Ольга Коваленко
Исследовательский проект «Мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательский проект для старшей группы
«Мир растений».
Информационная карта проекта :
1. Полное название проекта : «Мир растений»
2. Автор проекта : воспитатель Коваленко Ольга Валериевна
3. Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
4. Вид, тип проекта : групповой, долгосрочный, исследовательский.
Публикация «Исследовательский проект „Мир растений“» размещена в разделах
- В мире растений. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
5. Актуальность темы: Дети 5-6 лет начинают более осознанно понимать взаимосвязь и взаимозависимость между различными объектами и явлениями природы, их состоянием и развитием. Природа – это богатейшая кладовая для всестороннего развития ребенка. Необходимо расширять знания и представления о природном мире, воспитывать осознанно – бережное отношение к объектам природы. Растения своим разнообразием привлекают детей к познанию окружающего мира.
6. Цель проекта : развивать познавательный интерес детей, расширять представления о разнообразии растительного мира, знакомить со свойствами растений.
7. Задачи проекта :
• Обобщить и систематизировать знания детей о многообразии растений, углублять и конкретизировать представления детей об условиях жизни растений.
• Дать представление о том, что растениям для роста необходимы свет, тепло, влага и почва.
• Формировать представление о строении, развитии растений, их связи с различными факторами окружающей среды, значении в жизни человека.
• Вызвать интерес к наблюдению за процессом роста растений, учить ухаживать за растениями, расширять представления о размножении растений (луковицами, семенами, клубнями, вегетативным методом размножения).
• Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
• Формировать осознанно – правильное, бережное отношение к природе родного края.
План реализации проекта.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
• Определение направленности проекта, целей и задач.
• Создание опытно – экспериментальной лаборатории в группе.
• Дополнение уголка природы в группе.
• Оформление экологической выставки «Этажи леса».
• Составление картотеки игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
• Оформление картотеки лекарственных растений.
• Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2. Основной этап:
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы, рассказы • «Мир растений».
• «Как растет растение».
• «Растения – легкие земли».
• «Где любят жить растения».
• «День работников леса. (Лесник)».
• «Зеленая аптека».
• «Красота осенней природы».
• «Золотая осень».
• «Что мы знаем о комнатных растениях».
• «Растения на участке и в группе».
• «Как живут растения зимой».
• «Первые признаки весны».
• «Первые цветы».
• «Одуванчик - чудо-солнышко».
• «Что растет в цветнике».
• «Беседа – рассуждение».
• «Знаете ли вы что?».
Опытно – экспериментальная деятельность
приложение Опыты:
• «Нужно ли растениям тепло?»
• «Может ли растение дышать?»
• «Нужен ли корешкам воздух?»
• «Что выделяет растение?»
• «Во всех ли листьях есть питание?»
• «На свету и в темноте»
• «Лабиринт»
• «Что нужно для питания растения?»
• «Как увидеть движение воды через корешки?»
• «Как влияет солнце на растение»
• «Как вода поступает к листьям»
• «Потребность растений в воде»
• «Сокодвижение в стебле растения».
Наблюдения
приложение • «Растения и кустарники на нашем участке».
• «Крапива».
• «Мать – и – мачеха».
• «Подорожник».
• «Деревья и кустарники».
• «Осина».
• «Тополь».
• «Ель».
• «Береза».
• «Ива».
• «Сосна».
• «Рябина».
• «Комнатные растения нашей группы».
• «Одуванчик».
• «Растения в цветнике».
• «Цветник».
• «Растения осенью».
• «Мох».
• «Растения зимой».
• «Береза зимой».
• «Как зимуют цветы?».
• «Первоцветы».
• «Проклюнувшиеся почками березы»
• «Растения весной».
• «Тюльпаны».
• «Какие они, цветущие растения?»
Познавательная деятельность • НОД «Прогулка по лесу».
• НОД «Мир комнатных растений».
• НОД «Зимние явления в природе» : «Как живут растения зимой»
• НОД «Деревья и кустарники».
• НОД «Цветы».
• НОД «Леса и луга нашей Родины».
• НОД «Цветы для мамы».
• НОД «Зеленый наряд земли».
Художественное творчество конспекты - Рисование: «Космея», «Деревья на нашем участке», «Осенний лес», «Золотые березы», «Большие и маленькие ели», «Белая береза под моим окном», «Красивое развесистое дерево зимой», «Деревья в инее», «Деревья смотрят в воду», «Цветут сады»,
- Аппликация (с использованием природного материала) : «Весенний букет», «Подснежники», «Цветы России», «Цветущее дерево», «Золотые березы»,
- Конструирование из бумаги: «Хризантема»,
Работа с родителями
• Введение в тему проекта : рекомендации родителям по ознакомлению детей с растениями;
• Привлечение родителей к оформлению экологического уголка;
• Рекомендации родителям посетить с детьми парки, скверы, рассказать о растениях ребенку. /Совместное наблюдение за сезонными изменениями в природе/.
• «Волшебный цветок». / Домашнее задание для родителей и детей: вырастить цветок для группы/.
• «Зимняя сказка». /Конкурс творческих семейных работ/.
• Оформление изменений в экологическом уголке совместно с родителями и детьми.
• «Ядовитые растения нашего края». /Памятки для родителей/
Игровая деятельность Подвижные игры, народные игры:
«Растения леса, сада, огорода», «Цветы», «К дереву беги!», «Садовник» (народная игра, «Редя» (народная игра,
Дидактические игры:
«Жизнь в семенах», «Собери растение», «Чудо цветок», «Кому нужна вода, а кому полянка», «Лекарство», «Кто быстрее», «Найди по описанию», Горячо – холодно», «что где растет?», «Скорая помощь», «Юные художники», «Следопыты», «С чем нельзя в лес ходить?», «Сравни», «Что лишнее», «Назови плод».
Сюжетно – ролевые игры:
«Садовники», «Помощники в лесу», «Продавец цветов», «Флористы».
Чтение художественной литературы
приложение Рассказы и сказки:
• Чтение А. Онегова «Весенняя полянка».
• Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
• Н. Павловой «Хитрый одуванчик», «Травка Пупавка».
• А. А. Плешаков «Зеленые страницы».
• Т. А. Шорыгина «Маленькие путешественницы».
• Г. Охапкина «История одного растения. Камелия».
• Н. Усова «Фиалка», «Ландыш».
• Н. Бычков «Ромашка», «Маки», «Одуванчик», «Репейник», «Подснежник», «Ландыши».
• Л. Герасимова «Василек», «Цветок», «Крапива», «Тюльпаны».
• Анны Саксе «Сказки о цветах» : «Подснежник», «Форстериана», «Белокрыльник», «Нарцисс», «Гиацинт», «Заячья капуста», «Жасмин», «Персидская сирень», «Фиалка», «Орхидея», «Бальзамин», «Пион», «Магнолия», «Лилия», «Водяная лилия», «Кукушкины слезки», «Сухоцвет», «Вьюнок», «Разбитое сердце и ландыш», «Гладиолус», «Дикая роза и утренний ветер», «Подсолнечник», «Камелия», «Аконит», «Лисохвост», «Мак», «Фиалка».
• А. П. Платонов «Неизвестный цветок».
• Прокофьева С. Л. «Про Машку и Ойку». «Маленький дубок».
• Загадки, половицы и поговорки.
3. Заключительный этап:
- Выставка детских работ по проекту;
- Оформление экологического уголка - выставки для детей и родителей;
- Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе;
- «Природа родного края». Итоговое открытое занятие.
Список используемой литературы:
1. Баймашова В. А., Охапкина Г. М. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
2. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М. : Мозаика – Синтез, 2012.
3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работу с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика – синтез, 2013.
4. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М. : Мозаика – Синтез, 2006.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. М. : ТЦ Сфера, 2014.
6. Шорыгина Т. А. Зеленые сказки: Экология для малышей. – М. : Книголюб, 2006.