытесняет.

Опыт №2 «Получаем лимонный сок».

Оборудование: Лимон, марля, соковыжималка, ситечко.

Ход проведения: Для приготовления сока следует использовать плоды спелые, здоровые без признаков порчи. Очистили лимон от кожуры и разделили на дольки. Завернули дольки в марлю и стали отжимать сок ручным прессом.

Вывод: чтобы получить натуральный сок, нужно лимон очистить и воспользоваться ручным прессом или соковыжималкой.

Опыт №3 «Яблоко и лимон – друзья».

Оборудование: Яблоко, лимон, тарелка.

Ход проведения: Делим яблоко на 2 части. Выдавливаем сок лимона на 1 часть яблока, оставляем на время, вторая половинка остается без сока лимона. Наблюдаем за изменениями. Половинка, не обработанная соком лимона, стала коричневой. Обработанная половинка останется такой же свежей.

Вывод: под воздействием воздуха повреждённые клетки яблока приобретают коричневый цвет. Витамин С, содержащийся в лимоне, замедляет этот процесс.

Опыт №4 «Лимон надувает воздушный шар».

Оборудование: 1 ч. л. пищевой соды, сок лимона, 3 ст. л. уксуса (или лимонная кислота, воздушный шарик, стакан и бутылка, воронка.

Ход проведения: Наливаем в бутылку воду и добавляем лимонную кислоту. В воздушный шарик, с помощью воронки насыпаем соду и надеваем шарик на горлышко бутылки и постепенно выпрямляем шарик.

Что происходит? Пищевая сода и сок лимона, смешанный с лимонной кислотой, вступают в химическую реакцию, выделяют углекислый газ и создают давление, которое надувает шарик.

Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Опыт №5. «Засекреченное послание».

Цель: Узнать, что происходит с лимонным соком при нагревании.

Оборудование: Половинка лимона, ватная палочка, чашка воды, лист бумаги.

Ход проведения: Выдавить сок лимона в чашку, добавить такое же количество воды. Обмакнуть ватную палочку в раствор лимонной кислоты и воды и написать «письмо» на бумаге этой палочкой. Когда «чернила» высохнут, нагреем бумагу над включенной настольной лампой. На бумаге проявится невидимое слово.

Вывод: лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

Опыт №6. «Чай с лимоном»

Цель: Узнать, как лимон действует на натуральный краситель содержащийся в чае, который меняет цвет наших зубов.

Оборудование: Чайник с заваренным чаем, два стакана, лимон.

Ход проведения: Мы взяли 2 стакана и налили в них крепкий чай. После этого, положили в один из стаканов кусочек лимона. Лимон обесцветил чайную окраску.

Вывод: Благодаря своим свойствам, а именно содержанию лимонной кислоты, лимон обесцветил чай, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.

Опыт №7. «Лимон-пятновыводитель»

Цель: узнать, как «ведет себя» лимон с пятнами на ткани, одежде.

Оборудование: йод, ватные диски, лимон.

Ход проведения: На ватный диск мы капнули йод. Затем на него выдавили лимонный сок. Через некоторое время пятнышко стало исчезать.

Вывод: лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.

Опыт № 8. «Выращивание плесени»

Цель: является ли плесень растением

Оборудование: лимон, полиэтиленовый пакет, тарелка.

Ход проведения: Мы поместили один кусок лимона в полиэтиленовый пакет и плотно закрыли. Второй кусок лимона положил на тарелку, оставил при комнатной температуре, на свету.

Условие эксперимента 1- комнатная температура, отсутствие света для лимона, без доступа воздуха.

Условие эксперимента 2 - комнатная температура, свет, естественная воздушная среда. На третий день на лимоне в пакете появилась плесень.

На седьмой день весь лимон в пакете покрылся плесенью. Лимон №2 на тарелке на седьмые сутки засох.

Вывод: к царству растений плесень не относится. Так как растёт без доступа воздуха и при отсутствии света.

Опыт № 9 «Извержение вулкана»

Оборудование: лимон, сода, пластиковый поддон, красный пищевой краситель, моющее средства, макет вулкана.

Ход проведения: Разрезаем лимон пополам и выжмем сок. Смешиваем в «жерле вулкана» пищевой краситель, моющее средство, теперь добавьте туда соду и добавляем сок лимона. Вот и наш вулкан проснулся!

Вывод: при соединении соды и уксуса начинается бурная реакция с выделением углекислого газа (жидкость для мыться посуды добавляется, чтобы усилить пенообразование, а краситель - для более эффектного цвета, напоминающего лаву).

Опыт №10 «Лимонад»

Цель: Узнать, что произойдет, если соединить соду, лимонный сок и воду.

Оборудование: стакан воды, пищевая сода, лимонный сод.

Ход проведения: В стакан с водой добавили немного лимонного сока, после этого всыпали туда пищевой соды. При соединении этих ингредиентов произошла «шипучая реакция».

Вывод: При взаимодействии соды и лимонного сока, создается реакция, с помощью которой при добавлении воды можно готовить лимонад.

«Выращивание плесени»

«Получаем лимонный сок».

«Яблоко и лимон – друзья».

«Лимон-пятновыводитель»

«Спасательный жилет»

«Чай с лимоном»

«Извержение вулкана»

Теоретическая часть

Лимон.

Растение семейства цитрусовых, вечнозеленое дерево высотой от 3 до 7 метров с колючими ветками и яркими белыми цветками. Лимоном также называют плод этого растения. Выращивают их повсюду в теплых странах. Многочисленные сорта лимона в культуре делят на две группы - древовидные (это деревья высотой до 6 метров) и кустовидные (небольшие до 3 - 4 метров высотой). Кустовидные сорта дают меньше урожая, чем древовидные.

Родина лимона.

Родиной лимона считается Индия, однако, точно остаётся неизвестно где он был выращен. В начале лимоны были завезены и выращены в Италии, а позднее имеются свидетельства выращивания лимонов на территориях Египта, и дальше по всему свету. Ведущими производителями и доставщиками к нам лимонов в настоящее время являются Италия, Испания, Греция, Турция. В России лимоны успешно выращивают на Кавказе. Лимонное дерево постоянно находится в состоянии роста, поэтому он более чувствителен к холоду, чем оранжевые цитрусы и хуже всех он справляется и восстанавливается после обморожения. Резкое падение температуры до -6 градусов мороза серьезно навредит дереву. С другой стороны, лимон дает больше плодов в зонах с прохладным летним периодом. Таким образом, все это дает нам понять, что на земле не много мест для нормального роста лимона.

Лимонное деревце в комнате

Цитрусовые растения, такие, как лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут, совершенно не сложно можно выращивать дома, но уход за ними непростой. Лучше всего комнатное содержание выносит лимон. При создании хороших условий выращенное из семени растение быстро развивается, превращаясь в красивое деревце. Однако цветения такой "дикой" формы лимона придется ждать 8-10 лет и даже более. При хорошем уходе и правильной обрезке кроны комнатные цитрусы уже на третий год приносят первые плоды, а с четырёх-пяти лет начинают давать ежегодно по 50 - 60 штук.

Польза и вред лимона

Лимон содержит Витамины : А, В1, В2, В5, В6, В9, С, Е, РР, и макроэлементы: калий, кальций, магний, натрий, сера, фосфор, хлор. Помимо этого, лимон содержит усвояемые углеводы, белки, жиры, органические кислоты, пищевые волокна, воду и золу. Лимон обладает широким антисептическим действием, убивает вредные бактерии, предотвращает гниение тканей, его широко используют при лечении респираторных вирусных заболеваний, поражающих дыхательные пути. Кислоты, содержащиеся в этом фрукте, одновременно и польза, и вред лимона. Людям с заболеваниями желудка лимон противопоказан к употреблению, поскольку может вызвать боли.

В стоматологии также широко отмечают пользу и вред лимона. С одной стороны, лимон – отличное профилактическое средство против кровоточивости десен, способствует их укреплению, отбеливает зубы и избавляет их от налета. Говоря о пользе лимона, необходимо предупредить и о возможном вреде. Чтобы не разрушить зубную эмаль, сок лимона, даже разбавленный лучше пить через соломинку, а затем тщательно прополоскать рот. Чай с лимоном следует употреблять без косточек плода, так как они обладают противоположным воздействием (в них есть вредные вещества) и нейтрализуют все полезные действия лимона. Также лимон противопоказан детям до трёх лет.

Так или иначе, польза лимона для человеческого организма довольно большая, поэтому, употребляя этот продукт в меру, можно выделить из него только положительные свойства.

Интересные факты, связанные с лимоном.

Факт № 1: Соль и лимон

Если вы пересолили блюдо, не спешите разбавлять его водой — это испортит его вкус. Добавьте лимонный сок и вкус блюда станет вновь приятным. Правда полезным такое блюдо не назовё шь: ведь избыток соли, и кислоты никогда не идут на пользу здоровью.

Факт № 2: Парное выступление

На торжественных обедах чернику принято подавать только в паре с лимоном. Дело в том, что черника мгновенно окрашивает зубы и язык в чёрный цвет, лимон же выступает в качестве спасителя — он очищает зубы и язык от черноты черники.

Факт № 3: «Индийские яблоки»

Из похода на Индию один путешественник привёз плоды лимонов, которые у нас в России стали называть «индийские яблоки». Вкус у тех лимонов был такой, что их ели не морщась, то есть, они были сладкими.

Факт № 4: Помогает выспаться

Лимон помогает побороть бессонницу и весеннее плохое настроение. Однако для этого нужно в течение всего дня съесть целый лимон.

Список литературы

1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2005.-192 с.

2. Киселева Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.

3. Куликова В. Н. - "Лимон - природный целитель. Издательство: АСТ, 2009 г.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. /Под общ. ред. Прохоровой Л. Н. - М. : АРКТИ, 64 с.

5. Шайденкова Л. В, Гаврилов Г. С. Лимон. Выращивание. Уход. Разведение. Издательство: Харвест, 2006 г.

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект «Мяч-мой друг!» Цель: Формирование потребности в укреплении своего здоровья с помощью работы с мячом. Задачи: 1. Совершенствование двигательных умений в.

Исследовательский проект «История музея»Исследовательский проект «История музея» О проекте: Тип проекта: информационно-исследовательский Категория детей: подготовительная группа «Родничок» Предмет: окружающий мир Длительность.

Исследовательский проект «История поселка» ВВЕДЕНИЕ: Основополагающий вопрос: Что я знаю об истории своей малой родины? Мы родились в современном посёлке Правохеттинский. В нашем.

Исследовательский проект «Соль-волшебница»Исследовательский проект «Соль-волшебница» Исследовательский проект "Соль - волшебница". Участники проекта :дети, родители и воспитатели группы «Буратино». Паспорт проекта :информационный.

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон»Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе. Проект «Лимон» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ. Тема проекта: «Лимон». Тип проекта: информационно-познавательный,.

Познавательно-исследовательский проект «Чудо-огород на окне» Проект направлен на расширение кругозора детей, воспитание у детей любви к природе, развитие интереса к исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага»Познавательно-исследовательский проект «Интересная бумага» Базисный компонент: Работа по проекту проводится в соответствии с направлениями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного.

Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы»Познавательно-исследовательский проект: «Я и часы» Познавательно-исследовательский проект в подготовительной группе «Я и часы» Для детей: 6- 7 лет Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Творческо-исследовательский проект «Чудо-календарь!» Введение. Под Новый год пришел он в дом Таким румяным толстяком, Но с каждым днем терял он вес И, наконец, совсем исчез. (Календарь) Наступил.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Чудо — лимон»
Опубликовано: 17 января 2020 в 16:38
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД