Вера Маклакова
Исследовательский проект «Танцевальная мозаика» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Танцевальная мозаика»
Участники проекта :
Харченко Влада,
Сосновская Екатерина
Подготовительная к школе группа
№10 «Снегурочка»
Руководитель проекта :
Маклакова Вера Александровна
Музыкальный руководитель
0ктябрь 2021г.
Введение
Актуальность:
Публикация «Исследовательский проект „Танцевальная мозаика“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Музыка – мощное средство художественного воспитания детей. В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики: это развитие у детей музыкального слуха, памяти, внимания и выразительности движений.
Что же нового предлагается в данном проекте? Может, достаточно просто обучать ребёнка музыкально-римическим движениям, используя в работе один и тот же материал – например, «Танец осенних листочков» на музыку А. Жилина или «Польку» на музыку Ю. Чичкова (из репертуара программы «Ладушки»? Да, действительно, но в соответствии с изменениями возможностей и запросов самих детей, возникает потребность всё время вносить в свою работу новое, свежее. Разработка репертуара – это бесконечный процесс. Но для педагога важно не столько постоянное пополнение своего репертуарного багажа, сколько стремление конкретных детей самостоятельно его разрабатывать, ориентируясь на свои возможности. Приобретая опыт пластической интерпретации музыки, ребёнок овладевает не только разнообразными двигательными навыками и умениями, но также и опытом творческого осмысления музыки, её эмоционально-телесного выражения. Именно этот опыт и умения помогут ребё нку в дальнейшем успешно освоить и другие виды художественно-творческих видов деятельности: это может быть последующее обучение хореографии, гимнастике.
Проблема:
Дети очень любят танцевать, и знают много танцев, но составить свой танец на новую мелодию не умеют.
Цель проекта :
Учить детей использовать алгоритм для составления нового танца.
Задачи:
• расширять знания детей о разнообразии танцевальных движений;
• выявлять характерные особенности традиционных жанровых танцев (вальс, полька, хоровод, пляска, их специфику и неповторимость;
• развивать способность творческого исследования каждого движения;
• развивать умение подбирать движения к танцу в соответствии с характером музыки;
• развивать комбинаторные способности и умения;
• приобретать и совершенствовать устойчивые музыкально-ритмические навыки;
• развивать коммуникативные навыки и творческую активность;
Тип проекта :
• Долгосрочный.
• Групповой.
Этапы работы над проектом :
I этап проектной работы
1) Сбор информации о различной танцевальной музыке.
2) Составление «копилки» жанровой танцевальной музыки (хоровод, пляска, вальс, полька).
3) Работа с морфологической таблицей, анализ и классификация частей танца.
Анализ данной информации позволил сделать вывод, что:
• в каждом танце есть вступление, части танца, заключение,
• части отличаются характером музыки и движениями;
4) Составление картотек:
• рисунка танца (звёздочка, круг, шеренга, змейка);
• движений танца (для рук, для ног, для девочек, для мальчиков);
II этап проектной работы
Алгоритм составления танца (практическая работа).
• Внимательно слушаем музыку и определяем жанр танца.
• Определяем количество частей и музыкальных фраз.
• Выбираем рисунок для каждой части танца.
• На морфологической таблице выбираем движения для рук и ног и составляем из них танцевальное движение для каждой музыкальной части и демонстрируем его.
• Составляем схему танца на наборном полотне.
• Смотрим на схему и танцуем.
III этап проектной работы
Презентация проекта
- Здравствуйте, меня зовут Вика.
- Меня зовут Маша. Мы ходим в группу «Ромашки» в детском саду Солнышко. Мы очень любим, танцевать, и знаем много танцев, но составить свой танец на новую мелодию мы не умеем. На музыкальных занятиях мы разучиваем разные жанровые танцы и собираем их в копилку. Нам очень нравятся полька и вальс, хоровод и пляска. Мы рассмотрели эти танцы в морфологической таблице и выяснили, что танец состоит из нескольких частей и музыкальных фраз. Каждая часть танца имеет свой рисунок и состоит из разных движений.
- Мы составили картотеку разных движений. Движения бывают для рук, для ног. Движения для мальчиков и девочек. И картотеку рисунка частей танца это круг, звездочка, два круга, три колонны.
Потом мы научились составлять схему танца по алгоритму.
1. Внимательно слушаем музыку и определяем жанр танца.
2. Определяем количество частей и музыкальных фраз.
3. Выбираем рисунок для каждой части танца.
4. На морфологической таблице выбираем движения для рук и ног и составляем из них танцевальное движение для каждой музыкальной фразы и демонстрируем его.
5. Составляем схему танца на наборном полотне.
6. Танцуем.
7. Например, у нас есть музыка для русской пляски. Слушаем её и считаем части… Итак, в ней три части, мы выбираем рисунок для каждой части пляски.
8. Потом мы выбираем танцевальные движения для каждой части на морфологической таблице: для первой части – полочку и пружинку, и у нас получилось вот такое танцевальное движение.
9. Для второй части - руки на поясе и ковырялочку, и у нас получилось вот такое танцевальное движение.
10. Для третьей части – руки в стороны - вверх и присядку, и у нас получилось вот такое танцевальное движение.
11. Теперь мы составляем схему танца по алгоритму : берём танцевальные движения и вставляем их на наборное полотно, таким образом, у нас получилась схема танца
12. Уважаемые гости, теперь мы предлагаем Вам потанцевать с нами.
.
13. - Уважаемые гости предлагаем Вам выбрать для нас музыку, а мы попробуем составить свой танец.
Заключение
Итак, в результате исследовательской деятельности, ребята научились не только определять жанр танца по прослушанному фрагменту, но и придумывать рисунки отдельных частей этого танца, составлять танцевальные движения, соответствующие этому жанру, путём комбинаторного сложения движений для рук и для ног, и, как итог, самостоятельно составлять небольшую схему танцевальной композиции в целом. Теперь наши дети будут чувствовать себя раскованно в любой компании, на любом празднике. Они всегда будут в центре внимания, потому что научились танцевать. А ребёнок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Список литературы
1. Фёдорова Г. Поиграем, потанцуем. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 1999;
2. Вайнфельд О. Музыка, движение, фантазия! - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2000;
3. Фирилёва Ж., Сайкина Е. Са-фи-дансе. - Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2000;
4. Буренина А. Ритмическая мозаика. - Санкт-Петербург, 2000.