Исследовательский проект «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами»

Анна Абрамова
Исследовательский проект «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами»

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

Принят

Педагогическим советом №___

от «___» ___ 20__ г. «Утверждаю»

Заведующий МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

___ Е. И. Голдинова

Приказ №___ от «___» ___ 20__ г.

Тема исследовательского проекта:

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами»

Воспитатель: Абрамова Анна Александровна

МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

2017 - 2018 учебный год

с. Песчанокопское

2017 - 2018уч. г.

Содержание

• Актуальность.

• Проблема.

• Цель.

• Задачи.

• Гипотеза.

• Констатирующий эксперимент (часть 1).

• Формирующий эксперимент. Перспективное планирование.

• Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование).

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

• Приложение (фотоматериал, проекты, разработки игр, пособий и т. п. по теме исследовательского проекта)

«Оригами – это увлекательное занятие

и серьёзное искусство, помогающее маленькому

волшебнику создавать интересные поделки»

Королёва М. В.

Актуальность:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Творчество– всегда результат работы мысли, создающей нечто новое, ведущей к открытиям, решению жизненных практических задач.

Проанализировав научную литературу по теме исследования, я пришла к выводу о том, что мелкая моторика рук имеет большое значение в жизни человека.

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работе речевых и мыслительных центров головного мозга. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в процессе организации нетрадиционных видов художественной аппликации (оригами, рисования и лепки способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка.

Поэтому важно чтобы все виды детской деятельности старшего дошкольника имели творческое начало. Использование технологии «Оригами» при конструировании из бумаги позволяет сделать данный процесс креативным.

В названии этого искусства звучит и его основная идея. «Ори» в японском языке обозначает «складываю», а «гами» - «бумага».Это продуктивная деятельность, результат которой ребенок видит сразу.

бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему через освоение детьми приемов работы с бумагой.

Цель программы – способствовать развитию творческих способностей детей средствами бумажной пластики и оригами.

Задачи программы:

1. создать условия для формирования творческих способностей личности ребенка через использования техники оригами;

2. пробудить интерес к искусству оригами;

3. показать детям способы создания поделок из оригами, и применение их в различных видах деятельности;

4. содействовать развитию у детей эстетического восприятия;

5. стимулировать проявление инициативы, самостоятельности детей.

6. способствовать развитию мелкой мускулатуры рук, воображения и фантазии.

В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:

умение слушать и воспринимать устную инструкцию воспитателя;

принимать умственную задачу и находить способ ее решения;

переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;

развитие самоконтроля и самооценки;

осознание собственных познавательных процессов.

Отличительной особенностью программы «Волшебный квадратик» является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Настоящая рабочая программа описывает курс работы с детьми дошкольного возраста 5-6 лет и разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада в соответствии с введением в действие ФГОС.

Содержание образовательного процесса в старшей группе выстроено в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ в основе которой Программа «Радуга».

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федерального уровня:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г.

-"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"2013г.

Локальные акты:

-Устав МБДОУ д/с №1 «Улыбка»

Основные принципы построения и реализации Программы:

-научной обоснованности и практической применимости;

-единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

-интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

-комплексно-тематического построения образовательного процесса;

-решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образовании.

Разработан цикл консультаций по темам: «Что такое «оригами»?», «История искусства оригами», «Поделки своими руками», «Рука развивает мозг».

Планируемые результаты освоения детьми рабочей программы.

В результате обучения по данной программе дети:

Знает и называет геометрические фигуры.

Ориентируется на листе бумаги.

Складывает лист бумаги пополам.

Складывает квадратный лист бумаги по диагонали, соединяя два противоположных угла.

Загибает края бумаги, совместив их с центральной складкой (Б. /ф. «воздушный змей»).

Умеет намечать линии.

Тщательно и аккуратно разглаживает линии сгиба.

Самостоятельно выполняет надрезы в определенном месте.

Умеет украсить свою поделку, добавить недостающие детали (глаза, усы, уши и т. д.)

Работает самостоятельно, точно соблюдая инструкцию.

Добивается конечного результата.

Самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы.

Может найти собственную ошибку в работе и выявить причину неудачи.

Констатирующий эксперимент (часть 1)

Сентябрь

Методы эксперимента: наблюдение за детьми и анализ продуктов детской деятельности.

Вопросы:

1. Что такое оригами?

2. Объясни, что обозначают линии на «пооперационной схеме».

3. Попробуй собрать по схеме поделку (если ребёнок не может собрать по схеме, то собрать вслед за взрослым – «по образцу»)

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3

1.

Совместная деятельность взрослого и ребенка проходит в форме художественной мастерской во второй половине дня один раз в неделю. Продолжительностью:

с детьми от 5 до 6 лет – продолжительность не более 25 минут;

Совместная деятельность взрослого и детей включает различные формы образовательной деятельности: беседы, рассказ воспитателя, показ способа деятельности, совместную практическую деятельность, обсуждение результатов труда; организацию выставок, создание коллажей

Перспективное планирование

Месяц Тема Программное содержание Примечания

Сентябрь Бумажная сказка Познакомить детей со свойствами бумаги, её особенностями, использование и применение в детском творчестве

Грибы, ягоды

Познакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П., «Оригами и аппликация», стр. 27

Лист клена Продолжать знакомить детей с базовой формой «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 82

Елка и береза Познакомить детей с базовой формой «треугольник». Закреплять умение использовать в работах базовую форму «воздушный змей». Научить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 22

Октябрь Овощи

Познакомить детей с новым понятием складка – «молния». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 62

Ваза с фруктами

Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Приучать к аккуратности во время работы с клеем. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 70

Свитер

Познакомить детей с базовой формой «блин» и новым понятием сгиба «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. www.tvoyrebenok.ru

Сапоги

Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин» понятием сгиба «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. «сказка о бедном крестьянине»

Ноябрь Дом Познакомить детей с базовой формой «дом», закреплять умение выполнять сгиб «долиной». Закреплять умение складывать квадратную форму листа пополам, точно соединяя стороны и углы листа; тщательно разглаживать место сгиба. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация», стр. 86

Игрушки Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 88

Стаканчик Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 8

Теремок Познакомить с новой базовой формой «книжка». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 20

Декабрь Голодная птица Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация», стр. 44

Еловая ветка Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», стр. 49

Дед Мороз Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», стр. 53

Снеговик Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», стр. 58

Январь Лиса и волк

Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 12

Стул Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 91

Автомобиль Познакомить с новой базовой формой «дверь». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 62

Февраль Пароход Продолжать знакомить детей с базовой формой «блин». Закреплять умение складывать квадратную форму листа по диагонали и складывать все углы к центру; тщательно разглаживать место сгиба. Г. И. Долженко «100 оригами», стр. 148

Рубашка

Продолжать знакомить с базовой формой «дверь». Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. www.tvoyrebenok.ru

Самурайский шлем

Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать

место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 17

Самолет Развивать детскую фантазию и воображение во время работы с различными видами бумаги. Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиб

Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 171

Март Ваза с весенними ветками Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 68

Ваза с ромашками Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 80

Водоплавающая птица

Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 67

Кактус

Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовую форму «воздушный змей». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Приучать к аккуратности во время работы с клеем. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 85

Апрель Лягушонок

Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 9

Рыбка (закладка)

Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 106

Медведь Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции

С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 14

Гуси Закреплять умения детей изготавливать поделки, используя базовые формы «воздушный змей» и «треугольник». Развивать глазомер, детскую фантазию и воображение. Воспитывать усидчивость, четкость выполнения инструкции. С. В. Соколова «Оригами. С нами не соскучишься», стр. 58

Май Черепаха

Закреплять умение детей использовать в своих работах базовую форму «треугольник». Продолжать учить складывать квадратную форму листа по диагонали, тщательно разглаживать место сгиба. Т. Б. Сержантова «366 моделей оригами», стр. 19

Кузнечик Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Развивать детскую фантазию и воображение Г. И. Долженко «100 оригами», стр. 206

Василек Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. Афонькин С. Ю., Лежнева Л. В., Пудова В. П. «Оригами и аппликация», стр. 272

Цыпленок Закреплять умение детей складывать листы бумаги в разных направлениях, для получения определенного результата, тщательно разглаживать место сгиба. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников», стр. 25

Констатирующий эксперимент (часть 2) Май

Цель эксперимента - обеспечить комплексный подход к оценке промежуточных и итоговых результатов освоения образовательной программы для изучения оценки динамики достижения детей, развития их физических, интеллектуальных и личностных качеств; результатов деятельности педагогов.

Методы эксперимента: наблюдение за детьми и продукты детской деятельности.

№ п/п Список воспитанников Вопросы

1 2 3

1.

• Психолого-педагогические выводы:

- Теоретическое обоснование (научное обоснование).

- Описание педагогической деятельности, способствующей решению поставленной проблемы.

Список используемой литературы

1. Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. – Москва: «Эксмо», 2008. -255стр.

2. Гарматин А. Оригами. Чудеса из бумаги. – Ростов-на-Дону: ИД «Владис», ИД «Рипол классик», 2006. -320 стр.

3. Корнеева Г. Бумага. Азбука творчества. – Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. -175 стр.

4. О’Брайн и Нитхем. Наши руки не для скуки. Оригами. Конструирование из бумаги. – Москва: Росмен, 1999. - 68 стр.

5. Острун Н., Лев А. Оригами. Живые фигурки. – Москва: Айрис Пресс, 2006. -68стр.

6. Сержантова Т. 366 моделей оригами. – Москва: Айрис Пресс, 2003. -192стр.

7. Сержантова Т. 100 праздничных моделей оригами. – Москва: Айрис Пресс, 2006.

-208 стр.

8. Соколова С. Оригами. С нами не соскучишься. Игрушки из бумаги. – Москва: Махаон, СПб: Валерии СПД, 1999. -112 стр.

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Цель: «Создание условий для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности; содействие развитию инициативы,.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей детей с помощью нетрадиционной техники рисования» Мастер-класс воспитателя МБДОУ детского сада п. Солидарность Скрылевой Ирины Александровны Тема: Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование техники «Айрис-Фолдинг» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №398 «Ласточка», комбинированного вида Мастер-класс Развитие.

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг». Информация из опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством техники квиллинг в старшей.

Отчет по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники» Май 2017 г Воспитатель Загилова О. В. Цели: - Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном.

Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» Автор: Воспитатель.

Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр»Проект «Развитие творческих способностей детей младшей группы с помощью развивающих игр» ПАСПОРТ ПРОЕКТА Тип проекта – исследовательско-познавательный. Продолжительность проекта – долгосрочный (1 год). Участники проекта –.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью театрализованных игр Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционного рисования Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Современное общество требует.

Проект «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» Творческо - информационный проект Тема: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Наша армия
Автор публикации:
Исследовательский проект «Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей с помощью техники оригами»
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 13:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка прогулки в парк «Золотая осень»
Немного отвлекусь от основной темы и поделюсь информацией раздобытой на просторах нашего великого Интернета. Осень называют «золотой», нетрудно догадаться...
Творим добрые дела вместе: «Акция доброты!»
С ранних лет мы воспитываем в наших детях чувство сострадания, любви к братьям нашим меньшим. Зачастую это воспитание проходит как бы "заочно", через занятия...
Выставка детско — родительского творчества «Золотая осень».
Для поделок щедро осень Нам с деревьев шишки сбросит, Жёлуди, каштаны Соберу и стану Из кусочков пластилина, Камешков и шишек, И семян - делать павлинов,...
Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей
Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет изменять в...
Итоги посещения уроков в 1 классе в период адаптации — сентябрь. Выступление на МО...
Цель: наблюдение прохождения адаптационного периода у обучающихся первого класса. Адаптационный период учащихся первого класса проходит удовлетворительно....