Получи документы

Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Наталья Каркозова
Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

«Формирование естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Воспитатель : Каркозова Н. А.

Средняя группа № 3

МБДОУ д/с «Улыбка»

2017 – 2018 учебный год

с. Песчанокопское

2017 г.

Содержание

Актуальность

Констатирующий эксперимент (часть1)

Формирующий эксперимент

Констатирующий эксперимент (часть 2)

Психолого – педагогические выводы

- Теоретическое обоснование (научное обоснование)

Публикация «Исследовательский проект „Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности“» размещена в разделах

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы

Приложение

Список литературы

Актуальность:

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, в них заложена жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. Моя задача - удовлетворить потребность детей, что в свою очередь, приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. В свете чего я решила активизировать в группе экспериментальную деятельность. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, потому что постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и т. п. Необходимость объяснить увиденное, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Кроме того, детская экспериментальная деятельность позволит мне работать над формированием таких исследовательских умений, как: ставить проблему, которую необходимо решить, предлагать возможные варианты решения, исследовать предметы и явления окружающего мира, сравнивать, делать выводы.

Проблема:

Проведя в начале учебного года констатирующий эксперимент, мною было выявлено, что не все дети умеют объяснить увиденное и выстроить закономерность, в силу своих возрастных особенностей – не знакомы с таким методом получения знаний, как исследование предмета.

Цель:

Формирование естественно – научных представлений у воспитанников через организацию экспериментальной деятельности.

Задачи:

- учить детей использовать опыт практической деятельности для получения новых знаний и установления закономерностей;

- учить детей сопоставлять факты и выводы из своих рассуждений;

- выявить условия внешней среды, необходимые для роста растений (свет, вода, тепло);

- систематизировать знания о циклах развития всех растений;

- формировать элементарные экологические представления о песке, глине, бумаге, камнях; их свойствах;

- дать навыки определения веса предметов лёгкий (легкий/тяжёлый); представление о том, что их плавучесть зависит от формы и тяжести;

- знакомить со свойствами воды, воздуха;

- способствовать развитию первоначальных навыков связной доказательной речи дошкольников;

- способствовать развитию личностных качеств (умения сотрудничать друг с другом, отстаивать свою точку зрения).

Гипотеза: дети научатся узнавать новое об объекте, его свойствах, качествах через непосредственное его исследование; начнет формироваться доказательная речь детей, что послужит положительным началом для умения составлять рассказы-рассуждения, детский коллектив станет более сплочённый.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

Вопросы:

1. Какие условия необходимы для роста растений?

2. Как влияет свет на рост растений?

3. Когда растениям дышится легче?

4. Как определить легкий предмет или тяжелый?

5. Какие предметы тонут в воде, какие плавают?

6. Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что на поможет?

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3 4 5 6

Как влияет свет на рост растений? Когда растениям дышится легче? Какие условия необходимы для роста растений? Как определить легкий предмет или тяжелый? Какие предметы тонут в воде, какие плавают? Если мы не знаем ответа на предложенные вопросы, как мы можем узнать ответ? Что нам поможет?

1 - - - - - -

2 + + - - - -

3 + + - - - -

4 + + - - - -

5 - - - - - -

6 - - - - - -

7 - - - - - -

8 + + - - - -

9 - - - - - -

10 + + - - - -

11 - - - - - -

12 + - - - - -

13 - -

14 - - -

Выводы: проведя небольшое обследование детей, я увидела, что не все могут ответить на поставленные вопросы и что ответы на них ребята не могут получить через опытную (экспериментальную деятельность).

В связи с чем, я поставила перед собой задачи не только по ознакомлению детей с теми или иными природными объектами, их свойствами, закономерностями, но и с методами получения этих знаний, составив перспективное планирование по организации данной работы. Достижения поставленных задач мы вместе с детьми будем добиваться в различных видах детской деятельности, но в основном – в экспериментальной, активировав работу в центе экспериментирования.

Перспективное планирование

по «Формированию естественно – научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»

Содержание

Эксперименты Чтение художественной литературы Оборудование, необходимое для эксперимента. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

Сентябрь

«Вода не имеет вкуса» Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр» Стаканчики с водой, соль, сахар.

Схема: вода не имеет вкуса

«Какого цвета вода?». Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» Стаканчики с водой, цветная гуашь, чай, кофе.

Схема: вода - бесцветная

«Есть ли форма у воды. Чтение сказки С. Прокофьева «Про серую тучку» Вода, емкости разной формы.

Схема: вода не имеет формы

Октябрь

«Пар – это тоже вода» Чтение экологической сказки «Почему идет дождь? Е. Ульевой Кружка с кипятком, стекло.

Иллюстрация «Превращение воды в пар»

«Как вытолкнуть воду?» Мерная емкость с водой, камешки, предмет в емкости.

Рисунок: как вытолкнуть воду

«Растворение веществ в воде (соль, сахар, мука) Сосуды разного размера, вода, соль, мука, сахар, ложки.

Схема: Вода – растворитель, но не все вещества в ней растворяются

«Сухой песок сыплется» Емкости с песком, поднос. Иллюстрации по использованию человеком песка, песочные часы, воронка

Ноябрь

«Мокрый песок принимает любую нужную форму» Емкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос, формочки. Иллюстрации песочных построек

«Выявление свойств глины, как сделать глину мягкой». Чтение сказки О. Хаксли «Глиняный парень» Сухая глина, вода, стеки, салфетки, фартуки.

Альбом глиняных поделок (посуда, игрушки и пр.)

«Песок хорошо пропускает воду, а глина плохо» Емкости с песком и глиной, сито, стакан с водой, две воронки, вата Сито, лупа

«Легкий – тяжелый» Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, пластмассы, поролона; емкость с водой, емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик. Весы, коллекции деревянных, пластмассовых, поролоновых и др. предметов

Декабрь

«Плавает или тонет?» «Сказка о камешке» Емкость с водой, сундучок с мелкими предметами из разных материалов: камешки, шарики, перышки, палочки…

Картинка: легкие предметы держатся на воде, а тяжелые тонут

«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Чтение р. н. с. «Заюшкина избушка» Емкость с водой, формочки для заморозки воды.

Схема: состояние воды

«Обследование камней: размер, вес, цвет» Камни разных размеров, формы, цвета, лупа.

Коллекция видов камней.

«Исследование свойств бумаги и картона: разрезание, намокание, разрывание» Бумага и картон, ножницы, емкость с водой, лупа.

Отображение свойств бумаги- разрывание, разрезание (картинки). Коллекция «Виды бумаги»

Пособие «Применение бумаги»

Январь

«Снег и его свойства». Чтение р. н. с. «Снегурочка» Блюдца со снегом.

Схемы – рисунки: свойства снега

«Вода может превращаться в лед, а лед превращается в воду». Емкость с водой, формочки для заморозки воды.

Схема: превращение воды в лед (обратный процесс)

Февраль

«Круговорот воды в природе» «Путешествие капельки» (экологическая сказка) Термос с кипятком, зеркальце, глобус; картинки: солнышко, капельки, тучка, фланелеграф.

Схема: круговорот воды в природе

«Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твердость» «Из чего делают книги?» Е. Ульева Деревянные бруски, вата, емкости с водой, лупа.

Схема: свойства дерева

Коллекция: предметы из дерева

«Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить» Канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, емкость с водой.

Схема: свойства металла

Коллекция металлических предметов

«Выявление свойств пластмассы, тонет или нет в воде» Пластмассовые стаканы, игрушки.

Схема: свойства пластмассы.

Картинки предметов, которые тонут и не тонут (со стрелками вверх- вниз)

Март

«Вода нужна всем». Чтение рассказа В. Сутеева «Под грибом» Блюдца с горошинами, вода, вата; два растения в горшках.

Картинки: использование воды

«Высаживание семян гороха и фасоли». Чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко» Блюдца с пророщенными семенами гороха, семена фасоли; контейнеры с землей, лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

«Огород на подоконнике»

«Может ли растение дышать?» Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин. Зарисовки.

«На свету и в темноте» Черенок комнатного растения в горшочке, колпак из картона. Зарисовки.

Апрель

«Когда растениям легче дышится?» Лейки с водой, палочки для рыхления. Схемы – зарисовки.

«Разноцветные растения» Две баночки из – под йогурта, вода, краситель, растение. Рисунки детей.

«Что потом?» (все циклы развития растения) Семена бархатцев, предметы для ухода за растениями. Рисунок – схема.

«Исследование свойств ткани : намокание, цвет, прочность» Лоскуты тканей: ситец, драп; емкость с водой.

Коллекция тканей.

Май

«Воздух – невидимка» «Как воздух заболел» (авторская сказка Валерии Афигеновой) Весы подвесные; 2 одинаковых воздушных шара; стакан с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики с водой, целлофановые пакеты, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойства воздуха; игрушка лягушонок; воздушные шары в связке. Веера, карточки-символы для обозначения воздуха, трубочки для коктейля

«Воздух легче воды» «Добрый воздух» Ирис Ревю Стаканы с водой и трубочки для коктейля. Рисунок – схема.

«Пересаживание комнатных растений» Лейки с водой, контейнеры с землей, лопаточки, палочки для рыхления.

Схема- алгоритм последовательности действий

«Высадка цветов на участке» Формочки с рассадой, ведерки с водой. Рассада, фотоколлаж.

Констатирующий эксперимент (часть 2)

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3 4 5

Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование)

В настоящее время отдельные аспекты детского экспериментирования получили отражение в работах Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир, А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить опытно- экспериментальная деятельность.

Цель экспериментального обучения, по мнению Н. Г. Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:

-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

-развивают системное мышление.

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

• Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)

Публикации по теме:

Формирование основ естественно-научных знаний у детей дошкольного возраста ФГОС определяет раздел в работе с дошкольниками - формирование элементарных естественнонаучных представлений. Реализация этого раздела позволяет.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Части суток» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Весенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Зимние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Летние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Формирование временных представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста. Презентация «Осенние месяцы» Математическое развитие детей невозможно осуществлять без опоры на наглядность. В методических рекомендациях предлагаются различные наглядные.

Конспект родительского собрания «Формирование экологической культуры дошкольников средствами экспериментальной деятельности» .

Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности Проект "Формирование экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности" Выполнила:.

Формирование представлений о неживой природе путем использования опытно-экспериментальной деятельности Аннотация: Статья написана в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу.

Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности»Проект «Развитие экологических представлений у старших дошкольников средствами опытно-экспериментальной деятельности» Экологический проект (из опыта работы) «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Формирование естественно-научных представлений у воспитанников в экспериментальной деятельности»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 13:48
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД