Получи документы

Исследовательский проект «Как растет хлеб»

Оксана Караваева
Исследовательский проект «Как растет хлеб»

Тип проекта : информационно - исследовательский;

Вид проекта : практический, детский;

Продолжительность: краткосрочный (02.03.15-02.04.15);родители.

Участники проекта : дети средней группы (4-5 лет).

Актуальность проблемы:

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

Публикация «Исследовательский проект „Как растет хлеб“» размещена в разделах

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе.

В среднем дошкольном возрасте значительно расширяется круг представлений об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях. Знакомство дошкольников с окружающим является одной из важных задач воспитательно-образовательной работы с детьми. Особое значение придается формированию знанию о труде хлеборобов, доступного понимания его роли в жизни людей. Показывая дошкольникам значимость и необходимость труда людей разных профессий, педагоги воспитывают в детях уважение к людям, которые растят хлеб, бережное отношение к хлебу, т. к. хлеб - один из самых главных продуктов питания в России, его очень трудно вырастить.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами средней группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Цель проекта :

-познакомить детей с историей обработки земли;

- уточнить представление детей о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом;

- учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям его вырастившим.

Задачи:

- подобрать и изучить теоретический и практический материал по ознакомлению с окружающим миром, с сельскохозяйственной техникой, художественным словом и фольклором о хлебе;

- приобщать детей к исследовательской деятельности, выполнению трудовых поручений по уходу за зерновыми культурами;

- воспитывать интерес к выращиванию зерновых культур, уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.

- формировать навыки детско-взрослой трудовой деятельности;

учить детей ухаживать за растениями;

-побуждать детей к длительному наблюдению за развитием одного и того же объекта ;

-помочь детям узнать, как растут пшеница, ячмень и овес на полях. --Находить сходство и различие во всходах пшеницы, ячменя и овса;

рассказать, как много надо затратить труда, чтобы получить хлеб, который ежедневно подается к столу;

-учить анализировать и делать выводы;

развивать умения высказывать свои мысли, опираясь на свой жизненный опыт;

- воспитывать в детях желание заботиться о растительном мире;

-воспитывать любовь к окружающему миру;

-воспитывать у детей уважение хлебу и труду земледельцев.

-Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная и восприятие художественной литературы.

-Виды совместной деятельности: совместная деятельность в уголке природы – наблюдение, беседа.

Практическая деятельность:

(полив, рыхление, измерение всходов (сравнение всходов пшеницы, ячменя и овса).

Материал: емкости с почвой, с водой, пустая емкость, семена для посадки, лейки, палочки для рыхления. Репродукция картины И. Шишкина «Рожь».

Предварительная работа:

Систематическое наблюдение и уход за растениями в уголке природы;

Чтение художественной и познавательной литературы;

Рассматривание иллюстраций по данной теме;

Отгадывание загадок, изучение примет и пословиц.

Работа с родителями:

1. Беседа с родителями «Хлеб всему голова».

2. Консультация для родителей «Огород на подоконнике».

3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла (ячмень, пшеницу, овес) для огорода на окне.

ПЛАН ПРОЕКТА

Мероприятия Цели Ответственные Срок

реализа-ции

1 этап подготовительный.

1 Беседа с родителями «Хлеб всему голова». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Воспитатели

родители. 1-я неделя

2 Консультация для родителей «Огород на подоконнике» Просвещать родителей по данной теме. Воспитатели 1-я неделя

3 Подбор наглядно – дидакт. пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Беседа и рассматривание картин, иллюстраций о труде хлеборобов весной. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». Воспитатели

родители. 1-я неделя

2 этап основной.

4 Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.

Чтение художественной литературы:

«Пахнет хлебом» перевод И. Токмаковой

«Синичкин хлеб» М. Пришвин

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений. Воспитатели 1-я неделя

5 НОД: «Как растёт хлеб».

Рисование колосков.

Лепка «Угощение для кукол»(булочки, печенье).

Вызвать интерес к выращиванию зерновых культур. Воспитатели 1-я неделя

6 Практическая деятельность: посадка овса, пшеницы, ячменя. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Воспитатели 1-я неделя

7 Опыт – наблюдение за ростом овса, пшеницы, ячменя. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающего зерна. Воспитатели 2-3 неделя

8 Труд в уголке природы.

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) Воспитатели 2 - неделя

9 Опыт- наблюдение за ростом зерна в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Воспитатели 2-3-неделя

10 Рассматривание семян через микроскопом. Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью микроскопа рассмотреть лучше зерно. Воспитатели 2-я неделя

11 Игра «Посади зерна в землю».

С/р игра «Пекарня» Закреплять классификацию растений по ценности для людей. Воспитатели 3-я неделя

12 Наблюдения: «Растут ли наши растения Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Воспитатели 3-я неделя

3 этап заключительный.

13 Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации. Воспитатели 4-я неделя

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. У детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру.

5. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

6. Создание в группе огорода на подоконнике.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.

Этапы работы над проектом :

- Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности Подготовка земли, емкости с водой, пустой емкости, семян. Посадка семян.

Уход, практическая деятельность.

Наблюдение. 1-я недля.

-Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение) – 2-я, 3-я неделя.

-Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа – 4-я неделя.

Вывод.

В процессе работы над данным исследовательским проектом дети узнали, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. Постарались привить уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. Дети приобретали различные знания, уточняли и углубляли представления о хлебе. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует не только познанию природы, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения. Использование исследование в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры, практически полезные дела). В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, приобретали опыт общения. С удовольствием «превращаются в ученых» и проводят разнообразные исследования, рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Список литературы.

1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию.

2. Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.

3. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию.

4. Сигимова М. Н. Познание мира растений.

Электронные образовательные ресурсы

1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru

2. Дет сад https://detsad-kitty.ru

Публикации по теме:

Информационно-исследовательский проект с детьми старшего дошкольного возраста «Откуда хлеб пришёл?» Что такое проект?Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих.

Информационный проект «Что растет на огороде?»Информационный проект «Что растет на огороде?» Вид проекта: информационный краткосрочный проект. Девиз: «Овощи и фрукты-витаминные продукты». Авторы: Марковцева Ирина Сергеевна, Бутенко.

Исследовательский проект «Феи» Задачи: 1. Познакомить дошкольника с историей появления, особенностями Фей. 2. Развивать познавательную активность, мышление, воображение,.

Исследовательский проект «Хлеб — всему голова» в средней группе Проект-исследование «Хлеб — всему голова» в средней группе Проект- исследование "Хлеб - всему голова» Светлана Олеговна Саитова, воспитатель.

Исследовательский проект «Моя семья — моя радость» Семья – это самое дорогое и родное, Что есть у каждого человека. В. А. Сухомлинский Актуальность проекта Семья – это первый социальный.

Исследовательский проект «Наливное яблочко» Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая.

Летний экологический проект «Посадили огород — посмотрите, что растет!» (старшая группа) Вид проекта: познавательно-информационный, творческий, групповой. Продолжительность: 2 месяца (июль-август) Участники: воспитатели, дети,.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — творец жизни» Мы часто слышим выражения «Хлеб –всему голова», или говорим детям «Хлеб не игрушка –нельзя с ним играть», но как детям понять почему так.

Познавательно-исследовательский проект «Хлеб — всему голова» Познавательно - исследовательский проект «Хлеб – всему голова» Вид проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность проекта:.

Экологический проект в старшей группе «Что за чудо-огород на окошке растет!» Составили воспитатели старшей группы: Муначева Флорида Хамзовна, Иванова Марина Анатольевна ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследовательский проект «Как растет хлеб»
Опубликовано: 25 февраля 2016 в 22:46
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД