МААМ-картинки

Проект «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора» (первая младшая группа)

Елена Котлярова
Проект «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора» (первая младшая группа)

«Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством народного фольклора»

Содержание

1. Вступление

2. Актуальность

3. Проблема

4. Цели и задачи

5. Гипотеза

6. Констатирующий эксперимент (часть 1)

7. Формирующий эксперимент

8. Констатирующий эксперимент (часть 2)

Публикация «Проект „Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора“ (первая младшая группа)» размещена в разделах

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Актуальность

Адаптация - это приспособление организма к новым условиям, к новой среде. А для ребенка детский сад является той новой и неизведанной территорией. Доказано, что ребенок испытывает стресс, когда его внезапно «отрывают» от мамы и оставляют с «чужими людьми» в детском саду. У детей наблюдается повышенная раздражительность, утомляемость, нарушение сна, ухудшение аппетита, снижение массы тела. Если ребенок будет много и часто плакать, переживать это ухудшит его физическое и психическое состояние.

Безусловно наблюдая за тем, как тяжело проходит адаптация у детей младшего дошкольного возраста, используя различные формы работы, направленные на улучшение ситуации по адаптации детей, я пришла к выводу, что фольклор является наиболее эффективным способом успокоения ребенка. В совместной деятельности взрослого и ребенка фольклорный жанр стал звучать реже. Возраст родителей моих воспитанников составляет от 20 до 28 лет. Это родители современного мира –мира «айпадов», «айфонов» и других суперсовременных технологий. К сожалению, в этом мире мало места для колыбельных перед сном, «гулечек», потешек и пестушек. Родители и дети увлечены компьютером, телевизором, где чаще показывают зарубежные мультфильмы, сказки. Из-за этого мало кто знаком с исконно русскими героями, традициями, культурным наследием нашей страны. Фольклор является важной составляющей детской субкультуры. В понятие «детский фольклор» входят все виды устных произведений, созданные взрослыми специально для детей, творчество взрослых, ставшее со временем детским, и устное творчество самих детей. Фольклор помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, а правильно подобранная песенка или потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку.

Проблема.

Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения ребенка в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности. Ребенок оказывается в незнакомой бытовой обстановке среди новых ребят. Он очень раним, его организм функционально не созрел, ему трудно приспосабливаться. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными. От того, как пройдет привыкание малыша к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и семье. Необходимо искать пути безболезненной адаптации детей, создание условий для детей с разным уровнем адаптации, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Один из тих путей – народный фольклор, из покон веков, лелеющий малыша.

Цель:

Способствовать положительной адаптации детей раннего возраста к ДОУ через использование народного фольклора.

Задачи:

-систематизировать фольклорный материал, используемый при организации педагогического процесса в период адаптации детей к детскому саду;

-воспитывать положительное отношение маленьких детей в общении со взрослыми и сверстниками;

- учить выполнять простейшие танцевальные движения в ритм, в слова потешек, двигаться в такт произносимому тексту.

- развивать речь ребенка, умение вступать в общение со взрослым и сверстниками.

Гипотеза.

1. Благодаря использованию песенок, потешек уже к середине учебного года дети начнут положительно эмоционально откликаться на происходящие события;

2. Дети будут вслушиваться в слова потешек, в их ритм, музыкальность, выполнять простейшие танцевальные движения в ритм с текстом: делать ладушки, притопывать, приплясывать, двигаться в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует, организует их поведение;

3. Дети будут легко вступать в общение со взрослыми при помощи речи и игровых действий;

4. Потешка поможет устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами, поможет погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к воспитателю.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

При проведении констатирующего эксперимента мной были выбраны, как критерии оценивания адаптации ребёнка к условиям ДОУ, поведенческие реакции, обозначенные в адаптационном листе.

Их оценивание позволило мне проследить уровень адаптации к ДОУ каждого ребёнка, при этом я рассматривала, на какой день пребывания ребёнка в детском саду, у него появляется положительная реакция. Результаты и сделанные выводы приведены ниже.

Адаптационный лист (сводный)

Поведенческие реакции

1. Аппетит

2. Сон

3. Социальные контакты

4. Речь

5. Эмоциональное состояние

6. Положительная реакция (на какой день)

Аппетит: (+) — отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно. (+ -) — хороший аппетит. Ребенок иногда просит, чтобы его покормили. (-) — ест без аппетита, или отказывается от еды.

Сон: (+) — быстрое, спокойное засыпание, глубокий сон. (+ -) — ребенка приходится укачивать, засыпает с соской. (-) — ребенок не засыпает, плачет. Приходится находиться рядом с ним. Сон поверхностный.

Социальные контакты: (+) – охотно идет на контакт с взрослыми, привлекает взрослого к совместной деятельности; (+ -) – не всегда идет на контакт с взрослыми, но включается в совместную деятельность; (-) –не стремится к взаимодействию с взрослым, не подражает его действиям.

Речь: (+) - понимает речь взрослого, выражает просьбы, желания облегченными и легкими по звуковому составу словами: (+ -) – частично понимает речь взрослого, использует другие средства для объяснения своих желаний (тянет куда-то, показывает, пытается произнести нужное слово); (-) – не понимает речь взрослого, не пытается адекватным образом привлекать взрослого для решения собственных задач, плачет.

Эмоциональное состояние: (+) — ребенок с удовольствием идет в группу. Не плачет, преобладают положительные эмоции. Ведет себя адекватно. (+ -) — ребенок плачет при расставании с родителями, но быстро успокаивается. На протяжении дня преобладает хорошее настроение. (-) — ребенок плачет, не может успокоиться.

Эмоциональное состояние не стабильное, у детей присутствуют страх, тревожность при смене постоянного воспитателя подменным, при встрече с другими сотрудниками, которые работают в ДОУ и заходят в группу. Дети не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, иногда и сейчас капризничают, не могут расстаться со своей мамой, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем, прямо таки "прилипая" к нему, и не отпуская от себя. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, низким уровнем навыков самообслуживания, неподготовленностью к режимным моментам детского сада. У этих детей острая фаза адаптации ещё не завершилась по причине непосещаемости ДОУ по болезни. Важно отметить, что после каждого эпизода болезни, адаптация начинается заново, потому что дети очень маленькие, быстро отвыкают от режима, от взрослых, от сверстников.

На основании работы в группе, я пришла к выводу, что отвлечь от родителей, успокоить малыша можно, если использовать народный фольклор : потешки, сказки, песенки. Если ребенок чувствует доброжелательное отношение взрослого, который рядом, вместе с детьми играет в разнообразные виды деятельности совместно с потешкой, песенкой, сказкой процесс адаптации протекает успешнее.

Малышам полюбились игры с речевым сопровождением: «ладушки», «Сорока- сорока.» «Коза-рогатая.» «еду-еду, к бабе, к деду…», «прятки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В таких играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт. Свою работу в этом направлении я планирую продолжать дальше, используя народный фольклор.

Формирующий эксперимент

В ходе реализации проекта планируется использовать следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание, договаривание. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта будут использованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, игры с элементами театра, чтение потешек, народных сказок, использование театра Би-ба-бо. В проекте будут использоваться следующие методы: наглядные, словесные, практические. Приё мы: рассматривание, показ воспитателя ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Для работы данного проекта необходимо :

• подобрать фольклорный материал, адекватно возрасту детей;

• составить картотеку потешек для всех режимных моментов;

• подобрать иллюстрированный материал к фольклорным произведениям.

Знакомство с песенками, потешеками будет происходить в течение всего времени пребывания ребёнка в детском саду, во всех режимных, образовательных моментах.

Выводы:

Показателями окончания адаптационного периода являются :

1. спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями;

2. уравновешенное настроение в течение дня;

3. адекватное отношение к предложениям взрослых;

4. общение с ними по собственной инициативе;

5. умение общаться со сверстниками, не конфликтовать;

6. желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца;

7. спокойный дневной сон в группе по режиму дня.

Психолого-педагогические выводы:

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60 -х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей. Александра Платоновна Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Василий Александрович Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности

- Теоретическое обоснование (научное обоснование)

Детский фольклор, как часть фольклора, представляет собой произведения, обращенные к детям, а также произведения, бытующие среди детей и исполняемые детьми для себя. В основном, это малые жанры фольклора, то есть небольшие по объему фольклорные произведения. Такие народные произведения входят в жизнь ребенка рано, задолго до овладения речью.

Фольклор и адаптация детей

Одной из основных задач деятельности педагога младшей группы является создание благоприятной обстановки для адаптации малышей в ДОУ. Для этого ему необходимо наладить устойчивое эмоционально-положительное самочувствие и активность каждого ребенка и установить добрые отношения в группе. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. В течение дня воспитатель должен к каждому ребенку проявить доброе отношение (приласкать, погладить, назвать ласково, отметить предмет одежды). Ощутив любовь воспитателя, малыш становится более эмоциональным и общительным. Одной из форм для благоприятной адаптации детей является фольклор, который используется во всех видах деятельности. Проблема адаптации человека к изменившимся условиям жизни была и остаётся актуальной в наше время. Эта проблема занимает умы научных и практических работников. Особенно актуальна тема адаптации в раннем возрасте, когда ребенок из семейной стабильной среды переходит в другую, подчас более агрессивную среду. При поступлении ребенка в дошкольное учреждение происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки малыш попадает в непривычную среду, где всё так незнакомо. Четкий режим дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение – все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. В результате нарушаются сон, аппетит, появляются различные страхи, малыш отказывается играть с другими детьми, все это сопровождается соматическими заболеваниями, подчас переходящими в хронические. Именно поэтому важно, насколько быстро и менее болезненно пройдет процесс адаптации для нового воспитанника детского сада. Ведь от этого зависит, насколько благополучным будет состояние ребенка и его здоровье. Один из ведущих специалистов по воспитанию детей раннего возраста профессор Н. М. Аксарина, касаясь данной темы, всегда приводила один и тот же пример. Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на это, дерево болеет на новом месте, пока не приживается. Дети, которые первый раз приходят в детский сад, очень эмоциональны и впечатлительны, постоянно испытывают потребность в любви и поддержке. В связи с этим воспитателям ДОУ предлагается использовать систему, разработанную с учётом ФГОС, по адаптации детей, поступивших в детский сад. Основной целью данной системы является ранняя социализация детей, позволяющая обеспечить их успешную адаптацию в детском саду. Но сначала следует разобраться в принципах этой системы. Малыш уже многое умеет делать сам, а еще большему он может научиться делать с помощью взрослых. Поэтому перед воспитателями встают основные задачи адаптационного периода :

- охрана психического и физического здоровья детей;

- формирование способов общения со взрослыми и сверстниками;

- установление контакта с родителями, с целью полноценного развития ребенка.

Для решения поставленных задач прибегаем к помощи устного народного творчества. Следует отметить, что особенно чётко проявляется взаимосвязь фольклора и природы. Природа полна необыкновенных чудес. Выходя на прогулку на участок, воспитатель обращает внимание детей на погоду : «Сегодня греет солнышко – тепло, дует ветер – холодно», и сопровождает наблюдение соответствующими потешками. На прогулке отгадываются загадки о животных, птицах. Каждая игра, наблюдение, сопровождаются каким- либо стишком или песенкой. При знакомстве с объектами неживой природы малышам предоставляется максимум разумной свободы действий. Происходит знакомство детей с трудом в природе, с каким стараньем и любовью трудятся люди, тем самым воспитывается чувство уважения к труду, при этом все действия сопровождаются подходящими случаю видами устного народного творчества.

В течение дня воспитатель находит время, чтобы доставить детям радость, выполняя физические упражнения: потянулись как кошечка, позевали, повалялись как неваляшки, поползли как змейка, без помощи рук и др. Упражнения сопровождаются исполнением стишков или песенок. Родителям предлагаются рекомендации по проведению различных действий в домашних условиях, сопровождаемых чтением следующими потешек:

При умывании:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

При расчесывании волос:

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Во время еды:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

При выходе на прогулку:

1, 2, 3, 4, 5, собираемся гулять!

На прогулке:

-Жук, жук, где твой дом?

-Мой дом под кустом.

Перед сном:

Баю-баю- баиньки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Мою детку усыплять.

После сна:

Солнышко встает, на зарядку всех зовет.

Таким образом, использование воспитателем в своей деятельности устного народного творчества позволяет ребенку почувствовать себя уверенней, благополучно адаптироваться к новым условиям жизни, быстрее привыкнуть к новой обстановке и охотно посещать детский сад.

Публикации по теме:

Адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыкальной деятельностиАдаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством музыкальной деятельности Адаптация- приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям, процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям.

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (первая младшая группа) Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада (1 младшая группа) Поступление ребёнка в детский сад всегда сопряжено с большими.

Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок.

Консультация «Формирование познавательно-речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» «Формирование познавательно - речевой активности у детей раннего возраста посредством малых форм фольклора» Важнейшим источником развития.

Консультация музыкального руководителя «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ посредством музыки» Проблема адаптации детей в ДОУ остается актуальной, так как детки все больше рождаются с ослабленным здоровьем, а значит и с ослабленными.

Перспективное планирование развития речевой активности детей раннего возраста посредством малых жанров фольклора Цель: развитие речевой активности детей второго года жизни посредством использования малых жанров фольклора Сентябрь Задачи: 1. Приобщать.

Проект «Цветы» (первая группа раннего возраста) ПРОЕКТ «Цветы» Первая группа раннего возраста, воспитатель: Морозкина С. А. Проект рассчитан на неделю, он завершается праздником развлечений,.

Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка»Проект по развитию речи детей раннего возраста посредством фольклора «Потешкина книжка» ктуальность Фольклор одно из действенных и ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями.

Рисование пластилином с детьми раннего возраста (первая младшая группа)Рисование пластилином с детьми раннего возраста (первая младшая группа) Рисование пластилином с детьми раннего возраста Именно в детстве впервые все мы узнаём о существовании пластилина. Но, оказывается, этот.

Сценарий осеннего праздника для детей раннего возраста (ясли, первая младшая группа) Звучит музыка. Дети с воспитателем входят в зал. В руках- разноцветные листочки. Ведущая: Сколько листьев самых разных Нам принёс осенний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Положительная адаптация детей раннего возраста к ДОУ посредством фольклора» (первая младшая группа)
Опубликовано: 16 января 2019 в 20:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД