Детский исследовательский проект «Кипрей — это лекарственное растение?»

Эльвира Зиновьева
Детский исследовательский проект «Кипрей — это лекарственное растение?»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 общеразвивающего вида»

с. Визинга

Исследовательский проект

«Кипрей – это лекарственное растение?»

Исполнители: воспитанница подготовительной группы Кривошеина Валерия

Руководители: Зиновьева Эльвира Анатольевна

Делкова Ирина Ивановна

Содержание

1. Введение…. 3

2. Основное содержание….4

3. Заключение…. 8

4. Литература…9

5. Приложение….10

Введение

Я живу в старинном селе Визинга Сысольского района Республики Коми. Наша Республика Коми богата пышными лесами, обилием грибов и ягод, разнообразием растительного мира. Есть у нас и лекарственные растения. Это зверобой, малина, шиповник и другие.

О лекарственных растениях мы узнали на занятиях по экологии. Их оказывается очень много, и они имеют очень интересные названия. Меня заинтересовало лекарственное растение с необычным названием «кипрей узколистный».

Чем может быть полезной эта трава? Мне захотелось разобраться в этом вопросе, и я провела исследование на тему «Кипрей - это лекарственное растение?»

Я захотела узнать почему Кипрей узколистный так называется и что в нём полезного. (гипотеза)

Цель: Выяснить является ли лекарственным растением Кипрей узколистный.

Задачи:

1. Узнать о растении «Кипрей узколистный».

2. Провести опрос среди сотрудников детского сада и моих родственников.

3. Собрать интересные факты о растении «Кипрей узколистный».

4. Провести эксперимент

Что мы использовали в работе?

- Свои знания и наблюдения;

- Беседы с родителями, воспитателями, сотрудниками детского сада, работниками районной библиотеки и музея истории и культуры Сысольского района;

- Книги;

- Интернет – ресурсы;

- Просмотр мультфильма;

- Опросы;

Основное содержание

Начала я своё исследование с того, что мы с мамой заглянули в толковый словарь, где узнали что слово «Кипрей» в словаре Ожегова означает «высокое травянистое растение с розовыми или пурпурными цветками и пушистыми семенами». (Приложение № 1)

Заглянув в интернет, я увидела картинку Кипрея. Кипрей узколистный – это растение с высоким длинным стеблем и узкими листьями. Так вот почему кипрей назвали «узколистным»? На конце стебля у кипрея есть цветы. Они бывают розовые или малиновые и раскрываются не все сразу, а постепенно, начиная снизу. А ещё у Кипрея есть семена похожие на парашютики, которые разлетаются очень далеко. Теперь я знаю, как выглядит Кипрей и почему он назван «узколистным». А что означает слово «Кипрей»?

Ответ на этот вопросы мы пошли искать в библиотеку. Библиотекарь нам сказала, что слово «кипрей» - это английское слово и такое название нужно для работников аптеки. А в переводе с английского слово «Кипрей» – fireweed означает «огненная трава» – это значит, что он растёт на местах пожаров. Кипрей любит расти на хорошо освещенных местах: берегах рек и ручьев, лугах, гарях и вырубках. Кипрей защищает от холода молодые сосенки и ёлочки, потому что там, где растёт Кипрей микроклимат теплее. Кипрей - очень нетребовательное растение. Он предпочитает глинистую почву, может расти и в более легкой питательной почве, но обязательно на солнечном месте.

Оказывается, на земле существует более 50 видов кипрея, из них в России растут 17 видов. А сколько видов Кипрея растёт в Республике Коми?

С этим вопросом мы с мамой пошли в музей истории и культуры Сысольского района.

Детский исследовательский проект «Кипрей — это лекарственное растение?»

Работник музея нам рассказал что, в Республике Коми растёт один вид Кипрея - Иван чай. Иван – это имя, а чай – это название напитка. Значит Иван – чай можно пить?

Мы узнали, что до 17 века знахари использовали целебные свойства Иван-чая и называли его боровым зельем. Были у «Иван-чая» такие прозвища, как «хлебница» или «мельничник». Все дело в том, что размеленные корешки часто добавляли в муку для выпечки хлеба. Еще «его называли петушковыми яблоками - за вкусовые свойства молодых листьев, которые вполне могли заменить салат. Из «Энциклопедии лекарственных трав» мы узнали, что Иван-чай во все времена на Руси был известен как целебный напиток. Еще одно название - Копорский чай - получил напиток благодаря месту, где его заготавливали (селение Копорье под Петербургом).

Знакомясь с растением Иван - чай, я узнала некоторые интересные факты:

Иван-чай — удивительное растение. Оно не имеет ограничений по возрасту. Его можно пить всю жизнь, от младенчества до глубокой старости.

Регулярное употребление Иван-чая успокаивает, улучшает сон, помогает при инфекциях и простудах, при болезни желудка, лечит головную боль, а порошком из сухих листьев присыпают раны. В этом растении много витамина С, в пищу используют корень, он похож по вкусу на картофель. Листья используют в салат, потому что в них много микроэлементов. Иван – чай ещё используют в косметологии, из него делают маски для лица.

В кулинарных и лекарственных целях собирают мелкие цветы, молодые стебли и листья кипрея. Стебли срезают близко к земле или ломают посередине и сушат в сухом проветриваемом помещении, подвесив цветами вниз.

Собирают Иван-чай с июля - в период цветения. Погода для сбора Иван-чая должна быть сухая, а сам сбор нужно вести утром. Выбирают здоровые растения и собирают с каждого понемногу, чтобы не навредить растению.

Собранные листья и цветы следует переработать по всем правилам, чтобы полезные свойства Иван-чая сохранились и раскрылись полностью, а это серьезный процесс, потребующий внимания и времени. (см. Приложение № 2)

- в первое воскресенье ноября в России празднуется День Иван – чая!

- во время войны Гитлер отдал приказ уничтожить экспериментальную лабораторию, которая делала целебные напитки из Иван – чая.

- при Петре I Иван – чай отправляли за границу.

- в народе Иван – чай называют: «универсальная домашняя аптечка», «эликсир жизни» и «эликсир молодости».

- у нас в Республике Коми в селе Ыб Сыктывдинского района в Свято – Вознесенском храме собирают Иван – чай и производят для продажи полезные травяные сборы.

Ну, вот, информация собрана и её очень много. А что знают об этом удивительном растении взрослые? Мне очень захотелось узнать, и поэтому я решила провести опрос. Сначала я придумала вопросы. Первый вопрос: «Какие лекарственные растения вы знаете?»; второй вопрос: «Кипрей – лекарственное растение?»; третий вопрос: «Что общего у Кипрея и Иван – чая?»; четвёртый вопрос – «Знаете ли вы чем полезен Иван – чай?»

Я опросила 19 человек. (Приложение № 3)

1 вопрос: «Какие лекарственные растения вы знаете?»

Знают 1 растение Знают 2 растения Знают 3 растения Знают 4 растения Знают 5 растений Знают более 5 растений

0 человек 1 человек 2 человека 4 человека 2 человека 10 человек

2 вопрос: «Кипрей – лекарственное растение?»

Ответ «Да» Ответ «Нет» Ответ

«не знаю» Ответ «Наверно»

12 человек 1 человек 5 человек 1 человек

3 вопрос - «Что общего у Кипрея и Иван – чая?»

Ответ «знаю» Ответ «не знаю»

14 5

4 вопрос - «Знаете ли вы чем полезен Иван – чай?»

Ответ «знаю» Ответ «не знаю»

9 10

Меня удивило, что не все взрослые знают о полезности Иван - чая.

После всего исследования я решила провести эксперимент. Для этого я взяла Иван – чай и крупнолистовой чай «Нури». Для заваривания я взала два прозрачных стакана. В каждый из них положила по одной ложке чая, залила кипятком и накрыла крышкой. Чай настаивался десять минут. Затем я решила узнать как пахнет Иван – чай. Я открыла крышку и сразу почувствовала запах малины и рябины. А запах крупнолистового чая мне показался непонятным. Цвет чая в двух стаканах тоже был разным. В стакане с Иван – чаем чай был светло- зелёного цвета, а в такане с крупнолистовым чаем – коричневым. Затем я проверила оба чая на вкус. Иван – чай на вкус оказался очень приятным, чувствовался вкус смородины и брусники. А крупнолистовой чай на вкус оказался горьким и мне не понравился. (Приложение № 4)

Итак, проведя эксперимент я точно знаю, что чай из Иван - чая вкусный и ароматный, а ещё и полезный. Этот чай могут пить как взрослые, так и дети. И если бы я могла выбирать чай в магазине, то покупала бы только Иван – чай.

Теперь я точно знаю что «Кипрей – узколистный» или ещё по другому Иван – чай – лекарственное растение Республики Коми.

Всю важную информацию об Иван – чае я собрала в буклет (Приложение № 5) и подарить всем кого я опрашивала. Этот буклет будет первым в серии буклетов о лекарственных растениях Республики Коми. Это значит что моя работа на этом не останавливается.

Литература

Даников Н. И. Целебный иван-чай / Н. И. Даников — «Эксмо», 2016 — (Я привлекаю здоровье)

Приложение № 1

Значение слова "КИПРЕЙ" в словарях:

• кипрей — иван чай Словарь русских синонимов. кипрей сущ. • иван чай Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012. кипрей … Словарь синонимов

• КИПРЕЙ — род многолетних трав семейства кипрейных. Ок. 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Кипрей узколистный (иван чай, копорский чай) растет обычно зарослями по вырубкам, опушкам и особенно обильно по гарям; один из лучших медоносов… … Большой Энциклопедический словарь

• КИПРЕЙ — КИПРЕЙ, род многолетних трав и полукустарников (семейство кипрейные). Около 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Наиболее известен иван чай … Современная энциклопедия

• КИПРЕЙ — КИПРЕЙ, кипрея, мн. нет, муж. (обл.). Высокая трава с крупными соцветиями, употр. как суррогат чая; то же, что Иван чай. Толковый словарь Ушакова. Д. Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

• КИПРЕЙ — КИПРЕЙ, я, муж. Высокое многолетнее травянистое растение с крупными соцветиями. | прил. кипрейный, ая, ое. Семейство кипрейных (сущ.). Толковый словарь Ожегова. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

• КИПРЕЙ — муж. растенье Epilobium. Один из видов этого рода, Е. palustre или angustifolium, есть копорская трава, копорский или иван чай. Кипрейный, к кипрею относящийся Толковый словарь Даля. В. И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

• КИПРЕЙ — КИПРЕЙ, КАПОРСКИЙ ЧАЙ Растение из сем. онагриковых, употребляется как фальсификация чая. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910 …

Словарь иностранных слов русского языка

• Кипрей — (Epilobium L.) травы или полукустарники, образующие род изсемейства кипрейных. Листья у них цельные, противоположные илиразбросанные по стеблю так, что через них нельзя провести правильнойвинтовой линии. Цветы в углах листьев или образуют… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

• Кипрей — КИПРЕЙ, род многолетних трав и полукустарников (семейство кипрейные). Около 200 видов, во внетропических поясах обоих полушарий. Наиболее известен иван чай. …

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Приложение № 2

Процесс переработки Иван - чая

Завяливание:

листья иван-чая рассыпают слоем не толще 5 сантиметров на день или сутки, чтобы они слегка стали вялыми, не забывайте перемешивать слои, чтобы листья завялились равномерно. Избегайте попадания прямых лучей солнца.

Скручивание:

вяленые листья иван-чая скручивают между ладонями рук до тех пор, пока они не потемнеют от выступившего сока.

Ферментация:

скрученные листья укладывают слоем в 5 сантиметров в эмалированную или стеклянную посуду, укрывают влажной тканью и ставят на 6-12 часов в теплое место (24-27 С). Чем выше температура, тем процесс ферментации идет быстрее. Окончание процесса ферментации можно определить по изменению запаха на насыщенный цветочно-фруктовый.

Сушка:

чтобы высушить, ферментированные листья Иван-чая мелко режут, расстилают на противнях, застеленных пергаментом, слоем в 1-1,5 сантиметра и сушат при температуре 100 С около часа. Если нет духовки, можно сушить на солнце.

Хранение:

важно хранить подготовленный Иван-чай в плотной упаковке: стеклянных банках с крышками. Зреет Иван-чай около месяца и в дальнейшем только увеличивает свой вкус и аромат. Хранится около двух лет.

Заваривание:

Ополосните чайник кипятком и положите на 0, 5 литра воды 2-3 чайные ложки высушенного Иван-чая, можно к сухим листочкам добавить немного и сухих цветков Иван-чая. Залейте кипятком на треть чайника, подождите минут 5 и долейте кипяток до полного. Настаивать лучше минут 10.

Приложение № 4

Эксперимент с чаем

1. Я взяла Иван – чай и крупнолистовой чай «Нури»

Для заваривания я взяла два прозрачных стакана. В каждый из них положила по одной ложке чая, залила кипятком и накрыла крышкой.

Чай настаивался десять минут

. Затем я решила узнать как пахнет Иван – чай. Я открыла крышку и сразу почувствовала запах малины и рябины. А запах крупнолистового чая мне показался непонятным.

Цвет чая в двух стаканах тоже был разным. В стакане с Иван – чаем чай был светло- зелёного цвета, а в такане с крупнолистовым чаем – коричневым.

Затем я проверила оба чая на вкус. Иван – чай на вкус оказался очень приятным, чувствовался вкус смородины и брусники. А крупнолистовой чай на вкус оказался горьким и мне не понравился.

Публикации по теме:

Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами»Детский исследовательский проект «Чудесный мир оригами» Цель проекта: Узнать об оригами и о том, можно ли развлечь себя, имея лишь лист бумаги. Задачи: 1. Узнать, как появилось оригами; 2.

Детский исследовательский проект и презентация «Мы огородники» • Тема: «Мы огородники. Формирование экологического воспитания детей в процессе исследовательской деятельности». • Автор проекта: Ковалёва.

Детский исследовательский проект «Календарь ожидания»Детский исследовательский проект «Календарь ожидания» Исследовательский проект «Календарь ожидания» Исполнители: воспитанники старшей группы Руководители: Зиновьева Эльвира Анатольевна Делкова.

Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Детский исследовательский проект «Почему корабли не тонут?» Цель: узнать, почему корабли держатся на воде. Задачи: • собрать и проанализировать.

Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни»Детский исследовательский проект «Секреты школьной жизни» Этой весной, мне посчастливилось провести весело и насыщенно, ведь я готовила и провела несколько детских проектов. Это 1 проекта с моим.

«Сахар». Детский исследовательский проект в старшей группе Детский исследовательский проект в старшей группе по теме "Сахар" Цель: узнать способы применения сахара Задачи: - Проанализировать научную.

Детский проект «Удивительное растение — росянка»Детский проект «Удивительное растение — росянка» Введение Мир растений тесно связан с миром насекомых. Есть насекомые-друзья деревьев и трав, а есть и их враги. На лугу, в лесу или на болоте-всюду.

Исследовательский проект «Детский сад. История и современность» Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители поселка мало знают, каким был раньше детский сад, где он располагался.

Детский исследовательский проект «Почему идет дождь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» Копейского городского округа (МДОУ «ДС № 10») ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ:.

Детский исследовательский проект «Что такое дрожжи?» Я Исследователь – «Что такое - дрожжи?» Орлова Вероника, 6 лет Я очень люблю кушать пирожки, булочки, ватрушки и хлеб. Мне стало интересно.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Детский исследовательский проект «Кипрей — это лекарственное растение?»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 21:55
+50Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 октября. Выставка салфетниц на МААМ

Сейчас салфетки считаются неотъемлемый предмет сервировки даже скромного стола. Сложно представить, что когда-то человечество не пользовалось ими. Древние греки вытирали руки фиговым листом, в Древнем...

18 октября. Всемирный день конфет

18 октября можно назвать праздником всех сладкоежек. А можно – и всеобщим праздником, ведь вряд ли найдётся хотя бы один человек, который не любит конфет. Или, по крайней мере, не любил их в детстве. У...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «День народного единства»
Цель: воспитание у детей чувства дружбы, патриотизма, гордости за свою Родину. Задачи: обучающие: расширять представления детей о территории России,...
Консультация для родителей «Что должен уметь дошкольник»
Уважаемые родители, ваш ребенок еще не школьник, но нынешняя реформа школы уже скоро коснется и вашей семьи, будущего первоклассника. Ведь главная ее...
Работа по методике развития чувства ритма у детей 5–8 лет «Ритмический лес»
Подготовил и разработал: Музыкальный руководитель МАДОУ №8 г. Сухой Лог Карпуков Д. М. «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно...